СюжетыОбщество

Дивеевские тайны кремлевского братства

Новый министр обороны Белоусов — попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря. Что за элитное «Дивеевское братство», собравшее чиновников и олигархов?

Новый министр обороны РФ Андрей Белоусов — воцерковленный православный, попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря. Его назначение напомнило об элитном «Дивеевском братстве» (см. сноску 1) , в котором состоят чиновники и олигархи, объединенные монастырем, но в большей степени — «дивеевскими тайнами». Попробуем если не разгадать, то хотя бы описать эти тайны…

Праздник Крещения в Дивеево. Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев

Праздник Крещения в Дивеево. Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев

«Андрей Рэмович Белоусов, брат нашего прихожанина Дмитрия, 3 марта [2007 г.] принял Святое Крещение в храме Казанской иконы Божией Матери в деревне Пучково», — сообщала «Троицкая православная газета» об обращении к вере тогда еще 47-летнего замминистра экономического развития России. В храм его привел младший брат, тоже экономист. Затем какое-то время они вместе прислуживали в алтаре настоятелю храма прот. Леониду Царевскому. «Исполнял некоторые обязанности алтарника, — подтвердил о. Леонид. — Но уже несколько лет не был у нас».

Сегодня Андрей Белоусов — попечитель элитного Серафимо-Дивеевского монастыря и член неформального «Дивеевского братства», клуба, который может претендовать на роль мистического центра власти в современной России. Таинственная мистика, замешанная отчасти на православии, отчасти на оккультизме, а отчасти на ностальгии по СССР, органично сочетается с духом СВО, которая преследует не столько военные, сколько околорелигиозные, эсхатологические цели…

Предыстория и состав

Первым опытом создания элитарного клуба под монастырской крышей в современной России стало лет 20 назад Русское афонское общество, которое курировали тогдашние полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко и глава РЖД Владимир Якунин. Постепенно к обществу подтянулись вице-губернаторы Петербурга, братья Ротенберги, Игорь Сечин, Александр Беглов, Сергей Чемезов, Андрей Турчак и другие чиновники и олигархи из их круга. Повседневную работу общества курировал массажист Путина Константин Голощапов, ныне покинувший РФ из-за опасности уголовного преследования (впрочем, совсем не «за политику»).

По состоянию на 2018 г., как сообщала «Новая», члены общества вложили в Русский Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон до 500 млн долл.

За пределами РФ, в тиши скитов и келий, переоборудованных под VIP-апартаменты, без женщин (их не пускают в монашескую республику) и лишних глаз члены общества чувствовали себя комфортно. Однако теперь Афон — территория «недружественного» государства, а РПЦ разорвала общение с Константинопольским патриархатом, которому подчиняется Святая гора. Время «афонитов» прошло, многих из них уже нет и в федеральной политике.

На территории РФ предпринимались попытки создать аналогичные клубы в формате попечительских советов самых прославленных монастырей — Троице-Сергиевой лавры, Соловецкого, Валаамского, Новоиерусалимского… Попечительский совет последнего возглавил в 2008 г. Дмитрий Медведев, пытаясь собрать некое «братство» вокруг себя. В монастырь были вложены миллиарды, но с «братством» не сложилось — наверное, в силу территориальной близости обители к Москве и Рублевке.

Патриарх Кирилл быстро взял под личный контроль аналогичные советы лавры, Соловков и Валаама, ощущая в деятельности чиновно-олигархических «братств» угрозу своему монопольному контролю над РПЦ и «православной темой» в целом. Успешный опыт «Дивеевского братства» показывает, что такие опасения не беспочвенны.

Андрей Белоусов (в центре) во время Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Андрей Белоусов (в центре) во время Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Контуры будущего «Дивеевского братства» стали вырисовываться в первые годы путинского правления — в формате подготовки к празднованию в 2003 г. 100-летия канонизации Серафима Саровского. Патриархия видела в обстоятельствах той канонизации (с участием Николая II, у которого через год родился долгожданный наследник, — «по молитвам преподобного!») идеал симфонии церковной и государственной власти, поэтому пригласила в оргкомитет множество чиновников.

Сопредседателем от Кремля стал Сергей Кириенко, до сих пор сохраняющий лидерство среди «дивеевцев». Двадцать лет спустя, 29 ноября прошлого года, он председательствовал на заседании попечительского совета Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве.

Сообщение Московской патриархии дает представление об актуальном составе верхушки «братства»: полпред президента в ПФО Игорь Комаров, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, министр просвещения Сергей Кравцов, министр культуры Ольга Любимова, сенатор Андрей Клишас, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, глава Мордовии Артем Здунов, глава РЖД Олег Белозеров, замгендиректора «Росатома» Сергей Обозов, директор фонда Серафима Саровского Сергей Габестро, бизнесмены и церковные сановники.

Есть у «братства» и «теневая» часть, представители которой вкладывают средства в Дивеево и регулярно ездят в обитель, но на технические заседания не ходят. К этому элитному кругу и принадлежит Андрей Белоусов. Если же считать по табели о рангах, то первый дивеевский «тяжеловес» — Михаил Мишустин, главный ктитор Дивеевского монастыря, по версии «Комсомольской правды». То ли по его примеру, то ли по зову сердца в обитель ездит половина вице-премьеров и несколько министров.

