НовостиОбщество

Террориста, попросившего прощения у Франции, приговорили к 30 годам

В Парижском дворце правосудия на острове Сите. Фото: Юрий Сафронов / «Новая Газета»

В Парижском дворце правосудия на острове Сите. Фото: Юрий Сафронов / «Новая Газета»

Специальный суд присяжных по делам несовершеннолетних Парижа приговорил к тридцати годам заключения выходца из Пакистана, который совершил теракт у здания редакции Charlie Hebdo в сентябре 2020 года. Перед вынесением приговора он просил прощения у страны, которая ему «так много дала», а он «не понял».

29-летний Захир Махмуд был признан виновным в «покушении на убийство» и «в участии в террористическом преступном сообществе». Его 30-летний приговор предусматривает окончательный запрет на въезд во Францию.

25 сентября 2020 года примерно в 11.40 он напал с мясницким ножом на двух людей на улице Николя Аппера в Париже, где раньше работала редакция сатирического еженедельника Charlie Hebdo.

Именно в этом здании произошла всемирно известная трагедия, когда братья-террористы утром 7 января 2015 года убили 12 человек. Террористы были обнаружены и ликвидированы через два дня в парижском пригороде, но через пять с лишним лет на том же месте у них нашелся «последователь» — выходец из пакистанской сельской местности Захир Махмуд.

Как он заявил сам, он был настолько «ослеплен своим гневом», что даже не смог уточнить, что выжившим сотрудникам редакции после январского теракта предоставили новое помещение с охраной и тщательно охраняемым адресом.

Поэтому, подойдя к старому зданию Charlie, набросился на двух людей, мужчину и женщину, сотрудников продюсерской компании Premières Lignes, вышедших в этот момент покурить.

Махмуд, прибывший во Францию двумя годами ранее, «жил в замкнутом общинном пузыре», заявил на процессе его адвокат: «Физически он во Франции, но в его голове он все еще в своей стране, где богохульников в лучшем случае арестовывают, в худшем — линчуют».

Кроме того, по словам защитника, он большой поклонник «проповедей» одного имама, руководителя радикальной исламистской пакистанской партии. И как раз в сентябре 2020 года в Пакистане проходят антифранцузские манифестации, неслучайным образом совпавшие с началом судебного процесса в Париже по делу о теракте в редакции «Шарли Эбдо».

Читайте также

За что Эрдоган полюбил нападать на Макрона

За что Эрдоган полюбил нападать на Макрона

И почему дипломатические отношения Турции и Франции превратились в карикатуру

В недели, предшествующие нападению, Махмуд ищет информацию о Charlie Hebdo в Интернете и несколько раз приходит на улицу Николя Аппера «на разведку».

25 сентября приходит и наносит пять ударов ножом мужчине, четыре женщине и убегает. Меньше чем через час попадает в руки полиции на расположенной рядом станции метро «Бастилия».

О том, что было дальше с людьми, на которых напал террорист, рассказывает Figaro: «Несмотря на тяжесть нападения, Полю и Элен (имена изменены) удается выжить. Первый найден Жилем на соседней улице. «Я наткнулся на Поля, сидящего на стене, ноги в крови. Он был тяжело ранен в голову и руку. Он сказал мне: 'Я чувствую, что умираю, я ухожу'» (…). Вторая (Элен) спасена Оливье, работающим поблизости. «У Элен были ранения на щеке и затылке. Я старался разговаривать с ней, чтобы она оставалась в сознании (до прибытия скорой)…».

Поль был помещен в медикаментозную кому (на три с лишним недели) и немедленно прооперирован. «Расколотый череп, поврежденный мозг, лицо, обезображенное навсегда, травмированная левая рука», — рассказывал на процессе его адвокат.

Травмы Элен (на черепе, лице, глазу) излечены, пишет Figaro, но она до сих пор говорит о том, что не может прийти в себя: «Сегодня мне 32 года, возраст, когда мои друзья расцветают в работе, начинают создавать семью. А я застряла на улице Николя Аппера».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Франция любит символы, и это не всегда плохо: суд над террористом Махмудом начался 6 января, накануне 10-й годовщины терактов против Charlie Hebdo.

Судебные заседания проходили в 500-местном зале, специально построенном несколько лет назад внутри исторического здания Парижского дворца правосудия для многочисленных террористических процессов*.

21 января в своем обвинительном заключении прокуратура потребовала для Махмуда 30 лет тюремного заключения, с запретом на освобождение ранее 20 лет, а также запрета на владение оружием на 15 лет и пожизненного запрета на въезд во Францию. «Он должен быть наказан максимально сурово, соразмерно огромной тяжести совершенных преступлений, применив невероятное насилие в отношении своих жертв, причинив им колоссальные физические и психологические последствия», — заявил один из прокуроров: «К этому мерзкому акту он привлек своих друзей как на идеологическом, так и на логистическом уровне».

Для «друзей» гособвинение потребовало от 3 до 13 лет.

В четверг 23 января, во время своих «последних слов», все пять «друзей» принесли извинения потерпевшим, равно, как и сам Махмуд.

Цитируем Figaro: «В джинсах и белой рубашке, с короткими волосами и бородой, Захир Махмуд, говорящий последним через переводчика на урду, утверждает, что «сильно изменился». «Я хорошо понял одну вещь: этот способ мышления, наполненный ненавистью, местью, гневом, никому не служит. Он только причиняет вред».

Потом просит извинения у потерпевших, а еще «у Франции, потому что Франция всегда его поддерживала».

Махмуд просил прощения, иногда в слезах, много раз за две с лишним недели судебного разбирательства, отмечает и корреспондент AFP. И тоже его цитирует: «Мне очень больно за них. Мне действительно стыдно за то, что я сделал. За то, что они пережили из-за меня. Я понимаю их страдания, на самом деле я очень сожалею».

Заверяя, что «полностью понимает» перспективу быть «приговоренным к суровому наказанию», пакистанец просит суд «оставить ему надежду на возвращение к чему-то похожему на жизнь — после выхода из тюрьмы». Свои последние слова он адресует потерпевшим, желая им «огромного счастья в жизни»: «Надеюсь, они найдут в себе мужество однажды меня простить».

Но и 37-летний Поль, и 32-летняя Элен заявили, что «не принимают извинений».

Через девять с лишним часов обвиняемые услышали приговоры. Все соучастники Махмуда были приговорены к заключению трех до двенадцати лет, включению в список лиц, совершивших террористические преступления, и к пожизненному запрету на въезд на территорию Франции.

У всех теоретически есть десять дней на обжалование.

Читайте также

Франция продолжает рисовать

Франция продолжает рисовать

И никто не должен у нее отнять это историческое право. 10 лет трагедии Charlie Hebdo

* Здесь же судили обвиняемых по делу о теракте в редакции «Шарли Эбдо», о терактах 13 ноября, о теракте в Ницце, а также о теракте об убийстве учителя Самюэля Пати, непосредственно связанном с терактом против Charlie. Формально дело проходило в «суде по делам несовершеннолетних», поскольку некоторым обвиняемым было менее 18 лет на момент теракта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow