СюжетыОбщество

С ковидом на Кремль

Дума и правительство под давлением общества, кажется, вынуждены сдать назад с законопроектом об обязательных QR-кодах. В транспорте их пока вводить не будут, но и в общественных местах это теперь сделать непросто

Этот материал вышел в номере № 142 от 15 декабря 2021
Читать
Участница митинга против введения QR-кодов в Екатеринбурге. Фото: РИА Новости

Участница митинга против введения QR-кодов в Екатеринбурге. Фото: РИА Новости

Зарождение идеи

12 ноября правительство России направило в Государственную думу два законопроекта, регулирующих использование QR-кодов привитых или переболевших коронавирусом. Первый должен был установить федеральные нормы для QR-кодов в общественных местах, а второй — на железнодорожном и авиатранспорте. Новые правила должны были вступить в силу 1 февраля и действовать как минимум до 1 июня 2022 года.

Отрицание

Правительственная инициатива о повсеместном введении QR-кодов не встретила понимания среди граждан. На следующий день, 13 ноября, в Екатеринбурге прошла первая акция несогласных с нововведениями, а уже через два дня, 15 ноября, Госдума, увидев такую реакцию, предложила региональным властям поучаствовать в обсуждении законопроектов о QR-кодах. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, это решение должно было дать «законодателям и представителям общественности» возможность «внимательно их [законопроекты] изучить, высказать свои замечания и предложения».

Жители российских субъектов выражали свое недовольство разными способами — от мирных митингов до штурмов зданий местных администраций.

25 ноября, через две недели после внесения законопроектов в ГД, в Челябинске несколько десятков человек, выступающих против ковидных ограничений, попытались прорваться в здание областного Заксобрания. Депутаты в то время как раз обсуждали там реализацию федеральных требований о QR-кодах. К протестующим жителям даже вышел председатель комитета по социальной политике и пообещал лично со всеми пообщаться. При этом недовольство граждан все же не убедило местных депутатов, и предложенные правительством законопроекты все равно поддержали.

Подобные акции протеста и митинги против введения QR-кодов проходили по всей стране. Только 12 декабря в Архангельске на несогласованную акцию против ковидных ограничений вышли десятки жителей. На похожие народные собрания люди выходили в Екатеринбурге, Новосибирске и на Камчатке. В Нижнем Новгороде, например, местные жители даже попытались согласовать митинг против QR-кодов и провести его официально, но получили от мэрии отказ.

Участники митинга у культурно-развлекательного комплекса «Уралец» в Екатеринбурге. Фото: РИА Новости

Участники митинга у культурно-развлекательного комплекса «Уралец» в Екатеринбурге. Фото: РИА Новости

Кампания против QR-кодов активно ведется и в интернете. Например, у одного из крупных телеграм-каналов «Оставьте нас в покое», в котором пропагандируют отказ от обязательной вакцинации и ковидных ограничений, уже 65 тысяч читателей. Автор канала, Александра Машкова-Благих, которая сама называет себя сторонницей традиционных ценностей, пытается отстаивать свою позицию не только в соцсетях, но и в легальном поле. Так, в начале 2021 года она с другими активистами подала иск в Верховный суд с требованием отменить постановление правительства о том, что коронавирус — опасная болезнь. Суд иск отклонил, но активизм «антипрививочников» этим не ограничился.

Гнев

Некоторые попытки россиян заявить о своих правах воспринимались государством спокойно, но иногда представители власти все же пресекали протестные акции по отработанной на политических выступлениях схеме. Так, в Казани 25 ноября на митинге против коронавирусных ограничений и QR-кодов задержали около 40 человек и отпустили из отделений уже с обязательствами о явке.

На жительницу Череповца, которая пыталась прорваться в здание местного Заксобрания, протестуя против QR-кодов, завели уголовное дело о применении насилия в отношении представителей власти (ч. 1 ст. 318 УК). По версии следствия, 46-летняя женщина распылила дихлофос в сотрудников полиции и Росгвардии. В тот день петицию протестующих приняли и зарегистрировали.

В Екатеринбурге местные жители попытались прорваться в торговый центр, выступая против QR-кодов и масочного режима. Двоих из них задержали и арестовали на 12 суток по статье о неповиновении требованиям полицейских.

