СюжетыЭкономика

Ледовое побоище с ковидом

Власти Санкт-Петербурга, где не хватает коронавирусных коек, не намерены отказываться от «Алых парусов» — праздника выпускников

Этот материал вышел в номере № 67 от 23 июня 2021
Читать

Ежедневный прирост заболевших в городе почти впятеро выше июньских показателей прошлого года, когда шоу проводилось только онлайн. Проигрывая битву с коронавирусом, Смольный взялся за прививку патриотизма: к алым парусам сказочного брига впервые добавят белый и синий стяги, а роль первого плана достанется Александру Невскому. Посмотреть с балкона особняка на Неве на реконструкцию Ледового побоища предлагают за 100 тысяч рублей. Интересно же, как будут топить во льдах псов-рыцарей при плюс тридцати.

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Пять лет назад петербуржцев фраппировала директриса одной гимназии, пожелавшая на последнем звонке каждой из выпускниц «дождаться своего Дориана Грея». Сегодняшним 11-классницам заготовили сюрприз позабористее: ожидающие Грея романтичные барышни рискуют нарваться на Александра Невского. Во всяком случае, встреча с ним обещана вице-губернатором Борисом Пиотровским, раскрывшим некоторые детали праздничного представления.

«У нас практически все мероприятия так или иначе связаны с 800-летием Александра Невского, которое празднуется в сентябре. Это будет одной из главных тем, которую мы затрагиваем и при подготовке «Алых парусов». Мы предполагаем, что у нас будет реконструкция Ледового побоища в акватории Невы», рассказал чиновник.

По прогнозам синоптиков, в этот день ожидается до плюс тридцати. Господин Пиотровский не уточнил, будут ли задействованы морозильные установки или же псам-рыцарям гуманно позволят, не колотясь об лед, сразу погрузиться со своими доспехами в теплые воды Невы.

О чем можно говорить с уверенностью, так это о том, каких сцен из жизни святого реконструировать наверняка не станут: как пролезал на карачках к ханскому трону (по обычаю Орды) за ярлыком на княжение, донос на родного брата и яростное подавление любых выступлений против татар, когда при «усмирении» соотечественников приходилось самолично «оному носа урезаша, а иному очи выимаша».

Впрочем,

серьезное погружение в историю и не является сильной стороной режиссера-постановщика праздника Михаила Колпахчиева. Зато в чуткости к запросам кремлевских идеологов ему не откажешь.

Есть среди его работ, например, сериалы «Стражи Отчизны» и «Стая». Первый, как сказано в аннотации, рассказывает о секретном подразделении агентов, которое «не раз спасало Россию», а теперь брошено на новое задание: «Отступать некуда — позади Великая Родина». Второй — о «членах частного боевого отряда, которые исполняют заказы в разных странах», включая «деликатные поручения за пределами своей страны в интересах правительства», а попутно горазды «сняться в кино в далекой африканской стране».


Михаил Колпахчиев. Фото из соцсетей

Михаил Колпахчиев. Фото из соцсетей

Тему Александра Невского господин Колпахчиев отработал еще в 2015-м, в сериале «Дружина», отсылающем к событиям 1234 года. Когда, как втолковывает голос за кадром, «орды положили глаз на Русь, шведы тоже точат зуб, а за добычей и румяными славяночками, воспевая Одина, в новгородские земли вторгаются варяги под предводительством конунга Олафа». Колпахчиева, конечно, высмеяли за такой компот — ну какие к тому времени (когда вся Скандинавия уже приняла христианство) дракары у русских берегов с взывающими к Одину воинами конунга?! А он художник, он так видит.

В случае с «Алыми парусами» спрос за невежество и вовсе никакой — формат шоу все стерпит. Тем более если сыграть на усилении абсурда, добавив к Александру Невскому еще и Петра I, Ломоносова, а также Гагарина с Пушкиным, перемешав всех во времени и пространстве. Такой ход, как надеется режиссер-постановщик, отлично послужит решению сформулированной им сверхзадачи — «чтобы был вау-эффект».

Готовиться к столь масштабному действу начинают примерно за год, говорят устроители. Любопытная ремарка. Если учесть, что конкурс на получение субсидии на организацию, проведение и телетрансляцию «Алых парусов» Смольный объявил только 17 мая, а победителя определил через месяц — то есть когда до самого действа оставалось чуть больше недели.

Единственным, кто при таких вводных подал заявку и стал победителем на пустом поле, вновь оказалась ТРК «Петербург» — Пятый канал (входит в Национальную медиагруппу, созданную с участием активов банка «Россия» Юрия Ковальчука). Проведение «Алых парусов» достается этой телекомпании всякий раз начиная с 2013 года. А трансляция праздника — с 2005-го, когда он был возрожден после 25-летнего перерыва по инициативе банка «Россия». И, как заявлялось, при его финансовой поддержке. С тех пор каждый год в преддверии «Алых парусов» полотнища с рекламой банка неизменно покрывают главные видовые пространства исторического Петербурга, его реклама сопровождает и трансляцию праздника. Но открытых данных о том, какую часть расходов берет на себя банк, кем и каким образом эти деньги осваиваются, нет.


Из городской казны в критический для петербургского бюджета «коронавирусный» 2021-й на проведение и трансляцию «Алых парусов» отписали 34,9 млн — вдвое больше, чем в предшествующие годы

(в 2016–2019 гг. выделялось по 16,2 млн). Еще свыше 11 млн ушло на сопутствующее праздничное оформление города, почти 2 млн — на мобильные туалеты. И более полумиллиона — на укрепление настила по верху Нарышкина бастиона Петропавловской крепости (как указано в заказе Музея истории Санкт-Петербурга — для подготовки к «Алым парусам»). Это одна из самых козырных площадок для наблюдения за проходящим в акватории праздничным действом. Но, как уверяют в Государственном музее истории Петербурга, билеты на нее не продаются, а распространяются бесплатно среди «партнеров» музея.

Традиционный формат праздника — сначала концерт на Дворцовой, а затем представление в акватории с выходом брига под алыми парусами. Это зрелище собирает на набережных до полутора миллионов человек, места у парапетов начинают занимать за несколько часов до начала.

Такому стоянию в толпе есть несколько альтернатив — на каждой оборотистые люди делают неплохой бизнес.

Одни продают проход на крыши домов, откуда обещается «вид на праздничный салют и корабль в отдалении», а то и «лучший обзор, как в первом ряду» (цена 6–8 тыс. руб. с человека). Другие — места на теплоходе, который якобы доставит «в самый центр событий» (5–7 тыс.), но это лукавство — в зону между Дворцовым и Троицким мостами никакие суда не пустят.

Самым дорогим (от 25 тыс.) оказалось предложение от туристической компании, сулившей «в комфорте и безопасности, без толпы, в аристократической атмосфере дворцовых интерьеров» обеспечить «лучшие виды на шоу «Алые паруса». И дворцовые интерьеры, и предстоящее светопиротехническое шоу подавались так, будто этот уникальный пакет услуг создан талантом и трудом компании-продавца. На самом же деле она просто сняла помещения у Дома ученых, который квартирует в бывшем великокняжеском дворце на набережной. И все, что ею предлагалось за 25 тыс. рублей, — постоять у открытого окна в эту самую дорогую ночь. Даже на фуршет не потратились. Как ни удивительно, но к концу минувшей недели все эти билеты были распроданы.

«Остались только четыре билета по 100 тысяч, — отозвалась на наш звонок бойкая барышня. — Почему они дороже? Потому что это первая линия, на балконе. Нет, кресел там не будет… Да вам и не захочется сидеть, все будут стоять! Сколько будет всех? На балконе — человек 15–17, еще около 30 — у открытых окон в залах. Да все нормально с социальной дистанцией — балкон большой, могу фото выслать».

Балкон этот и без фото отлично знаком. Довольно глубокий (в духе флорентийских террас времен Ренессанса), но совсем не длинный — на три окна по фасаду. Так что заявленное количество народу туда если и впихнется, то исключительно стоя, причем плотно. И так два с лишним часа. За сто-то тысяч. «И один приветственный коктейль», — добавила барышня.


Дом ученых. Фото: сitywalls.ru

Дом ученых. Фото: сitywalls.ru

О толпах людей, которые будут давить друг друга под балконом, и подумать страшно.

В этом году, как пояснял вице-губернатор Борис Пиотровский, Дворцовая площадь будет заполнена лишь наполовину. Но это все равно около 45 тысяч человек.

За неделю до праздника Александр Беглов признал рост числа тяжелых пациентов с СOVID-19 и то, что «значительную долю в этой категории больных составляют молодые люди». На них самих и возложив ответственность — «игнорируют возможность вакцинироваться и поздно обращаются к врачам». Ранее по молодым прошелся и курирующий здравоохранение вице-губернатор Олег Эргашев (ушедший на пике новых заражений в отпуск): по его убеждению, вакцинацию тормозит «студенческая молодежь, слегка либеральная».


Тревожная статистика по юным заболевшим не поколебала решимости Смольного собрать толпы выпускников 25 июня.

«Мы обязательно проведем праздник «Алые паруса», — заявил в субботу Александр Беглов. Потому что, как пояснил градоначальник, петербургские выпускники этот праздник «заслужили» и «нужно, чтобы мечта детей сбылась».

«Создадим безопасную санитарную зону, — заверил Беглов, — в которую войдут и Дворцовая площадь, и набережные. Туда пригласим только выпускников. Все остальные могут посмотреть праздник по телевизору».

Каким образом этот план может быть реализован, остается загадкой. Если проход на Дворцовую еще поддается регулированию, то скопления народа по обоим берегам Невы и прилегающим пространствам — едва ли. Как и соблюдение дистанции и масочного режима среди разгоряченных десятков тысяч подростков во время концерта на площади.

Мечты детей (как и взрослых, освоивших на этом празднике почти 50 миллионов бюджетных рублей) — не единственная забота губернатора Петербурга. Мечты ведь должны сбываться и у любителей футбола, и у деловых людей с подругами, грезившими о тусовках экономического форума. И у тех, кого тянет на «Стереолето», и у тех, кому жизнь не мила без «Славянской ярмарки».

А врачи, с их мечтой хоть чуть-чуть выдохнуть, пока подождут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow