СюжетыОбщество

Корона российской эпидемии. Часть I

Чума терпит поражение. Комикс

Человечество регулярно сталкивалось с пандемиями, но ничто не может сравниться по масштабу с Черной смертью, которая бушевала в Европе на протяжении нескольких веков. Проект «Кафка-Zаговор» обнаружил связь между средневековой Италией и сегодняшним миром.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Комикс: Аскольд Акишин, Алекей Иорш (цвет) для «Новой газеты»

Комикс: Аскольд Акишин, Алекей Иорш (цвет) для «Новой газеты»

«Назначить и уничтожить виновных желали многие»

Ирина Метелева

кандидат медицинских наук, автор книги «Бич Божий. История чумы»

— Мы дети выживших. Продукт естественного отбора. Мириады лет на Земле выживали сильнейшие. Бактерии. Вирусы. Люди. Как доказали палеогенетики, несколько тысяч лет назад Иерсиния пестис, возбудитель чумы, удачно мутировала и научилась передаваться с кровососущими насекомыми, перестав разрушаться в желудке блох. И двинулась на завоевание мира. Страшные эпидемии меняли историю человечества, а люди ничего не могли противопоставить бактерии, кроме того же естественного отбора. Вторая пандемия чумы, печально вошедшая в историю под именем Черная смерть, в Средние века уничтожила треть населения Европы, прокатившись по всему миру, зачастую оставляя в городах всего несколько выживших. А первично легочная чума, распространяясь воздушно-капельным путем, убивала 100% заразившихся за 2-3 дня, вплоть до XX века.

Бич Божий — так прозвали чуму в Средние века, ибо верили: ничто не произойдет без воли Господа. Крестные ходы и молебны – вот какой был самый популярный способ «профилактики». Что, конечно, только способствовало распространению заразы.

Зачастую власти неоправданно долго тянули с объявлением чумы, не желая поверить: соседи-то ясно, а нас за что?!

А как же торговля? Может это ошибка? Паникерство? Будучи, наконец заявлена, Черная смерть уже вовсю хозяйничала в городе. Заслышав страшную весть, люди бросались бежать, спеша проскочить в закрывающиеся по приказу властей, городские ворота. Часто впереди всех бежали сами власти города. И разносили чуму. Первыми умирали больные и голодные, те же прокаженные, наиболее предрасположенные генетически, но потом очередь доходила и до богатых и здоровых. Кто не изолировался достаточно надежно — погибал.

Печальная примета всех пандемий — страшные черные зловонные трупы, в изобилии и беспорядке покрывавшие улицы. Для их уборки опять же с завидным постоянством открывались двери тюрем и выпускались уголовники всех мастей, что никак не добавляло порядка. Мародерства добавляло. И разнесения заразы через перепродажу вещей из зачумленных домов. Проблемы с продуктами и отсутствием медицинской помощи, страх и отчаяние вызывали массовые психозы, в том числе выливавшиеся в чумное веселье и чумные пляски.

На улицах городов появляются «заразители», больные, еще стоящие на ногах, стремящиеся кого-то успеть поцеловать, «забрать с собой».

Процветает теория заговора: назначить и уничтожить виноватых в эпидемии — вот чего хотели многие. Так в Западной Европе убивали евреев и прокаженных. За их неимением в ход шли любые иноверцы. А флагелланты, самобичеватели, пошли дальше, назначив виноватыми священнослужителей, и заявив, что лишь они, флагелланты, знают истинную волю Бога. За что и поплатились.

Роль личности в истории — Григорий Орлов, бывший фаворит Екатерины II, прибывает в чумную Москву 1771 года и блестяще справляется и с эпидемией, и с чумным бунтом. И это когда местная власть бездействовала и уже убит обезумевшей толпой московский архиепископ Амвросий, пытавшийся во избежание усиления мора, запретить проведение молебнов у Боголюбской иконы Божьей Матери.

Однако, работала и научная мысль. Несмотря на засилье миазматической теории распространения инфекций — учения об убийственной вони — было отмечено, что надо закрывать лица, а скопления народу усиливают мор.

Уже в XIV–XV веке появились прообразы наших карантинов. Каранта — 40 — столько дней необходимо было выдерживать людей и грузы, прибывшие из зараженных территорий.

Но наука наукой. Крепкая власть всегда требовалась, чтобы обеспечить выполнение требований карантина. Ввести его вовремя. Не допускать нарушений. Это был единственный метод борьбы. И только с открытием в 1894 году Александром Иерсеном бактерии, возбудителя чумы, стало возможным создание вакцины, сыворотки, а позднее, уже в XX веке, и схемы антибиотикотерапии.

Авторы: Сергей Лебеденко, Аскольд Акишин

Над проектом работают: Леонид Никитинский, Юлия Счастливцева, Алексей Иорш, Анна Игнатенко, Сергей Лебеденко, Евгения Сосина и Никита Гирин.

Предыдущие выпуски

Как поправки в Конституцию добавят ФСБ полномочий в киберпространстве. Комикс

Нефтяное проклятье. Что на самом деле привело к кризису на нефтяном рынке

Кто заказал Серебренникова?!

Тайна «Роскосмоса». Как лунный лифт спустил правительство Медведева с неба на землю

Лысый — волосатый. В Конституцию готовится поправка на все времена

«Взывали к мужскому достоинству». Как в Ингушетии появилось экстремистское подполье 60+. Комикс

Новогодний штурм Ледяного кремля

Навальный и наводнение в Венеции. Как связаны иски к организаторам летних протестов в Москве с мировыми кризисами?

Дух Шиеса против мусорного духа: комикс к первой годовщине борьбы со строительством самой большой в мире помойки

Буря в бумажном стаканчике: Росгвардия против Аллена Даллеса на московских митингах

Героическая оборона Мосгордумы: ЦИК и Скрепман побеждают оппозиционную нечисть

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow