СюжетыОбщество

За Марин Ле Пен следуют миллионы

Ее партия оказалась в центре нового финансового скандала «стоимостью» 4,3 млн евро

За Марин Ле Пен следуют миллионы

Фото: Галина Азулай / Коммерсантъ

Крайне правому французскому лидеру Марин Ле Пен чертовски не везет с деньгами европейских налогоплательщиков. Ну, или наоборот, если посмотреть с точки зрения денег. Не успела она, получив приговор за создание фиктивных рабочих мест в Европарламенте на 4,5 млн евро, потерять право на избрание и заявить, что ее «сменщик» Барделла «должен готовиться» выдвинуться в президенты вместо нее, как в эту форточку возможностей прилетел новый камень из Брюсселя. В газетах оказался доклад генерального директората Европарламента по финансам, в котором рассказывается о расходовании еще 4,3 млн евро по очень странным схемам. Второстепенная для денег, но немаловажная для избирателей деталь: ключевым «актором» в создании схем называется очень близко знакомый г-же Ле Пен человек, которого она, как утверждает, «отдалила от себя» после его открытой поддержки неонацистской акции…

«Актора» этого зовут Фредерик Шатийон, его долгие годы называли «неофициальным главным советником» и «серым кардиналом» Марин Ле Пен, с которой он познакомился еще в университете — на скамье юрфака Panthéon-Assas. В пору знакомства Шатийон возглавлял студенческую «боевую» антисемитскую и антикоммунистическую организацию Groupe union défense (GUD), чью «эстетику» трудно не спутать с неонацистской (см. и фото самого Шатийона). Этого персонажа также уличали в связях с «отрицателями» массового уничтожения евреев и в подписании петиции за отмену французского закона о запрете отрицания Холокоста… Он участвовал в «праздновании» 50-летия дивизии СС «Валлония».

Кроме того, по данным Le Monde, Шатийон — «убежденный сторонник» «Хезболлы» и имеет давние связи в Ливане, а также в Сирии, где многократно встречался с Башаром Асадом и долгие годы устраивал ему «информационную поддержку» (тем более что сирийский режим, по данным СМИ, в 90-е занимался финансированием возглавляемой Шатийоном группировки GUD). А в 2011-м участвовал в парижской демонстрации в поддержку сирийского режима, которая была «отмечена» нацистскими приветствиями. И т.д. и т.п.

Чтобы не вдаваться дальше и глубже в идеологические проявления этого человека, во-первых, отметим что в 2014 году он проиграл суд о клевете и изъятии из продажи книги журналиста, который называл его «неонацистом», а во-вторых, подчеркнем, что он хоть и «идейный», но мыла все-таки никогда не ел.

И как-то всегда совмещал «борьбу» за «идеи» с финансовыми схемами (его имя можно найти и в Panama Papers), многие из которых были связаны с партией Ле Пен и уже становились предметами уголовных разбирательств. По одному из них этих дел Шатийон был приговорен к 2,5 года условно и штрафу в 250 000 евро за мошенничество и злоупотребление корпоративными средствами.

Фредерик Шатийон. Фото: Pierrot Patrice / Avenir Pictures

Фредерик Шатийон. Фото: Pierrot Patrice / Avenir Pictures

В общем, семья Ле Пен, партия Ле Пен и Шатийон связаны столь многими финансовыми и дружеско-родственными нитями*, что когда Марин заявила в мае 2023 года о том, что уже «разорвала с ним все политические и профессиональные отношения», а теперь «извлечет и личные последствия», не все поверили.

Такое заявление госпожа Ле Пен вынуждена была сделать в ответ на вопрос газеты Le Monde о ее реакции на то, что г-н Шатийон не только поддержал прошедший за несколько дней до того неофашистский марш в Париже, но и пообещал в следующем году прийти на него лично.

Еще одна пикантная деталь (и тут мы переходим непосредственно к нынешнему, новому скандалу с деньгами Европарламента) заключается в том, что некто Аксель Лусто на шествие сходил, не дожидаясь следующего. А Лусто — не только человек, который, наряду с Шатийоном, по данным Le Monde, «оказал огромную помощь» Марин Ле Пен «во время захвата власти» в партии и отстранения слишком амбициозных старых кадров, но и деловой партнер Шатийона по выполнению «партийных заказов» в Европарламенте. Заказов, которые и привлекли сейчас внимание финансовых инспекторов ЕП.

