Сюжеты · Политика

«Речь о праве украинцев выбирать свою судьбу или параметры мирного соглашения»

На каком фоне в Лондоне прошла встреча Стармера, Макрона, Мерца и Зеленского

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Встреча в Лондоне. Фото: официальный аккаунт президента Украины

В Лондоне днем в понедельник, 8 декабря, встретились лидеры ведущих стран Европы и президент Украины Владимир Зеленский. Встреча на Даунинг-стрит — это «рабочее совещание в момент, который является решающим и для Украины, и для всех нас в Европе», подчеркнул источник «Новой» в Елисейском дворце. Очередная экстренная встреча — ответ на усиление давления на Киев из Вашингтона, чьи последние действия воспринимаются в Киеве и в Европе как откровенно «прокремлевские».

«Начинаем новую дипломатическую неделю — будут консультации с европейскими лидерами. Прежде всего — вопросы безопасности, поддержка нашей устойчивости, пакеты помощи для нашей обороны. В первую очередь — ПВО, долгосрочное финансирование для Украины», — заявил президент Зеленский в видеообращении, опубликованном в воскресенье вечером 7 декабря и записанном в поезде. Подчеркнул: «Конечно, мы будем говорить и об общем видении, общих позициях на переговорах».

«Представители Украины в эти дни провели предметные разговоры с представителями президента Соединенных Штатов Америки (трамповский спецпосланник Уиткофф и зять президента Кушнер после возвращения со встречи с Путиным в Москве три дня, до субботы, вели во Флориде переговоры с украинской делегацией. — Ю. С.), и сейчас секретарь Совета национальной безопасности и обороны Рустем Умеров и Андрей Гнатов, начальник Генштаба, находятся на пути в Европу. Я ожидаю от них подробную информацию обо всем, <…> о нюансах, которые американцы готовы изменить в переговорах с нами, с «русскими», — добавил Зеленский.

И рассказав о том, что переговорщики (украинская делегация вместе с Уиткоффом и Кушнером) выходили с ним на связь в субботу, отметил (поблагодарив перед этим американцев «за готовность работать вместе 24/7»): «Американские представители знают базовые украинские позиции, это был конструктивный, хотя и непростой разговор. Продолжаем работать. Некоторые вещи можно обсудить только лично: Умеров и Гнатов будут докладывать мне, также я буду говорить с европейскими лидерами…».

Через пару часов Трамп заявил, придя на церемонию в области культуры, что «разочарован тем, что президент Зеленский еще не ознакомился с [мирным] предложением — по состоянию на несколько часов назад». «Его народу оно нравится, но ему — нет», — заверил глава Белого дома, не приведя, как обычно, никаких доказательств. «Россия, как я понимаю, согласна, но я не уверен, что Зеленский согласен. Его народу нравится. Но он не готов», — повторил Трамп.

Днем в понедельник последовал ответ от Украины. Глава комитета Верховной рады по вопросам внешней политики Александр Мережко сказал в интервью Sky News, что удивлен заявлением Трампа, и добавил, что глава Белого дома знает, что Зеленский «очень осторожен». «Он читает все документы, особенно такие важные, как это мирное предложение президента Трампа, и я абсолютно уверен, что он ознакомился с этим планом и прочитал его», — добавил этот депутат от партии Зеленского.

Кит Келлог, другой спецпосланник президента США, который в январе покинет этот пост, заявил в воскресенье, что исход мирного соглашения теперь зависит только от двух ключевых вопросов: будущего Донбасса и судьбы Запорожской атомной электростанции.

«Если нам удастся урегулировать эти два вопроса, я думаю, что остальное решится довольно легко… Мы действительно очень близки», — заверил Келлог, выступление которого на оборонном форуме цитирует Reuters. По словам Келлога, усилия по достижению мира вступили «в последние 10 метров», являющиеся в то же время «самыми трудными».

Кит Келлог во время одной из встреч с украинской делегацией. Фото из архива Келлога / соцсети

О том, что вопрос территорий является «самым трудным», говорил и сам Владимир Зеленский — неделю назад на совместной пресс-конференции с президентом Макроном в Париже. Согласно многочисленным источникам, одно из ключевых требований Кремля — выход украинских войск «со всей территории Донбасса». Вопрос, являющийся «красной линией» для Украины сразу по нескольким причинам: 

начиная с того, что такой вариант не принимается большей частью общества и невозможен с точки зрения закона, и заканчивая тем, что оставление донбасского «укрепрайона» откроет для российской армии путь для дальнейшего продвижения.

Украинцы сообщили американским переговорщикам Уиткоффу и Кушнеру о «необходимости более активной работы и поиска новых идей», рассказал в понедельник AFP «высокопоставленный источник, близкий к переговорам».

Стоит также отметить, что последняя позиция Госдепартамента США (возглавляемого Марко Рубио, который считается «более проукраинским», чем Уиткофф и Кушнер), выраженная в пятницу, 5 декабря, звучала так: «Участники (переговоров во Флориде. — Ю. С.) обсудили результаты недавней встречи американской стороны с россиянами и шаги, которые могли бы привести к окончанию этой ***. Американцы и украинцы также согласовали рамки договоренностей по безопасности и обсудили необходимые сдерживающие возможности для поддержания прочного мира. Обе стороны согласились, что реальный прогресс по любому соглашению зависит от готовности России проявить серьезную приверженность долгосрочному миру, включая шаги к деэскалации и прекращению ***».

При этом Юрий Ушаков, советник Путина по внешней политике, заявил в воскресенье, 7 декабря, что «некоторые вопросы» по Украине «требуют от американцев серьезных, я бы сказал, радикальных изменений в их бумагах, которые постоянно в движении, постоянно готовятся».

Появившийся в СМИ 20 ноября американский «мирный план из 28 пунктов» (в котором было найдено много сходства с кремлевским видением завершения конфликта) был, согласно украинским и европейским источникам, сначала сокращен до 19 пунктов по итогам американо-украинских переговоров в Женеве (с подключением представителей Франции, Германии и Великобритании), а затем, после явки Уиткоффа и Кушнера к Путину, снова «расширен». По крайней мере, Путин заявил о «27 пунктах», «разбитых на четыре пакета».

Европейцам «надо включаться» в переговоры, а не «мешать» им, добавил хозяин Кремля. При этом Европа (и эта позиция поддерживается практически всеми, за исключением политиков вроде Орбана), безусловно, не хочет быть отстраненной от процесса переговоров.

Владимир Зеленский и Эмманюэль Макрон перед началом встречи. Кадр из видеоотчета Елисейского дворца

«Франция решительно намерена действовать совместно со всеми, чтобы добиться мер по деэскалации и прекращения огня. В понедельник мы продолжим координацию в Лондоне с премьер-министром Киром Стармером и канцлером Фридрихом Мерцем, учитывая последние обсуждения между украинской и американской сторонами», — сообщалось в субботнем заявлении президента Макрона в соцсети X после его очередного телефонного разговора с президентом Зеленским. «Европейцы неизбежно станут важной опорой справедливого и устойчивого решения, которое мы строим все вместе», — добавил Макрон, заявивший в другом твите за пару часов до этого о том, что «Россия замыкается в эскалационной логике и не стремится к миру», поэтому «мы должны продолжать оказывать давление на Россию, чтобы принудить ее к миру».

Елисейский дворец анонсировал в понедельник, что во время встреч на Даунинг-стрит (сначала отдельно — Макрон–Мерц–Стармер, потом вместе с Зеленским) «будет подведен итог переговорам, проводимым в рамках американского посредничества, а также обсуждены гарантии безопасности, разработанные, в частности, в рамках Коалиции желающих (35 стран, в основном европейских. — Ю. С.), которые будут ключевыми для любого урегулирования».

Макрон в субботу еще раз подчеркнул (и это подтверждено и в процитированном выше заявлении Госдепа), что «усилия в рамках Коалиции желающих», чтобы «предоставить Украине гарантии безопасности, без которых не будет прочного и долговременного мира», «мы будем продолжать вместе с американцами».

Вопрос четких гарантий безопасности со стороны США является вторым ключевым наряду с вопросом территорий, подтвердил «Новой» источник в Елисейском дворце.

При этом, по данным газеты Der Spiegel, смысл которых не был опровергнут Елисейским, во время звонка Макрона и Зеленского другим европейским лидерам 1 декабря (из Елисейского дворца) сам президент Франции предупредил, что украинский президент «находится в большой опасности», потому что «возможно, что США предадут Украину по территориальному вопросу без четких гарантий безопасности». «Владимир, тебе нужно быть очень осторожным в ближайшие дни (со считающимися прокремлевскими Уиткоффом и Кушнером. — Ю. С.), они манипулируют тобой и нами», — добавил канцлер Германии Фридрих Мерц.

В Елисейском дворце по итогам этого «слива» лишь уточнили, что слово «предательство» Макроном не употреблялось.

Не добавило оптимизма в европейских столицах (не считая Будапешта) и содержание опубликованной в конце прошлой недели американской «Стратегии национальной безопасности-2025» — довольно агрессивной по отношению к Европе, «аболиционистской» по вопросу блока НАТО (основное управление которым планируется передать самим европейцам) и лояльной по отношению к Москве — особенно на фоне ее действий в последние почти четыре года.

«По общему (европейскому) мнению, новая американская доктрина, приветствуемая Кремлем, продолжает линию выступления вице-президента Дж. Д. Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале. Однако перед лицом этого нового шока главная задача для европейцев — не углублять трансатлантический разрыв и не портить отношения с администрацией Трампа, идеологии и непредсказуемости главы которой они опасаются не меньше», — отметила по этому поводу газета Le Monde.

После встречи в резиденции на Даунинг-стрит. Кадр из видеоотчета

Поэтому на уровне лидеров никаких комментариев до сих пор не было и, по данным источника газеты, не будет (во всяком случае, со стороны Макрона). По крайней мере, до тех пор, пока по этому вопросу не выскажется сам Трамп.

Что касается встречи в Лондоне, то источник «Новой» в Елисейском добавил: «Речь идет о консолидации того, что в нынешний период является наиболее важным, — то есть европейско-украинской позиции, которую мы подготовим, и затем сразу же поделимся ею с нашими европейскими партнерами. Эта позиция должна позволить нам выйти на прочную основу для сближения позиций с американцами».

По словам источника, позиция должна быть «одновременно требовательной в отношении главного — то есть права украинцев выбирать свою судьбу или параметры мирного соглашения, — и для нас, европейцев, в отношении способности использовать все инструменты, имеющиеся в нашем распоряжении, будь то финансовая или военная помощь Украине».

«Вы знаете, что в совокупности мы, Европа, — главный донор Украины, и поэтому нам нужно будет понять, как мы наилучшим образом используем замороженные российские активы в пользу Украины», — добавил представитель Елисейского.

Вопрос использования замороженных активов Центробанка РФ (подавляющая часть которых — более 200 млрд евро — находится в брюссельском депозитарии Euroclear) до сих пор не урегулирован даже между европейскими партнерами, несмотря на экстренный визит Мерца и председательницы Еврокомиссии фон дер Ляйен в Брюссель в минувшую пятницу — с целью уговорить бельгийского премьера снять «вето» с «разморозки». Так что дальнейший подход к этому вопросу также, безусловно, обсуждался на встрече Стармер–Мерц–Макрон в Лондоне — за десять дней до последнего в этом году саммита ЕС. На котором и Макрон, и Мерц, и инициатор этого плана Урслула фон дер Ляйен все еще надеются объявить о предоставлении Украине 140 млрд евро кредита* из российских активов, которые, по задумке, будут возвращены Москве, как только она «заплатит репарации» после заключения мира.

«Есть несколько вариантов — как юридических, так и касающихся использования средств. Каждый из них изучается и сам по себе приемлем. Поэтому, как обычно, 27 стран должны будут участвовать в обсуждении и в итоге договориться о решении, которое позволит обеспечить главное — а именно поддержание устойчивости Украины в этот сложный момент», — заверил представитель Елисейского дворца. Подчеркнувший, что «хотя момент и сложный», но на поле боя «Украина не просто держится, но делает лучше того».

«Украина не на краю пропасти. Хотя невозможно сразу получить мирное соглашение с Россией, крайне важно, чтобы мы дали Украине всю необходимую поддержку, чтобы она не теряла позиции из-за недостатка помощи, если можно так выразиться. И вопрос о замороженных активах возникает в этом контексте — так же, как и диалог между украинцами и американцами, чтобы их попытки воздействия на Россию соответствовали основным требованиям мирного соглашения — то есть уважению суверенитета Украины», — заявил сотрудник администрации президента Франции.

Говоря о желании Трампа заключить соглашение «до Рождества», источник в Елисейском подчеркнул: «Что касается сроков, можно понять нетерпение американцев поскорее заключить соглашение, разумеется. Президент Трамп заявлял во время кампании, что решит украинский вопрос за 24 часа, затем — за 100 дней. Это не впервые, когда американцы активизируют свою работу с русскими. Хорошо, что сейчас одновременно идут консультации с украинцами, и это действительно важно — чтобы американцы услышали от украинцев, что возможно, а что невозможно».

«Как только это будет усвоено, главное — чтобы американцы добились от россиян обязательств, которые сделают возможными установление прекращения огня, поиск мирного соглашения и т.д. Находимся в начале этого процесса. Со своей стороны мы следим, чтобы интересы Украины и Европы шли вместе», — продолжил представитель Елисейского.

Добавив: «И поскольку, как уже говорил Марко Рубио в нескольких заявлениях, необходимо прочное соглашение, которое успокоит Украину и Европу в вопросах безопасности, мы сможем вместе работать над формулой мира. Это наша цель. Мы не отклонялись от нее. Мы (в Лондоне) проверим, что по-прежнему находимся на одной волне».

После переговоров в Лондоне «несомненно, состоятся контакты с президентом Трампом», добавил наш собеседник.

«Я не собираюсь оказывать давление на президента» Зеленского, предупредил перед встречей Кир Стармер в эфире ITV News: «Главное — добиться прекращения боевых действий — надеюсь, что так и будет, — и чтобы оно было справедливым и устойчивым».

«Мы все поддерживаем Украину, и мы все поддерживаем мир и мирные переговоры… И я думаю, у нас много карт на руках», — особо подчеркнул президент Франции, отправив таким образом очередное незавуалированное послание Трампу.

Среди козырей назвал: финансирование Европой вооружения для Украины, «факт, что Украина продолжает сопротивление», а также то, что «российская экономика начинает страдать — особенно после последних европейских, британских и американских санкций»…

По итогам встречи в Лондоне другой источник в Елисейском заявил, что она «позволила продолжить совместную работу над американским планом, чтобы дополнить его вкладом европейских стран в тесном взаимодействии с Украиной».

«Эта работа сейчас завершается советниками по национальной безопасности для последующих обсуждений между европейцами, американцами и украинцами. Обсуждений, которые должны способствовать укреплению согласованности в ближайшие дни. Параллельно будет углублена работа по предоставлению Украине надежных гарантий безопасности, а также по планированию мер для восстановления Украины», — добавил источник.

P.S.

Президент Зеленский из Лондона вылетел в Брюссель, чтобы встретиться с генеральным секретарем НАТО Марком Рютте, председателем Европейского совета Антониу Кошта и председательницей Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.

Зеленский, общаясь вечером с журналистами по видеосвязи, заявил, что советники по нацбезопасности Украины, Франции (в данном случае речь о дипломатическом советникеПрим. Ю.С.), Германии и Великобритании 

«будут работать над последней версией» мирного плана «примерно до вечера» вторника, 9 декабря. После этого «мы еще раз на него посмотрим и отправим Соединенным Штатам Америки», — сказал украинский лидер.

Зеленский также рассказал о варианте гарантий безопасности, которых в Киеве ждут от Вашингтона: «Самые сильные гарантии безопасности, которые мы можем получить, это от США», и «если они будут, не (как) Будапештский меморандум, не пустые обещания, а проголосованы в Конгрессе США». По словам Зеленского, в Вашингтоне «пока относятся положительно к такому шагу».

* При этом Франция, выступающая за этот кредит, отказывается, по данным газеты FT, предоставлять данные о 18 млрд евро российских госактивов, хранящихся в частных французских банках. В Париже подчeркивают, что не делают этого потому, что частные банки связаны иными, чем Euroclear, обязательствами.