Дата · Общество

За окном — маленькая Индия

Избыточная смертность в России может превысить 300 тысяч человек за лето

Фото: РИА Новости

29 июня в России зарегистрировали рекордное количество умерших от коронавируса за все время пандемии: за сутки умерли 652 человека. Судя по оперативным данным и оценкам «Новой», третья волна коронавируса грозит России даже более масштабными потерями, чем первые две, а общее число жертв пандемии может вырасти до миллиона человек. 

В Москве и Санкт-Петербурге за июнь было зафиксировано уже семь суточных рекордов смертности от коронавируса. Последнее максимальное значение для Москвы — 124 умерших, для Петербурга — 119 смертей.

Официальные данные показывают, что ежедневная смертность от коронавируса уже выше, чем во вторую волну. Тогда в России на протяжении трех месяцев в среднем фиксировали 315 смертей в день, а сейчас, начиная с резкого подъема в июне, — 470, то есть на 50% больше. 

В Москве этот показатель вырос более чем на треть: с 57 до 75 смертей в день. В Петербурге «избыточная» смертность от COVID-19 уже приближается к 60–80%:

как отмечал независимый аналитик Алексей Куприянов, до пандемии в июне каждый день от всех причин умирало 150–175 человек, а 29 июня только от коронавируса было зафиксировано 119 смертей. 

Оценить, сколько человек стали жертвами новой волны коронавируса, можно будет лишь осенью — тогда Росстат опубликует данные о числе умерших от всех причин за лето. Если предположить, что во время третьей волны избыточная смертность вырастет так же, как и оперативная, то Россия может потерять еще 320 тысяч человек. Таким образом, за весь период пандемии смертность вырастет примерно на 735 тысяч человек.

Если Москва пытается хоть как-то сдержать рост заболеваемости — в столице закрыты фуд-корты и ночные клубы, а невакцинированным запретили ходить в кафе без отрицательного ПЦР-теста, — то власти Петербурга, кажется, не обращают никакого внимания на эпидемию. Весь месяц в городе проходили массовые события: Петербургский международный экономический форум, матчи чемпионата Европы по футболу и праздник выпускников «Алые паруса», который посетило около 45 тысяч человек. Судя по фото и видео с праздника, большинство из них были без масок.

Из Петербурга вирус уже перекинулся на другие страны: около 200 финских болельщиков, вернувшихся с матчей Евро-2021, получило положительные тесты на COVID-19 — это более половины всех новых случаев в стране. Несмотря на все это, губернатор города Александр Беглов уверен, что такие мероприятия «не наносят существенный вред» эпидемиологической обстановке, а ответственность за третью волну коронавируса лежит на людях, которые не делают прививку.

Кажется, федеральные власти солидарны с Бегловым: в Кремле заявили, что в Петербурге «нет прямых запретов» на проведение массовых праздников, а каждое крупное мероприятие проводится с учетом санитарных норм. Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и глава Роспотребнадзора Анна Попова утверждали, что рост заболеваемости связан с «тотальным нигилизмом и низким уровнем вакцинации населения».

Как показывают официальные данные, в период с 1 по 28 июня число умерших от COVID-19 в Петербурге выросло на 70% по сравнению с аналогичным периодом в мае. Сейчас на регион приходится чуть меньше 15% от общероссийской смертности — это второй показатель после Москвы, где фиксируют около 17% всех смертей от коронавируса. В мае доля Петербурга была лишь 10%, при этом доля Москвы практически не изменилась (16%).

Официальная летальность — то есть отношение числа смертей к числу выявленных больных — тоже выросла. 

Если во время второй волны летальность в Петербурге составляла около 2,3%, то сейчас уже превысила 6%. Это может говорить как о катастрофическом уровне смертности, так и о том, что в городе гораздо больше заболевших, чем попадает в официальные сводки. Глава Центра им. Гамалеи Александр Гинцбург предупредил, что летальность от коронавируса может вырасти в 5 раз — до 10%.

В целом по России число жертв коронавируса в июне выросло почти на 20%. Помимо Петербурга, наиболее заметен рост в Брянской области и Республике Марий Эл (в три раза), а также на Дальнем Востоке — в Бурятии (в пять раз), Приморском и Хабаровском краях (более чем в два раза).

Также число умерших увеличивается в регионах Северного Кавказа, которые наиболее сильно пострадали во время второй волны пандемии. В Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Адыгее количество жертв коронавируса за месяц выросло на 50–70%.

Мы уже рассказывали, что третья волна COVID-19 в России может быть даже более масштабной, чем вторая: судя по официальным данным, среднее число новых больных за неделю удваивается почти с такой же скоростью, как и осенью 2020-го. На графике показано, как быстро растут показатели заболеваемости и смертности второй и третьей волны. Чтобы выбрать регион, нажмите на выпадающий список. 

На графике показано, во сколько раз среднее число новых больных или умерших за семь дней больше, чем перед началом волны. За «нулевой день» принята дата, когда количество заболевших или умерших было минимальным перед подъемом.

Например, в Москве вторая волна началась после 21 июля — тогда было зафиксировано минимальное число новых случаев за семь дней. Волна нарастала медленно, а с октября ускорилась: количество зараженных выросло в четыре раза, а на пике волны — в декабре — увеличилось в 12 раз.

Третья волна заболеваемости в столице началась после 13 марта. На графике видно, что по состоянию на 14 июня число новых больных уже в четыре раза больше, чем перед началом волны. Также видно, что спустя несколько недель после начала волны смертность начинает расти взрывными темпами — кривая резко устремляется вверх.

Мы не сравнивали темпы заболеваемости с первой волной, так как в начале пандемии, в отличие от второй и третьей волны, рост начался с нуля, а во многих регионах весной 2020-го волны еще не было.

Как мы неоднократно рассказывали, оперативные данные по числу заболевших и умерших выглядят недостоверно в большинстве регионов. Лучше понять картину пандемии помогли бы косвенные показатели — например, число госпитализированных пациентов, однако их публикуют лишь единичные регионы.

По итогам 2020 года Россия уже стала лидером по избыточной смертности, обогнав США, Испанию, Великобританию и другие крупные страны. Скорее всего, жертв станет еще больше: как предполагает независимый демограф Алексей Ракша, с учетом третьей волны потери за время эпидемии могут достичь миллиона человек. 

Редактор: Арнольд Хачатуров