Комментарий · Политика

Оказывается, «Ив Роше» «привержена» «битве, которую Навальный вел много лет»…

Компания, заявление которой стало поводом для отправки Алексея за решетку, ответила на запрос «Новой газеты»

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Алексей Навальный по видеосвязи из колонии на заседании суда. Фото: Анна Устинова / ТАСС

Напомним: для того чтобы посадить Алексея Навального после его возвращения в Россию, власти использовали повод: полностью фальшивое, но предусмотрительно не закрытое «дело Ив Роше». В годовщину нахождения Алексея в тюрьме «Новая» писала французской компании с предложением признать услугу, которую они вольно (или — вдруг? — невольно) оказали российским властям. Признать и выступить в защиту Навального — «человека, который был незаконно отправлен в колонию и условия содержания которого можно считать пыточными». Тогда компания ответила, что ни в чем не виновна, а значит, не надо ее «использовать в текущих политических дебатах в России». Сейчас, после того как «политические дебаты» закончились смертью Алексея Навального, мы опять написали в «Ив Роше»…

Отправляя новое письмо сейчас, мы ничего особенно не ожидали, но должны были получить комментарий компании, ведь ее имя снова вспомнили все, кому дорог Алексей Навальный.

О сути дела еще раз напомнила своим читателям и французская пресса. Подчеркнув, что компания — в числе прочих французских — так и не ушла с российского рынка, газета Le Monde привела оправдание Yves Rocher (решили остаться в связи с «чувством долга» и «заботой» о сотрудниках) и его прокомментировала: «Алексей Навальный не получил права на такое благосклонное отношение…».

Что сотворила компания «Ив Роше»

Хотя отношение, безусловно, можно назвать особым — по крайней мере, по цинизму.

Напомним, в декабре 2012 года глава российского филиала компании («Ив Роше Восток») Брюно Лепру написал то самое, ставшее теперь уже историческим, «заявление о преступлении» — на имя главы Следственного комитета РФ Бастрыкина. В результате было тут же заведено уголовное дело.

Позднее компания письменно и устно сообщила, что никакого ущерба в результате сотрудничества с компанией братьев Навальных «Главподписка» ей нанесено не было, и даже, напротив, удалось сэкономить.

Фото: Александра Краснова / ТАСС

Но сфабрикованные процессы остановке не подлежат — и дело продолжилось. Так что, наверное, не зря компания потом чуть ли не в каждом своем ответе журналистам (см. например, ответ «Ив Роше» «Новой газете» в январе 2022 г. — к годовщине неволи Алексея Навального) прямо по Фрейду просила «не использовать ее в политических целях…». Такое бывает: один раз дали — не понравилось…

А вопрос, почему это заявление в принципе было написано (а точнее: кто или что на самом деле заставило его написать), оставался без ответа. 

Притом что признаков, которые позволяли бы заподозрить парфюмерного гиганта в странной ангажированности по этому делу, несколько. Во-первых*, какая западная компания станет писать заявление, которое априори будет использовано для репрессий в отношении главного противника власти, и делать это, даже не проведя внутреннюю проверку: был ли ей нанесен хоть какой-то ущерб? При этом (чтоб уж не промахнуться мимо «политической цели»?) г-н Лепру, повторю, написал не в районную прокуратуру, а прямо Бастрыкину. Написал 4 декабря 2012 года.

После чего все как-то завертелось с невероятной скоростью: днем 13 декабря 2012 года Бастрыкин встретился в Кремле с Путиным, а уже утром 14-го Следственный комитет сообщил, что против Алексея и Олега Навальных заведено уголовное дело о «мошенничестве» и «легализации денежных средств» на 55 млн рублей — то есть вообще всю сумму договора между «Главподпиской» и «Ив Роше».

Узнаваемый издевательский стиль: точно так же и ЮКОС во главе с Ходорковским**** «украл» у самого себя всю свою нефть и т.д.

Брюно Лепру. Фото: «Ив Роше»

Потом по результатам абсурдного процесса в Замоскворецком суде г. Москвы Алексей и Олег Навальные были признаны «виновными» в «мошенничестве» и «отмывании денежных средств» — Олега сразу отправили в колонию на 3,5 года, а Алексею дали такой же срок «условно». 

17 января 2021 года Алексею Навальному, который решил вернуться на родину после отравления, устроили вместо «условно» — «реально», как только он вышел из самолета. Что было дальше — известно: три с лишним года пыточных условий в колонии, до самой смерти (в 47 лет), которая, как сообщили власти, наступила 16 февраля 2024 года «после прогулки».

…Через несколько дней мы написали письмо в «Ив Роше». И получили ответ — в субботу, 24 февраля.

«Новая газета» — в Groupe Rocher

…Российский оппозиционер Алексей Навальный умер в колонии. Российские власти отправили его за решетку по делу, известному в России (и не только) как «дело «Ив Роше». (…) Детали этого дела широко известны, мы их в частности излагали и в нашем письме к вам от 13 января 2022 года. В том же письме мы призывали Yves Rocher признать то, что было сделано от вашего имени и предпринять все возможное, чтобы исправить ситуацию. Мы в частности писали: «Навальные были осуждены — Олег провел три с половиной года в колонии, Алексей получил условный срок, который российские власти превратили в реальный в январе 2021 года.

Оглашение приговора братьям Навальным, 2014 год. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

И вот совершенно невиновный человек провел в тюрьме почти год — он находится за решеткой с 17 января 2021 года. (…) ваше заявление о том, что «подозрения в отношении братьев Навальных в мошенничестве против частных компаний подтверждены тремя судебными решениями», использовалось и продолжает использоваться российской государственной пропагандой против человека, который был незаконно отправлен в колонию. И условия содержания которого можно считать пыточными…».

Подчеркивая, что «слово «Ив Роше» в данном случае может иметь не только символическое значение»**, мы спросили у вас:

«Не желает ли компания Yves Rocher хотя бы сейчас исправить то, что, возможно, останется как самая крупная ошибка в ее истории? Не желает ли компания Yves Rocher сделать заявление к годовщине осуждения Алексея Навального?» «Или компания намерена вопреки своему «Кодексу поведения и этики» продолжать хранить молчание по этому делу, помогая, вольно или невольно, российской власти избавляться от человека, чья вина состоит только в том, что он является противником этой власти?»

Учитывая вышесказанное:

1. Сожалеет ли «Ив Роше», что после того, как Алексей Навальный был отправлен в колонию, компания так и не выступила в его защиту (несмотря на бесчисленные статьи и репортажи во всех крупнейших мировых СМИ за 3 года его содержания там, описывающие пыточные условия, в которых он находился)?

2. После всего, что произошло, не считает ли компания «Ив Роше» необходимым наконец ответить на вопросы, которые мы уже задавали 13.01.2022:

— Было ли «заявление о преступлении» <…> написано Брюно Лепру под давлением?

— Известно ли компании Yves Rocher о шантаже или угрозах в адрес г-на Лепру?

— Ставил ли господин Лепру в известность свое руководство в Yves Rocher прежде, чем написать заявление <…>?

3. (…) Планирует ли Yves Rocher оставаться на российском рынке (…)?

Благодарим за внимание».

Ответ Groupe Rocher «Новой газете»:

«Groupe Rocher с оцепенением узнала о смерти Алексея Навального, о которой она сожалеет.

Группа чрезвычайно привержена идее уважения личных свобод и прав человека во всем мире — битве, которую г-н Навальный вел на протяжении многих лет. Мы выражаем соболезнования его семье и близким. Процедуре, связывающей «Ив Роше» с Алексеем Навальным, уже более 10 лет.

Речь идет о споре исключительно коммерческого характера, который был закрыт в России в течение нескольких лет и уже рассматривался в первой инстанции и дважды в апелляции*** во Франции — в пользу «Ив Роше».

Нет никакой связи между этой драмой и этой процедурой.

Компания «Ив Роше Восток» никогда не писала заявления на братьев Навальных и никогда не формулировала какого-либо запроса к правосудию по их отношению, ни в какой момент.

К тому же наш филиал спонтанно представил документ в пользу обвиняемых в российской процедуре против братьев Навальных: в данном случае внутренний аудит подтвердил, что ему не было причинено никакого ущерба в рамках договора, заключенного с компанией, в которой братья Навальные имели экономические интересы. Этот документ широко использовался — к сожалению, безуспешно — их адвокатами на их процессе в России».

С другой стороны, Groupe Rocher решила не бросать свои команды в России, поскольку убеждена, что ее сотрудники в Украине и России не должны расплачиваться за последствия военных и политических решений, принятых их руководством. Мы очень внимательно следим за ситуацией на местах. (…) Мы обязаны быть бдительными, поскольку в последнее время все могли констатировать, что будущее филиалов, оставленных иностранными компаниями в России, заключается в том, что они были взяты под контроль российской властью. Мы стремимся избежать такой ситуации».

