Патриаршая «биоэнергетика»
Патриарх Кирилл придерживается особого «богословия энергий», близкого к эзотерике позднесоветского времени, когда и формировалось его мировоззрение (подробнее — в статье «Новой»). Когда-то, в 2015-м, он сформулировал свой ставший знаменитым «барнаульский догмат» (назван по месту произнесения проповеди).
«Из храма восходит к Богу духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому, что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям». Учение о том, что какая-то доска впитывает, а потом отдает энергию, принципиально противоречит христианскому богословию образа и христианскому типу молитвы. Возможно, в таком слишком вульгарно-материалистическом восприятии икон (и святынь вообще) и кроется ответ на вопрос о слишком небрежном обращении Кирилла с ними — например, с рублевской «Троицей»?