«Могу их проклясть»
Лично возглавить «Движение за освобождение церкви» пообещал на пресс-конференции в Ереване 16 июля премьер-министр Армении. А 20 июля пообещал еще и конкретно изгнать главу Армянской апостольской церкви (ААЦ) католикоса Гарегина II (Пашинян называет его исключительно мирским именем — Кртич Нерсисян) из резиденции в Святом Эчмиадзине.
Кампания Никола Пашиняна по смене руководства ААЦ, которое, по его мнению, слишком активно вмешивается в политическую жизнь страны на стороне оппозиции, не сбавляет обороты уже пару месяцев. Учитывая конфессиональную монолитность армянского общества (о принадлежности к ААЦ заявляет около 92% граждан), власть ощущает реальную угрозу, исходящую от оппозиционной церкви. Но, в отличие от других конфликтов такого типа на постсоветском пространстве (например, противостояния офиса Зеленского и УПЦ), Пашинян и его единомышленники выступают не с антиклерикальных или хотя бы секулярных позиций, а как ревнители «чистоты церкви».
Пашинян критикует главу ААЦ католикоса Гарегина II не за политику, а за нарушение обета безбрачия, «чуланизацию» храмов, которые оскверняются «нецелевым использованием», и за теневой бизнес. Пока иерархи ААЦ пробуют себя в качестве политиков и оппозиционных лидеров (об этом ниже), премьер выступает в роли пророка: «Я могу их проклясть, но я этого не сделаю. Я лишь сказал, что возглавлю движение освобождения церкви от них. В проклятиях нет надобности». Ранее, 8 июля, Пашинян заявлял, что «дом Иисуса Христа занимает антихрист и собакоед», призывая очистить ААЦ от «антихристовой, антигосударственной группы».