На графике показано, во сколько раз среднее число новых больных или умерших за семь дней больше, чем перед началом волны. За «нулевой день» принята дата, когда количество заболевших или умерших было минимальным перед подъемом.
Например, в Москве вторая волна началась после 21 июля — тогда было зафиксировано минимальное число новых случаев за семь дней. Волна нарастала медленно, а с октября ускорилась: количество зараженных выросло в четыре раза, а на пике волны — в декабре — увеличилось в 12 раз.
Третья волна заболеваемости в столице началась после 13 марта. На графике видно, что по состоянию на 14 июня число новых больных уже в четыре раза больше, чем перед началом волны. Также видно, что спустя несколько недель после начала волны смертность начинает расти взрывными темпами — кривая резко устремляется вверх.
Мы не сравнивали темпы заболеваемости с первой волной, так как в начале пандемии, в отличие от второй и третьей волны, рост начался с нуля, а во многих регионах весной 2020-го волны еще не было.
Как мы неоднократно рассказывали, оперативные данные по числу заболевших и умерших выглядят недостоверно в большинстве регионов. Лучше понять картину пандемии помогли бы косвенные показатели — например, число госпитализированных пациентов, однако их публикуют лишь единичные регионы.