Колонка · Общество

Голос ломается

Много разговоров о том, что избиратель теперь не узнает о судимости кандидатов. Разбираем — так ли это и другие поправки

Борис Вишневский*, обозреватель

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Избирательное законодательство снова изменилось — не так чтобы кардинально, но симптоматично. В духе времени.

Есть даже плюсы: при проведении электронного голосования сохранится и возможность голосовать бумажными бюллетенями.

Зато данные о недостоверности сведений о доходах и имуществе, представленных кандидатами, баллотирующимися по партийным спискам, теперь будут только в интернете, а на информационных стендах на избирательных участках будут только данные об этой недостоверности у кандидатов-одномандатников.

Данные о судимости (в том числе бывшей) кандидатов на информационных стендах остаются — но не для всех: таких сведений о кандидатах, включенных в региональные группы партийных списков, избиратели на участках не увидят.

Причины достаточно прозрачны, но, что называется, есть нюанс…

23 мая президент Владимир Путин подписал принятый Госдумой федеральный закон № 115-ФЗ — а именно очередные изменения в избирательном законодательстве, в том числе в федеральные законы об основных гарантиях избирательных прав и о выборах депутатов Госдумы.

Наиболее важных изменений — два.

  • Первое касается формы голосования.

До сих пор закон предусматривал «по умолчанию» голосование бумажными бюллетенями, но, если так решит Центризбирком или избирательная комиссия субъекта Федерации, вместо него проводится ЭГ, причем без иных вариантов.

Принятая в первом чтении редакция законопроекта в целом сохранила эту конструкцию: ЦИК или региональный избирком могут принять решение о том, что голосование является электронным. В этом случае бумажные бюллетени тоже могут использоваться, но лишь в случае, если на то будет добрая воля избирательной комиссии.

Иначе говоря, если этого захочет избирком — ЭГ может быть единственной формой голосования, и никакие усилия избирателей не могут это поменять: что называется, «берите, что дают».

При втором чтении законопроекта все-таки решили обеспечить возможность «бумажного» голосования независимо от воли избиркомов. И записали в законе: если ЦИК или региональный избирком решит провести ЭГ, то оно проводится, но и при нем «должна быть обеспечена возможность голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе».

Следовательно, тот, кто захочет голосовать бюллетенем, сможет это сделать.

Это изменение было инициировано спикером Госдумы Вячеславом Володиным вместе с группой депутатов из всех фракций, и оно будет касаться выборов всех уровней.

То, что при проведении ЭГ резко возрастают возможности для фальсификаций, я не раз объяснял в «Новой газете». В этом случае физически нет возможности проверить правильность подсчета или провести пересчет, потому что отсутствуют какие-либо «следы» голосования в виде бумажных бюллетеней. И даже если поверить, что ЭГ обеспечивает тайну голосования, у избирателя нет возможности проверить, как был учтен его голос при определении результатов.

Почему решили дать «заднюю передачу» в этом вопросе, неизвестно, но не исключено, что сработал инстинкт политического самосохранения: отсутствие «бумажной альтернативы» ставит, в том числе и авторов поправки, в стопроцентную зависимость от «держателей» механизма ЭГ, а этот механизм ведь может быть использован и против них самих…

  • Что касается второго изменения, то его «знак» совсем иной.

На протяжении многих лет на информационных стендах на избирательных участках размещали информацию о том, какие из сведений, представленных кандидатами об их доходах и имуществе, оказались недостоверными.

А также — размещали информацию о наличии у кандидатов судимости: либо действующей (неснятой или непогашенной), либо снятой или погашенной (с указанием даты, когда это произошло).

Нельзя сказать, чтобы эти сведения так уж сильно удивляли граждан и влияли на итоги голосования, особенно в провинции. Как сведения о том, что кандидат указал не все принадлежащее ему имущество и полученные доходы, так и сведения о том, что кандидат был судим (от чего в России, как известно, зарекаться нельзя).

Но это, по крайней мере, было известно (и могло использоваться конкурентами) и было сразу заметно. 

Между тем немалое число граждан, идущих на выборы, определяется со своим выбором прямо на участке — и, увидев стенды, могли его делать с учетом этой информации.

Теперь решено это изменить. Пока — только на выборах депутатов Госдумы.

Информация о том, что кандидатами представлены недостоверные сведения о доходах и имуществе, на стендах, установленных на избирательных участках, теперь будет только в отношении одномандатников. А вот на сайте ЦИК этой информации не будет: узнать ее из интернета не получится.

Что касается кандидатов, включенных в партийные списки, то тут все наоборот: информация о недостоверности представленных ими сведений о доходах и имуществе теперь будет сообщаться лишь на сайте ЦИК, но не попадет на стенды на избирательных участках, и пришедшие избиратели ее не увидят.

То есть любознательные, конечно, смогут ее найти, а менее любопытные об этом даже не узнают.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Теперь — о сведениях о судимости (бывшей или действующей) у кандидатов в депутаты Госдумы.

Довелось за последние дни прочитать множество однотипных комментариев примерно такого содержания: «избирательным комиссиям разрешили не размещать в помещениях для голосования информацию о наличии у кандидатов судимостей».

Внимательное чтение принятых изменений в закон «О выборах депутатов Госдумы» показывает, что это не так.

Обязанность избирательных комиссий размещать на стендах на избирательных участках информацию о судимости кандидатов сохраняется (и это прямо указано в статье 78 этого закона, уже с учетом изменений).

Правда, она сохраняется не для всех кандидатов, а только для тех, кто включен в общефедеральную часть соответствующего партийного списка или баллотируется по одномандатным округам.

Сведений о судимости (бывшей или нынешней) кандидатов в Госдуму, которые баллотируются по партийным спискам в составе региональных групп, на стендах не будет, и избиратели их не увидят.

Для примера: в 2021 году общефедеральная часть списка «Единой России» включала пять кандидатов (Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Денис Проценко, Елена Шмелева, Анна Кузнецова), из которых после выборов согласилась взять мандат только нынешний вице-спикер и бывший детский омбудсмен Кузнецова. Все остальные 125 «списочных» депутатов были избраны в составе региональных групп.

У КПРФ 14 депутатов были избраны в составе общефедеральной части партийного списка, 34 — в составе региональных групп.

У «Справедливой России» в общефедеральной части списка было четверо кандидатов, один из которых (Захар Прилепин) отказался от мандата, оставшиеся 16 «списочников» были избраны от региональных групп…

Уже высказана гипотеза о том, что сокращение информирования избирателей о судимости кандидатов (как отмечено выше, включенных в региональные группы партийных списков) связано с возможным участием в будущих выборах в Госдуму участников СВО, которых представляют стране как новую элиту.

Между тем часть из них — люди, которые были осуждены, но отправились на СВО, подписав контракт с Министерством обороны. И уже не находятся в местах лишения свободы по приговору суда, то есть могут избираться.

Правда, тут начинается множество оговорок.

Согласно нынешней редакции статьи 86 УК РФ, эти люди освобождаются от назначенного им наказания (судимость погашается) в двух случаях: или со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, или со дня увольнения с военной службы.

Если на момент выборов они не получили государственных наград и продолжают служить — их судимость считается непогашенной.

Но даже если их судимость погашена, они могут избираться лишь в том случае, если не подпадают под перечень ограничений, предусмотренных статьей 4 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

По этому перечню не могут избираться те, кто осужден к лишению свободы за особо тяжкие и тяжкие преступления, причем не только имеющие на день голосования неснятую или непогашенную судимость, но и те, у кого она снята или погашена, — в течение, соответственно, 15 и 10 лет после ее снятия или погашения.

Не могут избираться те, кто осужден к лишению свободы за преступления экстремистской направленности (не являющиеся особо тяжкими или тяжкими) — как со снятой или непогашенной судимостью, так и в течение пяти лет после ее снятия или погашения.

Наконец, не могут избираться те, кто осужден к лишению свободы за совершение преступлений по нескольким десяткам «составов» небольшой тяжести (там и убийство в состоянии аффекта, и угроза убийством, и причинение средней тяжести вреда здоровью, и мошенничество, и воспрепятствование работе избиркомов, и публичные призывы к совершению экстремистской деятельности, и умышленное уничтожение или повреждение имущества, и многое другое) — как со снятой или непогашенной судимостью, так и в течение пяти лет после ее снятия или погашения…

Если участники СВО, которых захотят выдвинуть кандидатами, не подпадают под все эти ограничения — они могут избираться.

И если они будут включены в региональные группы партийных списков, то в соответствии с принятым 23 мая 2025 года 115-м федеральным законом, об их судимости (нынешней или бывшей) избиратели на участках не узнают.

А узнают только в том случае, если эти кандидаты будут баллотироваться либо по общефедеральным частям партийных списков, либо по одномандатным округам.

Но тут, как было сказано в самом начале статьи, есть нюанс.

И заключается он в том, что 115-м федеральным законом никаких изменений не внесено в пункт 4 статьи 61 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

А в этом пункте записано, что, если у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, имелась или имеется судимость, на информационном стенде размещаются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена — также сведения о дате снятия или погашения судимости.

При этом ФЗ «Об основных гарантиях…», как «базовый» закон, обладает приоритетом над любыми иными нормативными актами о выборах и референдумах: они не могут ему противоречить, а в случае противоречия действует 67-ФЗ. Это установлено в пункте 6 статьи 1 этого закона. И это правило касается в том числе и федерального закона о выборах депутатов Госдумы.

Иначе говоря, несмотря на то, что в ФЗ «О выборах депутатов Госдумы» теперь сказано, что на избирательных участках размещаются сведения о судимости не всех кандидатов, включенных в партийные списки, а только тех, кто включен в общефедеральную часть, — применяться должна норма 67-ФЗ, гласящая, что такие сведения должны сообщаться обо всех кандидатах без исключения.

Вообще-то, это обязаны были знать как те, кто принимал закон 115-ФЗ, так и Центризбирком. Где, как стоит напомнить, в 2021 году зампред ЦИК Николай Булаев и член ЦИК от ЛДПР Александр Курдюмов голосовали против регистрации списка «Яблока» на думских выборах из-за того, что у партии были кандидаты с судимостями. А теперь они поддерживают закон, позволяющий скрыть от избирателей сведения о части кандидатов с судимостями, хотя и расходящийся с «базовым» законом 67-ФЗ.

Что называется, ничего личного. Одно отношение — к «чужим», другое — к «своим». Как сказали бы раньше, к «социально близким».

Откроем «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и прочтем там примечательную цитату:

«В наших глазах каждое преступление есть продукт данной социальной системы, и в этом смысле уголовная судимость по законам капиталистического общества и царского времени не является в наших глазах тем фактом, который кладет раз навсегда несмываемое пятно… Мы знаем много примеров, когда в наших рядах находились лица, имевшие в прошлом подобные факты, но мы никогда не делали отсюда вывода, что необходимо изъять такого человека из нашей среды. Человек, который знает наши принципы, не может опасаться, что наличие судимости в прошлом угрожает его поставить вне рядов революционеров».

Это писал нарком юстиции, и до того — прокурор РСФСР, руководитель «революционных трибуналов» и один из организаторов сталинских репрессий Николай Крыленко. Впоследствии — в 1938 году — сам ставший жертвой этих репрессий…

И последнее, весьма существенное.

Продолжают действовать (в них законом 115-ФЗ никаких изменений не внесено) как пункт 7 статьи 63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», так и пункт 9 статьи 79 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы».

В этих пунктах написано одно и то же: если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости. Как настоящей, так и бывшей.

И Конституционный суд (определение от 10 марта 2016 года № 450-О), и ЦИК применяют буквальное толкование этой статьи.

Указывая, что лицо, когда-либо имевшее судимость, обязано сообщать об этом в заявлении о согласии на свое выдвижение кандидатом, с указанием номеров и наименований статей УК, а если судимость снята или погашена — также сведения о дате снятия или погашения судимости (аналогичная норма установлена в пункте 2.1 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»), и все эти сведения включаются в избирательный бюллетень.

Если в избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имеется судимость», а если включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имелась судимость».

То есть если среди кандидатов в Госдуму будут как имеющие судимость на момент выборов, так и ранее судимые (даже если судимость снята или погашена) — об этом обязательно должно быть сказано прямо в избирательном бюллетене. Никаких исключений — ни для кого — из этого правила нет.

Это касается и одномандатников, и тех «списочников», которые указаны в бюллетене (те, кто включен в общефедеральную часть списка, и «первые тройки» региональных групп).

О наличии у них судимости — бывшей или действующей избиратель все равно узнает, взяв бюллетень.

И это его безусловное право — знать, за кого голосует.

А дальше — как решит.

* Власти РФ внесли в реестр «иноагентов».