***

От автора

Мне кажется, у вас должно получиться… По крайней мере, есть надежда, что где-то не забыли о вашем вкладе в дело, которое, с одной стороны, по вашим же словам, «связывает «Ив Роше» с Алексеем Навальным», а с другой — компания «никогда не писала заявления на братьев Навальных» (но ее руководящий работник написал заявление на фирму, которая им принадлежала). 

И все же пускай все, кому дорог Алексей Навальный, не потеряются в вашей казуистике и запомнят даже не это, а самое главное: оказывается, вы были с ним чуть ли не соратниками по борьбе… Хотя почему «были»? Вы-то остаетесь.

P.S.

Сам Алексей Навальный перед приездом во французский суд в 2019 году подчеркивал, что хотя «компания поняла, во что ввязалась, и заявила, что ущерба им никто не наносил, они ни к кому претензий не имеют», но «главная бумажка» «лежала в папке» судьи: «заявление от Брюно Лепру из «Ив Роше», «это заявление он согласовал с французским офисом». «Трус и ничтожество Лепру так и не нашел в себе силы прийти на судебный процесс, хотя мы его вызывали миллион раз, а сам он клялся журналистам «честью офицера», что придет», — сетовал Алексей.

По данным журнала L’Obs, в июле 2019 г. Брюно Лепру опрашивали французские следователи. На вопрос «оказывали ли на вас давление российские власти или ФСБ? Просили ли они вас писать и отправлять это письмо? (на имя Бастрыкина. — «Новая»)», Лепру ответил «нет». В российский суд он не пришел, так как «посчитал, что его присутствие необязательно», а во французский его не вызывали.

C января 2022 г. «по нынешнее время», как утверждает сам Лепру в соцсети Linkedin, он работает главой созданной им и зарегистрированной во Франции компании PDB Conseil.

Но в период между уходом из «Ив Роше» и нынешней работой г-н Лепру был гендиректором парфюмерной сети «Иль де Боте» (известной своей «близостью у Кремлю», отмечал L'Obs), потом сети Sephora — в России, а после в Дубае. Но не так важно, потому что Sephora еще с 2011 г. имела 65% акций сети «Иль де Боте», а после выкупила ее целиком. Принадлежит Sephora холдингу LVMH французского миллиардера Бернара Арно, который еще недавно, в конце сентября 2021 г., «горячо приветствовал» Путина на открытии привезенной из России в Париж выставки «Коллекция Морозовых…». Еще в марте 2022 г. газета Le Monde напоминала о «привилегированных отношениях» Арно с Путиным. О том, чтобы позднее эти отношения были разорваны, «Новой газете» неизвестно.

В профайле г-на Лепру в Linkedin еще и сегодня, 26.02.2024, значится работа, сделавшая его всемирно известным: «general manager Yves Rocher» в России — до октября 2013 года».

Алексей Навальный в суде города Вана в 2019-м, когда там начиналось разбирательство по жалобе на «ложный донос» в адрес «Ив Роше», подчеркнул: «Что было [для власти] особенно важно, так это показать, что уважаемое французское предприятие обвиняет меня в коррупции».

Примечания

* Во-вторых, как компания могла не замечать ущерба четыре с лишним года? И наконец, как крохотная фирма «Главподписка» сподобилась (цитирую заявление Лепру) «путем злоупотребления доверием сотрудников ООО «Ив Роше Восток»» буквально заставлять международную компанию с многомиллиардным оборотом пользоваться ее услугами? И так — с 2008 по 2012 год. Потому что в заявлении Лепру говорится: «ООО Ив Роше Восток» было вынуждено пользоваться услугами указанного перевозчика без возможности выбора другого контрагента и согласования иных цен». Этого бреда российским властям вполне хватило, чтобы раскрутить дело.

** На фоне требований освободить незаконно осужденного Алексея Навального, прозвучавших со стороны лидеров не менее 45 стран (включая Францию), а также Совета Европы, Европарламента, Европейского суда по правам человека, основных правозащитных организаций…

*** Как рассказал «Новой» Вильям Бурдон, французский адвокат братьев Навальных, сейчас дело находится в Кассационном суде (который должен рассматривать не суть вынесенного решения, а то, следовала ли апелляционная инстанция процедуре, а значит — шансов на победу крайне мало; но затем есть еще Европейский суд по правам человека). В любом случае Бурдон, называющий Навального одним из самых выдающихся людей, которых ему довелось встречать, терпеливо ждет решения родственников Алексея.

**** Минюст включил в реестр иноагентов.