Читайте также

К горлу подступает код

Государство сжимает хватку на шее у общества, приближая введение обязательных QR-пропусков. Но общество само виновато: это плата за молчание при уничтожении других свобод в стране

Торг

Власти в регионах по-разному отреагировали на инициативу федерального центра. Например, Татарстан стал первым регионом России, где ввели QR-коды для проезда в общественном транспорте. Инициатива начала действовать 22 ноября, а уже на следующий день из местных автобусов и метро высадили 1500 человек. Тогда замминистра транспорта республики заявил, что из-за введенных мер пассажиропоток снизился на «20–30%». Спустя четыре дня после начала действия нововведений местные власти пошли на уступки и расширили список лиц, которые могут пользоваться общественным транспортом в связи с новыми коронавирусными ограничениями.

Казань. Вход на станцию метро «Козья слобода», 22 ноября. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Казань. Вход на станцию метро «Козья слобода», 22 ноября. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Единственным регионом, где отказались поддержать введение QR-кодов, стала Северная Осетия. При первичном голосовании 25 ноября законопроекты получили 30 из 35 необходимых голосов «за». Однако в этот же день местный парламент провел голосование еще раз, и со второй попытки депутаты все же решили согласиться с инициативой правительства. После этого руководитель фракции «Единой России» в парламенте Северной Осетии сложил с себя полномочия. Как он сам заявляет, добровольно.

Формат и срок действия самих QR-кодов неоднократно подвергался изменениям. Например, 16 ноября Минздрав заявил, что QR-код граждан, которые привились от коронавируса, а потом заболели им, будет действовать полгода. Дело в том, что при наличии информации о перенесенной болезни и сертификата о вакцинации должна учитываться «более поздняя дата наступления события», а QR-код переболевшего действует только шесть месяцев. Спустя две недели Минздрав все же поменял свою позицию и продлил до года срок действия QR-кодов тех, кто переболел ковидом.

Депрессия

Принять участие в общественной дискуссии о грядущих ограничениях решил и спикер Володин. 24 ноября у себя в телеграм-канале он рассказал о том, как проходит процесс подготовки законопроектов о QR-кодах.

«В адрес Государственной думы, депутатов поступило более 120 тысяч официальных обращений, еще большее количество комментариев звучит в социальных сетях. Все они внимательно изучаются. Это мнение людей», — заявил политик.

Пост Володина вызвал небывалый общественный резонанс. Только за первые сутки после появления публикации своим мнение с политиком поделились около 400 тысяч человек, а сейчас под ней уже более 700 тысяч комментариев. В основном, граждане выражают недовольство готовящимися законопроектами и требуют их пересмотра. Некоторые напоминают председателю Госдумы о том, что введение ковидных ограничений является «ограничением прав».

(Не)принятие

Спустя месяц после внесения ограничительных законопроектов в Госдуму парламент все же пошел на уступки. Вячеслав Володин заявил у себя в телеграм-канале, что законопроект о QR-кодах на транспорте сняли с рассмотрения. По его словам, на заседании Думы это решение поддержали единогласно. «Опрометчивые решения, которые ограничивают права наших граждан и создают дополнительные проблемы для людей, недопустимы», — резюмировал чиновник.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал законопроект о QR-кодах на транспорте «очень сложным технологически и логистически». «Мы говорили с вами о том, что это как раз та самая Сцилла и Харибда, когда нужно, с одной стороны, обеспечить защиту здоровья населения во время пандемии, и, с другой стороны, не убить ту же самую экономику или не создать чрезвычайных проблем для людей», — добавил он. По словам Пескова, для принятия подобных законопроектов интересы людей являются «абсолютным приоритетом».

На фоне объявленных Володиным изменений высказалась и заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. На очередном заседании ГД 13 декабря чиновница заявила, что с 1 января 2022 года сертификаты переболевших коронавирусом будут выдавать не только тем, кто официально заявил об этом в медучреждение, но и тем, кто сдал анализ на антитела. Если их количество будет достаточным, то человек сможет получить соответствующий сертификат.

Таким образом, из двух предложенных правительством законопроектов о QR-кодах сейчас на рассмотрении ГД остался только один — затрагивающий общественные места. Согласно ему, граждане смогут посещать массовые мероприятий, культурные учреждения, рестораны и магазины только с предъявлением либо QR-кода о прививке или перенесенной болезни, либо медицинского отвода от вакцинации. Уже в четверг законопроект рассмотрят в первом чтении.

Читайте также

Пропуск кода

У властей нет «плана Б», который мог бы прийти на смену всеобщей кьюаризации

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow