Часто говорят о том, что в любой войне есть два ингредиента — оружие и идеи. Зачастую в истории и то, и другое производилось государством, и нет ничего нового в том, что национальные церкви поддерживают свои государства во время войны, даже если противостоящие стороны традиционно принадлежат к христианской традиции, как это было во время Первой мировой войны.
Особенность происходящего ныне заключается в том, что зачастую идеологическое топливо для горения вырабатывается в структурах, связанных с Московским патриархатом. Снова в начале XXI века вернулся язык священной войны.
«С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада», — это заявление Всемирного русского народного собора, который претендует быть общим «симфоническим» голосом Церкви и государства.
Одной из ключевых фигур этого собора является Александр Дугин, человек, который не стесняется фашистского мировоззрения. Один из авторов «Новой газеты» показал, что популярная концепция России как государства «удерживающего» мир от пришествия в мир антихриста мигрировала в современность из нацистской Германии. За этим понятием применительно к государству стоит фигура Карла Шмитта, немецкого правоведа, политического теоретика и активного члена Национал-социалистической партии Германии. Благодаря Шмитту Дугин импортировал из нацистской Германии в современную Россию не только «катехон», но и представления о мире в целом: