Долгие годы все политические переделы в Красноярском крае, вмещавшем в себя чуть не две Западные Европы, — но это по территории, а если по сути, то Потанина с Дерипаской, — объясняли их, Севера и Юга, застарелой войной, войной никелевых котелков с алюминиевыми. Вмещал в себя край раньше и Ходорковского, потом Сечина, но все же они были сбоку от эпических битв за пост «смотрящего». Потом войны сменились тем, что причастные к процессу называли «межэлитными договоренностями». И если с начала нулевых краем долго правили менеджеры «Норникеля», то с сентября 2017-го — Усс, исторически связанный с алюминщиками, Дерипаской, Шойгу.
Однако смысл в борьбе за губернаторство для бизнеса давно утерян, глава региона ныне практически ни на что не влияет, Кремлю также в значительной степени уже просто ни к чему ориентироваться на какие-то местные расклады и факторы. Населению тем более нет разницы — никелевая власть или алюминиевая, суть ее едина: она — колониальная, промышленного капитала, и она краевая только в том смысле, что над краем, но отнюдь не в его интересах.
Существенно для Кремля было одно — падение рейтинга 68-летнего Усса, усталость от него, а потому возможные сюрпризы на предстоящих в сентябре выборах губернатора.