Еще одна интересная деталь заключается в том, что организацией этого неофашистского марша в Париже вот уже тридцать лет занимается так называемый «Комитет 9 мая», созданный в 1994 году группировкой GUD, когда ею руководил… Фредерик Шатийон. То есть как минимум тридцать лет госпожу Ле Пен не смущало это обстоятельство — настолько, что еще до 2024 года ее старый товарищ был ключевым лицом в заключении контрактов партии на миллионы евро.

В чем суть нового скандала

В совместной публикации, которая вышла 03.07.2025 в Le Monde и еще нескольких СМИ-партнерах, рассказывается о том, что крайне правая фракция Европарламента «Идентичность и демократия» (ID), которая существовала в прошлом созыве Европарламента и в которую входило «Национальное объединение», могла ненадлежащим образом использовать не менее 4,3 млн евро бюджетных средств. И что львиную долю этих денег получили компании, так или иначе связанные с Шатийоном, — несмотря на то, что самое большое количество депутатов во фракции имела все-таки итальянская «Лига». Не знаю, связано ли это как-то с тем, что г-н Шатийон давно живет в Италии, где имеет многочисленные связи с людьми своего круга и организовывал поездки на итальянскую землю самой Марин. По легенде, распространяемой источниками из партии, он там в «ссылке».

А деньги тратились по так называемой «строке 400», как на евробюрократическом жаргоне называют средства, используемые на «операционные расходы» фракций. По правилам эти деньги должны обязательно направляться на функционирование фракции (секретариат, компьютерное оборудование, встречи и т. д.) или на действия, связанные с «политической деятельностью Европейского союза».

Марин Ле Пен в суде. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Марин Ле Пен в суде. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Однако, согласно «конфиденциальному докладу» генерального директората Европарламента по финансам, как-то оказавшемуся в распоряжении журналистов, фракция ID, во-первых, нарушила эти правила, выделив деньги ассоциациям, не связанным ни с ее политической деятельностью, ни с деятельностью Европарламента, на общую сумму более 700 000 евро за пять лет.

Во-вторых, многие средства, которые выделялись четырем частным субподрядчикам «на дело» (пиар-услуги, рассылки, информационные бюллетени и т.д.)., были пропущены через многоступенчатые схемы, значительно увеличивающие конечную стоимость.

«С момента заключения контрактов и вплоть до их исполнения счета на сумму более 3,6 миллиона евро, по всей видимости, содержат нарушения», — говорится в материале Le Monde, где отмечается, что «среди этих поставщиков выделяются два имени: Unanime и e-Politic» — два давних подрядчика «Национального объединения», каждый из которых связан с Фредериком Шатийоном.

Для демонстрации механизма увода денег приводится такой пример:

«Компания (Unanime) хотя и была указана в контракте с (фракцией) ID как «типография», но не обладала техническими возможностями для печати, отправки и распространения политических материалов фракции, как того требовал тендер. Не имея помещений, оборудования и персонала, компания полностью передала печать на субподряд нормандской фирме ETC Imprimerie, которой руководят давние подрядчики Фредерика Шатийона; та в свою очередь делегировала распространение третьей компании под названием Sofag. Unanime, по оценке парламента, получила при этом среднюю маржу в 18%, без учета «щедрой оценки» своей работы по верстке. Это привело к перерасходу более чем на 260 000 евро, не соответствующему никакой идентифицируемой работе».

С момента основания компания Unanime была зарегистрирована и почти полностью принадлежала Сигильд Блан (оставшиеся 5% были записаны на Шатийона). В 2023 году в одном из первых расследований на эту тему газета Le Monde отмечала, что среди всех крупных поставщиков Европарламента (позднее выяснилось, что она просто самый крупный) «это единственная компания, у которой нет веб-сайта и которая насчитывает всего одну сотрудницу: Сигильд Блан. <…> Функционирование Unanime было детализировано в ноябре 2019 года во время процесса «избирательных наборов» Национального фронта, касающегося различных злоупотреблений, совершенных во время избирательных кампаний партией, тогда возглавляемой Марин Ле Пен, и компанией господина Шатийона Riwal. Оказалось, что Unanime была почти эксклюзивным субподрядчиком Riwal, созданной господином Шатийоном для сокрытия своей прибыли и управляемой им с помощью госпожи Блан. Ни процесс, ни решение первой инстанции, вынесенное в июне 2020 года, не отговорили «Национальное объединение» от использования услуг его компании…».

Остается добавить, что Сигильд Блан была осуждена на упомянутом процессе об «избирательных наборах» (сувенирной продукции) наряду с Фредериком Шатийоном, своим мужем***.

Придерживающаяся крайне правых взглядов госпожа Блан — внучка сотрудника милиции при режиме Петена, а затем и эсэсовца Робера Блана, на которой Шатийон женился после развода с «подругой детства» Марин Ле Пен. Сегодня, согласно новой публикации, сам Шатийон даже по документам владеет компанией Unanime («ребрендированной» в Europacomm), «почтовый ящик которой (по данным Monde) зарегистрирован в офисе его друга Акселя Лусто».

Обложка крайне правого журнала, на которой сообщается, что Марин Ле Пен и Жордан Барделла «с открытым сердцем» расскажут читателям о выборах 2027 года. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Обложка крайне правого журнала, на которой сообщается, что Марин Ле Пен и Жордан Барделла «с открытым сердцем» расскажут читателям о выборах 2027 года. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Что касается второй главной компании этого расследования — e-Politic, то пару лет назад Le Monde отмечала, что она отвечает за цифровые коммуникации «Национального объединения», Шатийон и Лусто владеют в ней соответственно 30% и 15% акций, а возглавляется она протеже господина Шатийона. При работе с этой компанией, по данным инспекторов Европарламента, были зафиксированы «серьезные нарушения процедур заключения контрактов и отсутствие принципов надлежащего финансового управления»: неполные документы, объединение двух тендеров в один, отсутствие реальных процедур проведения тендеров… И заключает, что «все расходы, понесенные фракцией ID по контрактам с e-Politic, являются неправомерными».

Unanime была «основным бенефициаром контрактов» на печатную продукцию для партии «Национальное объединение» и всей фракции ID, и с 2020 по 2024 год выставила за эти услуги счета на 1,43 миллиона евро, отмечается в публикации.

В списке подрядчиков нового созыва Европарламента (с июля 2024 г.) компании господина Шатийона, по данным Le Monde, не обнаружены.

И даже если не будут обнаружены в будущем — это не отменяет уже зафиксированного факта:

на протяжении долгих, в том числе самых последних лет, госпожа Ле Пен и ее партия зачем-то продолжали поддерживать самые тесные отношения с людьми, чьи жизни, карьеры, высказывания и поступки столь часто позволяют вспоминать о неонацизме.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Несмотря на все разговоры о «дедьяволизации» партии («принцип», подразумевающий моментальное дистанцирование от любого публичного проявления откровенного расизма-нацизма-антисемитизма и разрыв отношений с такими людьми…).

«Даты совпали»?

Несколько дней назад, 25 июня, ультраконсервативный журнал Valeurs Actuelles опубликовал интервью Марин Ле Пен, в котором она публично признала почти неизбежное: «Я учла возможность, что не смогу баллотироваться. Жордан (Барделла, 29 лет.Ю. С.) принял к сведению возможность, что ему придется заменить меня. Я лично попросила его подумать и начать готовиться к такому развитию событий».

Одновременно Марин все еще хочет верить в успех своей апелляции (назначенной на следующее лето, за девять месяцев до президентских выборов апреля-2027). Или хотя бы в то, что в случае судебного отказа ей удастся «поднять народ» на какие-то невиданные протесты своими рассказами о том, что без ее участия «выборы нелегитимны». «Я думаю, что наши оппоненты и большинство наблюдателей недооценивают гнев, который может вызвать у большого числа избирателей судебный запрет», — заверила она.

Марин Ле Пен и Жордан Барделла. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Марин Ле Пен и Жордан Барделла. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Впрочем, на фоне публичного призыва самой Марин к своему сменщику слова о народном гневе выглядят ритуальными (во всех смыслах).

Любопытно, что, по данным Le Monde, 31-страничный доклад Европарламента с новым компроматом на «партию Ле Пен–Барделлы» «был составлен <…> на основе рутинной финансовой проверки счетов…», которая состоялась «несколько недель назад».

Источник(и) в ЕП, вероятно, предоставившие «Монду» этот «конфиденциальный доклад», намекают на то, что планируют довести дело до суда. «Финансовое управление Европарламента, похоже, решительно настроено вернуть деньги налогоплательщиков», — говорится в публикации.

По информации газеты, доклад финансового управления Европарламента «вот-вот будет передан» депутатам комиссии по бюджетному контролю ЕП. Если выводы доклада будут одобрены, для проведения расследования привлекут Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) и «параллельно может быть поставлен вопрос о передаче дела в европейскую прокуратуру для возможного уголовного преследования».

Является ли это «спланированным ударом» по «новопредставленному» кандидату Барделле?

Зависит от того, подписывал ли он какие-либо документы и давал ли какие-то подтвержденные указания по скандальным контрактам. Партию он возглавил в ноябре 2022 года, то есть «проходит» по срокам совершения сделок (2020–2024), как и его предшественница Марин Ле Пен.

При этом фракцию «Национального объединения» в Европарламенте в период предполагаемых преступлений возглавляли все-таки не они, а некто Жером Ривьер, сам уже фигурант как минимум одного дела****, который в 2023 году рассказывал о Барделле после первых попыток СМИ расследовать деятельность компании г-на Шатийона: «Он никогда не просил меня подписать контракт с Unanime. Он мог даже не знать о его существовании».

Марин Ле Пен. Фото: Lafargue Raphael / ABACA

Марин Ле Пен. Фото: Lafargue Raphael / ABACA

Одновременно известно, что как минимум два члена кабинета нового председателя партии Жордана Барделлы были выходцами из компании e-Politic, связанной с Шатийоном. И дочь последнего некоторое время была официальной «герлфренд»**** Барделлы.

Наконец, сама Марин Ле Пен в мае 2023 — после «скандала» с неонацистским шествием — публично «перепоручая» Барделле вопрос «разрыва отношений» с Шатийоном, подчеркнула в интервью: «Я больше не руковожу RN, поэтому это больше не мое решение, и мне не нужно его принимать <…>. Но Жордан Барделла вполне может решить действительно прекратить эти отношения. Я не сомневаюсь, что Жордан крайне раздражен этим и считает, что когда вы были подрядчиком RN, тот факт, что вы открыто участвуете в такого рода демонстрациях, явно выражает желание навредить».

Читайте также

«Охота на ведьму»

«Охота на ведьму»

Играя роль жертвы системы, Марин Ле Пен дошла до сравнения себя с Алексеем Навальным

Нельзя исключать, что это является еще одним косвенным указанием на то, что Барделла имел непосредственное отношение к контрактам с компаниями Шатийона.

В любом случае новый коррупционный скандал еще будет развиваться — даже если суд, учитывая загруженность судебной системы, вряд ли состоится до выборов. И скандал этот наверняка — и не без оснований — будет использоваться против любого из кандидатов от партии «Национальное объединение». Прессой, конкурентами, «системой»… Которая, конечно, должна в легальных рамках делать все, чтобы не допускать к высшей власти людей и политические силы с таким шлейфом за плечами.

P.S.

Бельгийский политик Филипп Клейс, который был генеральным секретарем фракции ID в Европарламенте, в комментарии Le Monde заявил, что «все платежи, произведенные за последние пять лет, были должным образом выставлены, обоснованы и проверены».

Марин Ле Пен заявила в эфире радио RTL, что «не знала» об «этом досье». Но «могут быть административные разногласия с Европейским парламентом», и «мы попытаемся еще раз их разрешить», — добавила она, перед тем как охарактеризовать ЕП как «политический орган, который ведет войну в окопах против своей оппозиции» и «ищет повод для ссоры утром, днем и вечером, при любых обстоятельствах».

Жордан Барделла, со своей стороны, «не планирует никакой реакции на данном этапе», сообщило его окружение AFP.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow