Хозяйка крайне правой французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен снова в суде. Вечером 13 января завершился первый день судьбоносного для ее политической карьеры судебного процесса по делу о «фиктивных рабочих местах в Европарламенте». Приговоренная в первой инстанции в марте 2025 года к четырем годам (из них два условно с электронным браслетом), штрафу в 100 тысяч евро и запрету на избрание на пять лет (с немедленным исполнением), госпожа Ле Пен подала апелляцию, которую и начал рассматривать Апелляционный суд Парижа. Подчеркнув перед процессом, что если проиграет его, то не станет выдвигаться на президентских выборах — 2027, несмотря на то, что еще будет возможность попытать удачу в Кассационном суде.
Заседание, на которое Ле Пен дисциплинированно пришла минут за двадцать до начала, продлилось чуть больше пяти часов и запомнилось заявлением Ле Пен, переложившей вину за нецелевое использование (ею и партией) денег Европарламента на сам Европарламент.
«То, что я хочу сказать сразу, — если правонарушение и было совершено <…>, у нас не было никакого ощущения, что мы совершили хотя бы малейшее правонарушение, когда в 2004, 2009, а затем в 2014 годах (годы выборов в Европарламент. — Ред.) мы нанимали собственных помощников (и) объединяли их», — сказала она. И пояснила, почему: «Потому что <…> Европейский парламент не сыграл своей предупреждающей роли так, как должен был это сделать».
«Есть непреложное правило: средства, выделяемые помощникам парламентариев, предназначены для депутатов, а не для партии. Это правило всегда существовало», — напомнил адвокат Европарламента Патрик Мезоннёв.
В итоге, как установил суд первой инстанции,
госпожа Ле Пен и 22 ее подельника, а также партия незаконно использовали более 4 млн евро европейских налогоплательщиков.
Марин Ле Пен была «в сердце этой системы с 2009 года», нанеся прямой ущерб Европарламенту на 474 тыс. евро и «как соучастница» на 1,8 млн евро, заявила судья первой инстанции.
«Систему» хищения средств, по данным прокуратуры, создал Жан-Мари Ле Пен (умер в 2025 г. в 96-летнем возрасте, не дожив до суда). Уже с 2007 года в партии «было решено не оставлять неиспользованным ни одного цента из пакета, предназначенного для оплаты парламентских помощников», установил суд.
Она и другие обвиняемые были признаны в виновными в растрате государственных средств.
Апелляцию в итоге подали 11 из 23 обвиняемых, а также сама партия. В первый день процесса стало известно, что число участников процесса уменьшилось до 10 — одна из бывших европарламентских ассистентов в последний момент отозвала апелляционную жалобу.
Среди того большинства осужденных, которые не обжаловали приговор, оказалась и одна из сестер главной фигурантки — Янн Ле Пен, приговоренная к одному году лишения свободы условно за то, что была по документам нанята в качестве помощницы евродепутата (и на оплату ее труда ушло более 400 тыс. евро), хотя она работала не в Европарламенте, а в штаб-квартире партии во Франции, а затем в «отделе по крупным мероприятиям»… Адвокат сестры сообщил, что ее «истощил» судебный процесс первой инстанции.

Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Для тех, кто нашел в себе силы на апелляционный процесс, судебные слушания по существу должны завершиться 12 февраля, а приговор планируется вынести «до начала лета».
Судя по первому дню слушаний, основная фигурантка, сменившая адвокатов, намерена несколько изменить стратегию по сравнению с первым процессом. И, вероятно, будет делать упор на «отсутствие намерения» совершить предъявленные ей преступления, а не на полное отрицание, которое в первой инстанции было воспринято судьями лишь как отягчающее обстоятельство.
В случае поражения Ле Пен теоретически может грозить до 10 лет тюрьмы, впрочем такой вариант кажется практически недостижимым. Как, впрочем, и оправдание хозяйки «Национального объединения», которая в ноябре в интервью реакционному изданию признала, что сохраняет «крошечную надежду» на победу и, как следствие, на участие в президентских выборах.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Потому что хотя глава следующей (и последней) судебной инстанции — председатель Кассационного суда Кристоф Сулар и заявил на днях, что вынесет свое решение «по возможности» до президентских выборов 2027 года, сама 57-летняя Марин Ле Пен в том же интервью подчеркнула: «Неизвестно, когда будет вынесено такое решение. И нельзя начинать президентскую кампанию в последний момент»*.
В случае если и эти условия не будут соблюдены, перед верным пока «пажем» Марин Ле Пен, нынешним председателем ее партии 30-летним Жорданом Барделлой, должны открыться серьезные президентские перспективы — если его самого в последний момент, как уже не раз бывало в истории Франции, тоже не настигнет какое-нибудь уголовное дело или политико-финансовый скандал.

Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Сам Барделла, начавший свой путь в большую политику через связь с дочерью еще одной сестры Марин Ле Пен, продолжает выражать «тотальную поддержку» хозяйке партии.
«Было бы глубоко тревожным для демократии, если бы правосудие лишило французов кандидатки на президентских выборах, которая уже дважды выходила во второй тур и сегодня считается бесспорным фаворитом голосования», — заявил он накануне суда в присутствии самой Марин Ле Пен, выступая с «новогодними пожеланиями к прессе».
«Она, разумеется, докажет свою невиновность», — ритуально заявил сменщик. И, вероятно, во всех смыслах слова «ритуально». Потому что согласно последнему социологическому исследованию, проведенному для газеты Le Monde и журнала L’Hemicycle, почти каждый второй опрошенный (49%) считает, что Жордан Барделла «имеет больше шансов выиграть президентские выборы», чем Марин Ле Пен (18%). Среди электората самой партии цифры тоже не очень утешительные для Марин: 56% из них полагают, что Барделла «стал бы лучшим президентом Республики», чем его старшая соратница, а наоборот считают только 29%.
Когда речь идет об электоральном потенциале, разница между кандидатами невелика: три пункта в пользу Барделлы (42% против 39%), но в любом случае на сегодняшний день это значительно больше, чем у любого другого потенциального кандидата. Впрочем, надо сделать скидку на то, что до выборов еще шестнадцать месяцев, а также на то, что госпожа Ле Пен точно так же лидировала в опросах перед предыдущей президентской кампанией (2022), но в итоге ее проиграла.
Сам Барделла сейчас вновь подчеркнул, что между двумя лидерами RN «нет никаких политических разногласий» и что он «является кандидатом не на президентских выборах», а «на пост премьер-министра».
Упомянутый соцопрос также показал, что треть респондентов (36%), то есть чуть больше ее электоральной базы, считают, что Марин Ле Пен наказывается правосудием «более строго по политическим причинам». Каждый второй респондент считает, что с нею «обращаются как с любым другим подсудимый», остальные по этому вопросу вообще не имеют мнения.
* Как отмечает AFP, даже в случае повторного признания ее виновной Ле Пен гипотетически может участвовать в президентских выборах 2027 года при двух условиях: если срок лишения права занимать выборные должности будет менее двух лет и если суд откажется от обязательного ношения электронного браслета, что считается несовместимым с ведением предвыборной кампании.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68



