Репортажи · Культура

Вы только полюбуйтесь картиной франко-российских отношений! 

Культурное событие недели — открытие выставки «Коллекция Морозовых. Иконы модернизма». Открывал ее президент Макрон — с наилучшими пожеланиями президенту Путину. Репортаж

Этот материал вышел в № 108 от 27 сентября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 108 от 27 сентября 2021
13:33, 24 сентября 2021Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», журналист RFI, Париж
views

10227

13:33, 24 сентября 2021Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», журналист RFI, Париж
views

10227

Французский миллиардер №1 Бернар Арно (смотрит в камеру), президент Макрон, министр культуры РФ Ольга Любимова (слева) и министр культуры Франции Розлин Башло-Наркен (стоит спиной). Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Сразу 200 шедевров модернистской живописи привезли из России в Париж. Эрмитаж, Третьяковка и Пушкинский одолжили бесценное в новенькое пространство Fondation Louis Vuitton, принадлежащее французскому миллиардеру № 1 Бернару Арно (в России он более известен как тесть модели Натальи Водяновой). Арно, кстати, связывает с Россией не только это и не только бизнес, но и теплые отношения с президентом Путиным, который и дал согласие на несколько месяцев вывезти наше богатство за пределы страны и удовлетворить тщеславие уважаемого ценителя (искусства) и культурные рецепторы французской публики. 

Первая выставка шедевров модернизма — из коллекции Щукина — прошла в этих же залах с таким успехом, что стала самой посещаемой в истории Франции. «Надеемся повторить прошлый результат», — с удовольствием предрекал на открытии Арно под одобрительную улыбку главного гостя — Эмманюэля Макрона.

Президент Франции, произнося на исходе почти двухчасовой прогулки по залам вступительную речь, восторгался коллекцией, благодарил всех, из-за кого это событие стало возможным, — начиная с французских кураторов и директоров трех главных российских музеев и заканчивая Арно и Путиным. Кроме того, Макрон в очередной раз воспользовался возможностью, чтобы передать Путину «большой привет» и повторить важную максиму: выставка еще раз доказывает, что Россия — это Европа. И ее судьба — быть вместе с Европой.

Эмманюэль Макрон и Бернар Арно на фоне портрета Ивана Морозова, написанного художником Валентином Серовым (1910, из собрания Третьяковки). Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

А судьба самого президента Макрона — если верить тому, что он говорит вот уже много лет (с небольшим перерывом, который он сделал после того, как узнал об отравлении Навального), — сотрудничать с Россией, а значит, и с «дорогим Владимиром».

Читайте также

Читайте также

«Попытка убийства»

Уже и президент Франции Макрон вынужден резко сказать, что он думает об отравлении Навального

Макрон сказал, что у него есть «глубокая уверенность»: выставка «позволит нам убедить миллионы наших сограждан» в том, что судьба наших стран является «общей и нераздельной». И это «обязывает нас продолжать» сближение, «несмотря на мерзости настоящего времени и на обстоятельства». «Существует такая история, такое понимание того, что такое французская душа и русская душа», — продолжал Макрон, заявив, что разделяет с Путиным «решимость» к сотрудничеству.

Помогать в том числе и этому процессу сегодня призвана действительно прекрасная выставка, и невольными «соучастниками» этой миссии сделали Ван Гога, Сезанна, Ренуара, Моне, Мане, Сислея, Дега, Матисса, Марке, Дерена, Мунка, Репина, Врубеля, Серова, Коровина, Малевича, Наталью Гончарову, Пикассо… При «поддержке» скульпторов: Родена, Камиль Клодель, Майоля, Голубкиной, Коненкова…

***

Ну а добровольным помощником стал маэстро Валерий Абисалович Гергиев. Он вместе с оркестром Мариинского театра — сразу после того как высокие гости и следовавшие за ними приглашенные второго уровня, а также журналисты (периодически отсекаемые от первого уровня армией охранников) закончили осмотр выставки — дал в камерном амфитеатре громадного культурного пространства Fondation Louis Vuitton вдохновенный концерт.

Супруги Макрон ушли после первого отделения и не услышали не менее прекрасную вторую часть, но сегодня для всех желающих доступна запись этого действа, которому избранная публика Fondation Louis Vuitton несколько раз подарила искренние овации.

Подарить их следует и Анн Бальдассари — титулованному искусствоведу, которая не только провела для Макрона экскурсию в этот день, но и вместе с коллегами подготовила выставку. К выставке создан и отменный многокилограммовый каталог, и видеоэкскурсия, и приложение для мобильных устройств… А уж какая доброжелательная критика прессы сопровождает событие с первых же дней… Прямо как во время первой выставки этого «диптиха» — коллекции Сергея Щукина, которая была показана здесь же в 2016–2017 гг. и собрала невиданное число посетителей — 1,3 млн.

«Эта выставка (коллекции Морозовых) была создана как зеркало, как эхо выставки коллекции Щукина. Потому что это такая же история, тот же круг (…) и тот же вкус», — подчеркивает Бальдассари.

Президент Макрон делится с куратором выставки Анн Бальдассари впечатлением от картины Эдгара Дега «После ванны» (1895, из собрания Эрмитажа). Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Напомним: коллекции Сергея Щукина (1854–1936) и братьев Михаила (1970–1903) и Ивана (1871–1821) Морозовых были основой советского Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), существовавшего в Москве четверть века и закрытого в 1948-м по велению Сталина, бессмысленно-безуспешно боровшегося с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом».

В интервью Le Monde Бальдассари рассказала: «Между ними (Щукиным и Иваном Морозовым. — Ю. С.) было настоящее соревнование, но также и доверительные отношения, до такой степени, что когда один приезжал в Париж, а не другой, он покупал произведения искусства на имя другого за свой счет. Они также делали такой выбор, что когда две коллекции были объединены (в ГМНЗИ), это позволило составлять (целостные музейные) ансамбли. И если мы добавим к этому покупки братьев Третьяковых, то увидим, что русские этого поколения сформировали целый корпус французского искусства, от Давида до Матисса!»

Коллекции Щукина и Морозовых вообще входят в число самых богатых в мире. И вот Парижу — в первую очередь благодаря деньгам Бернара Арно, а также искреннему стремлению наших властей и музейщиков (при поддержке властей французских) помочь небедному человеку — посчастливилось увидеть в максимальной «комплектации» сначала собрание Щукина, а теперь и Морозовых. Счастье, которым в таком объеме никогда не баловали россиян.

***

Идея же объединить обе коллекции в одном пространстве — что миллиардер Арно фактически и сделал, хоть и в два этапа — возникала давно и не раз: например, в 1993-м в Германии, а затем в Эрмитаже и Пушкинском музее проходила выставка «Морозов и Щукин — русские коллекционеры»…

«…Великие русские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов. Еще в молодости в этих людях проснулись гордость и достоинство существования, уникальное в любом из жизненных проявлений… Личное участие во всем, от края, через край, было для них условием жизни. (…) Для них коллекционирование было не увлечением и профессией, а темпераментом и способом жизни, чем-то интимным, и потому рискованным в смысле понимания», — это обозреватель «Новой» Зоя Ерошок писала в 1993-м, когда, по слухам, в администрацию президента поступали «письма от граждан с требованием продать картины из коллекций Морозова и Щукина и тем самым в одночасье повысить благосостояние нашего народа».

Здание выставочного пространства Fondation Louis Vuitton. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Слава богу, не продали, и сегодня наша великая страна имеет возможность отправить их в богатейший выставочный зал Парижа, чтобы в очередной раз прославить Россию, ее культурный, и, конечно, политический гений и ум.

Взамен наши музеи, так почему-то и не разбогатевшие в достаточной степени за долгие годы тучных нефтецен, получили помощь от французского миллиардера. Данные газеты JDD: в Третьяковке «обновили и наконец правильно защитили 25 полотен (рамки, стекло)», «огромная «Сирень» Врубеля была целиком отреставрирована…», принадлежащая Арно группа компаний LVMH также «профинансировала в 2018-м восстановление 13 полотен феерического «музыкального салона», заказанного Иваном Морозовым Морису Дени, вместе со статуями Майоля». «В российских музеях не хватает научного оборудования? — пишет Le Monde. — LVMH предоставляет им сложные микроскопы и другие инструменты, которые слишком дороги для их скудного бюджета. Точно так же компания неоднократно направляла в командировку французского реставратора Клэр Бержо, основательницу Cartel Collections —агентства, обслуживающего культурные проекты, — для оценки состояния более 100 работ. Очень скоро она призвала на помощь одну из своих помощниц, которая, в частности, восстанавливала всех Гогенов в Орсе…»

«Проведенные работы, конечно же, позволяют нашей выставке пройти на невероятном уровне, к которому мы стремились, но это также подарок русским музеям и миру искусства в целом, так как, если бы эти картины не были бы защищены, они бы пропали», — заявил JDD советник Арно г-н Жан-Поль Клавери.

«Шедевры, собранные Морозовыми, ранее разделенные между несколькими российскими галереями и музеями, воссоединены в залах Фонда «Луи Вюиттон». Примечательно, что это произошло благодаря усилиям таких же увлеченных коллекционеров и меценатов — семьи Арно», — говорится в предисловии президента России Путина к каталогу выставки. Ну и дальше — про то, что «столь значимые мероприятия (…), символически сближающие Россию и Францию, подтверждают традицию особых отношений между нашими странами…»

Возле выставочного пространства Fondation Louis Vuitton. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

***

Сергей Щукин как-то привел Ивана Морозова в мастерскую Анри Матисса. И уговорил купить несколько картин. Одна из них — «Фрукты и бронза» (1910) — станет фоном для портрета самого Морозова, написанного в том же году Валентином Серовым. Эти же «Фрукты…» организаторы нынешней выставки выберут для обложки каталога, предисловия для которого написали Макрон и Путин. Ну, а на фоне этого портрета фотографировались в день открытия Бернар Арно и Брижит Макрон, а потом Бернар Арно и Эмманюль Макрон, перед тем как передать привет Путину.

Арно, предваряя выступление Макрона, сказал: «…Здесь очень много шедевров. (…) И это коллекция с потрясающей судьбой. (…) Несколько раз этим картинам грозило уничтожение. И только благодаря изобретательности русских музеев они много раз избежали уничтожения. И вот сегодня нам удалось представить их здесь, в Париже. Это действительно осуществление моей мечты. (…) И я хотел бы сначала горячо приветствовать президента Путина, который дал разрешение (…), когда я встретился с ним на этот счет (многочасовая встреча прошла 28.11.2016 в Кремле, и речь шла не только об искусстве: у LVMH большие бизнес-интересы в России, рассказывала Le Monde. — Ю. С.), и он подтвердил, что очень чувствителен к культурным связям Франции и России. Я также хочу сказать, что мы получили большую поддержку со стороны главных русских музеев…»

Путин, кстати, еще может успеть торжественно посетить выставку.

В предыдущий раз, когда Путин должен был открывать в Париже выставку коллекции Щукина, а равно и Российский духовно-культурный православный центр, красивой картинки не получилось. В администрации Олланда тогда намекнули: на фоне происходящего в Сирии и в Донбассе французский президент не считает возможным участвовать в таких церемониях.

Макрон, конечно, в этом смысле совсем не Олланд.

Впрочем, хватит все портить политикой.

В недалеком будущем оставит свой пост президент Макрон, и, может быть, когда-нибудь уже уйдет и Путин, а воспоминания о выставке останутся в сердцах сотен тысяч благодарных зрителей на долгие годы.

А для кого-то — и прекрасная иллюзия-мечта о чудесной европейской России.

Сбудется ли?

Президент Макрон как-то пару лет назад заверил: да! Намекнув на то, что в России многие приверженцы нормальных европейских ценностей сильно моложе тех, кто сейчас у власти.

Выставка La Collection Morozov. Icônes de l’art moderne продлится до 22 февраля.

aloe-tibet.ruрекламарекламаУзнать большеУзнать больше

Читайте также

Читайте также

Ай да Щукин!

​​​​​​​В Париже завершилась выставка коллекции легендарного российского собирателя. И стала самой посещаемой в истории Франции

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#франция #макрон #париж #выставка #импрессионизм #художники #картины #россия #путин

важно

3 часа назад

Социал-демократы и «блок Меркель» предварительно набирают по 25% голосов на выборах в Германии

важно

час назад

Что произошло за день 26 сентября — коротко

Slide 1 of 6

выпуск

№ 108 от 27 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 108 от 27 сентября 2021

Топ 6

1.
Колонка

Гробовые деньги не пахнут Как зампред Центробанка проговорился о том, что «пенсионерам помогать уже поздно»

views

407599

2.
Интервью

«Власти России не смогут помешать всему миру узнать правду» ЕСПЧ признал, что за отравлением Александра Литвиненко стояло российское государство. Марина Литвиненко, вдова убитого, комментирует решение

views

181021

3.
Онлайн

Выборы прошли. Оппозиция потеряла голоса, у «Единой России» около 50%. Онлайн КПРФ проводит митинг на Пушкинской в Москве, после добавления протоколов ДЭГ в Москве победили провластные кандидаты

views

153568

4.
Колонка

Соболезнования Кремлю в связи с блистательной победой О сменяемости власти как гарантии от повторения маразма

views

136586

5.
Интервью

Майоритарная система выборов Программист Илья Сухоруков наблюдал за электронным голосованием. Он рассказал Юлии Латыниной о подделках блокчейна, вахтерах, майорах и сертификатах ФСБ

views

135443

6.
Колонка

Надавили на газ Европа публично обвинила «Газпром» в шантаже. Эпоха больших «потоков» подходит к концу

views

106808

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera