Местное управление ФСБ вновь ужесточило обвинение политику и экс-зампреду меджлиса крымских татар* Нариману Джелялу по делу о повреждении газопровода в Крыму. Об этом сообщает его адвокат Николай Полозов.
Теперь, по версии следствия ФСБ, крымскотатарский политик обвиняется в совершении диверсии в составе организованной группы по п. «а», ч. 2 ст. 281 УК — от 12 до 20 лет лишения свободы, и по ч. 4 ст. 222.1 УК — незаконное хранение взрывчатых веществ в составе организованной группы — от 10 до 15 лет лишения свободы.
«Свою вину в инкриминируемых деяниях Нариман не признает. Давать показания на дополнительном допросе он отказался», — сообщил адвокат Джеляла.
Ранее Джелялу предъявляли обвинение в пособничестве в совершении диверсии, но в ходе следственных действий переквалифицировали на полноценное участие в совершении диверсии (ч. 1 ст. 281 УК). На допросе по этому обвинению политик также отказался давать показания.
Следствие потребовало защитников Джеляла дать подписку о неразглашении, но, «учитывая негативный прецедент с адвокатом Иваном Павловым», они заявили о необходимости конкретизировать то, какие данные представляют тайну следствия. Теперь адвокаты не могут разглашать показания по делу (кроме показаний самого подзащитного), суть и выводы экпертных исследований, а также данные участников участников досудебного производства.
Накануне задержанному по тому же делу Асану Ахтемову также ужесточили обвинение — ему заменили первую часть статьи о диверсии на вторую (ч. 2 ст. 281 УК — диверсия, совершенная группой лиц). Первая часть статьи предусматривает наказание от 10 до 15 лет лишения свободы, вторая — от 12 до 20 лет. Ахтемову также вменили в вину ч. 4 ст. 222.1 УК («Незаконное приобретение, хранение взрывчатых веществ группой лиц»), она предполагает от 10 до 15 лет колонии.
После задержания адвокат Эмине Авамилева рассказала изданию «Граты» о пытках Наримана Джеляла. «Все это время он находился в наручниках и с мешком на голове. Без воды и еды. Он не знал, где находился, но понимал, что где-то в подвале», — сообщила Авамилева.
Крымский татарин Асан Ахтемов также рассказал, что силовики его пытали, в том числе током. Так они заставили его дать на камеру признательные показания, от которых он в дальнейшем отказался. Адвокат Айдер Азаматов рассказал, что у крымского татарина боли в грудной клетке, но, несмотря на это, врач его не посетил. «Его мучают приступы удушья, по-прежнему он не может нормально спать, так как ночью ему кажется, что он задыхается и опять его будят сокамерники, чтобы он не задохнулся», — сказал защитник.
МВД сообщило о повреждении газопровода в поселке Перевальное 23 августа. Ведомство возбудило дело об умышленном уничтожении или повреждении имущества (ч. 2 ст. 167 УК). Как отчитались в МВД, неизвестные повредили газопровод в горной части региона, который используется для снабжения села Перевальное и войсковой части. Работу газопровода восстановили на следующий день. После этого Джеляла и братьев Азиза и Асана Ахтемовых отправили в СИЗО, кроме того, отцу Ахтемовых Эскендеру назначили 10 суток ареста, брату Арсену — 15. Их признали виновными в неповиновении полиции (ст. 19.3 КоАП).
В Симферополе 4 сентября полиция задержала десятки человек, которые вышли к зданию ФСБ, чтобы поддержать задержанных земляков. «Крымская солидарность» сообщила, что на задержанных составили 58 протоколов.