Михаил Мишустин во время посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Михаил Мишустин во время посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Давний резидент Дивеева — Никита Михалков, который еще в 90-е обзавелся солидным имением с конюшнями в окрестностях монастыря. Вслед за ним недвижимость в этом районе купили многие «патриотически настроенные» деятели культуры и бизнесмены, на всякий случай поверившие в особый мистический статус этих мест, где можно будет спастись от Армагеддона.

Ядерный шлейф

Специфическую «ауру» этого места, притянувшую столь солидных людей, как ни странно, нам поможет понять ГК «Росатом», играющая особую роль в финансировании дивеевского кластера и в формировании его идеологии, сочетающей русский лубок с православием и технократическим оккультизмом.

Исторически женский Дивеевский монастырь связан с мужским Саровским (расстояние между ними — 12 км). Преподобный Серафим был саровским монахом, но принял под свое окормление женскую монашескую общину Дивеева в начале XIX в. Если в Дивееве сегодня самый процветающий женский монастырь России, то в Сарове — малочисленная пустынька, делящая свои здания с Российским федеральным ядерным центром (РФЯЦ), входящим в ГК «Росатом». Центр разместился в 1947 г. в отнятых у верующих монастырских храмах и корпусах, из-за чего Саров до сих пор остается закрытым территориальным образованием, куда невозможен свободный доступ паломников.

Читайте также

В «Наказе» патриарха Бога буквально нет

В «Наказе» патриарха Бога буквально нет

Глава РПЦ завизировал новое учение: ксенофобская идея «русской цивилизации» заменила христианство. Осталось присоединить как можно больше земель и «размножиться» до 600 миллионов

Непосредственно в стенах обители разработаны многие виды советского ядерного оружия, поэтому еще в 2007 г. патриарх Алексий II назначил преподобного Серафима «небесным покровителем» ядерного щита (а сегодня скорее меча) России. Осенью прошлого года патриарх Кирилл вручил в храме Христа Спасителя орден преподобного Серафима I степени почетному руководителю РФЯЦ академику Радию Илькаеву. Как считает патриарх, вся деятельность этого центра протекала при прямом участии Серафима. И не важно, что основатель центра Игорь Курчатов и большинство его коллег были неверующими, нецерковными. Церковь ведь «не в бревнах», а теперь уже и «не в ребрах», а в ракетах, благодаря которым Россия исполняет божественную миссию мирового Удерживающего.

В отличие от предшественников, академик Илькаев стал активным прихожанином РПЦ и вошел в Патриарший совет по культуре.

РФЯЦ опекает Саровскую пустынь, а с «Дивеевским братством» связан через бывшее (Сергей Кириенко) и нынешнее (Сергей Обозов) руководство «Росатома». (Между прочим, и Кириенко, и Обозов — выходцы из Нижегородской области, т.е. в некотором роде земляки Серафима Саровского.) Ближайший партнер корпорации — Курчатовский институт, один из крупнейших мировых центров научных исследований по ядерной физике. Недавно его возглавлял Михаил Ковальчук (ныне декан физического факультета Петербургского университета) — брат особо приближенного к Путину соучредителя кооператива «Озеро» и совладельца банка «Россия» миллиардера Юрия Ковальчука. Как несложно догадаться, братья Ковальчуки играют не последние роли в «Дивеевском братстве».

«Новая» отмечала,

что мировоззрение Михаила Ковальчука сочетает элементы православия с оккультизмом технаря: верой в «этническое оружие» (типа «боевых комаров избирательного действия»), создание американцами нового подвида Homo sapiens и в управление течением мысли из заокеанских лабораторий.

Монахини Серафимо-Дивеевского монастыря в Преображенском соборе во время визита Патриарха Московский и Всея Руси Кирилла. Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ

Монахини Серафимо-Дивеевского монастыря в Преображенском соборе во время визита Патриарха Московский и Всея Руси Кирилла. Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ

Нетривиальные задачи, балансирующие на грани конспирологии, решает расположенный в Анапе военный технополис «Эра» (Михаил Ковальчук возглавляет его научный журнал).

В журнале публикуются статьи о «временной трансспективе» (передаче мыслей во времени), первичности сознания, ДНК-микрочипах, продлевающих жизнь, новых методах борьбы с раком, способах объединения био- и техносфер. Юрий Ковальчук — тоже физик по образованию, хотя в бизнесе преуспел больше, чем в науке. По данным The Wall Street Journal, он якобы чаще других общался с Путиным во время ковидной самоизоляции, повлияв на его мировоззрение. Недавнее назначение сына Ковальчука Бориса главой Счетной палаты стратегически усилило позиции этой семьи во власти.

Дивеевские завсегдатаи доверительно рассказывают, что бывал в этих святых местах и жертвовал на монастырь безвременно почивший «кремлевский повар» и организатор военного мятежа Евгений Пригожин.

Читайте также

Первые потери на московско-константинопольском фронте

Первые потери на московско-константинопольском фронте

Каких религиозных услуг и святынь лишатся православные россияне в результате разрыва РПЦ с Константинопольским патриархатом?

Будущее России ищут в Канавке

«Дивеевское братство» сравнивают с масонской ложей, но это не совсем корректно. У неформального клуба нет особого эзотерического учения, а если и признавать наличие в нем «обряда посвящения» в виде обхождения Святой Канавки, то он является общим для всех паломников, посещающих Дивеево.

Странный с точки зрения христианской догматики культ Канавки связан с приписываемым преподобному Серафиму пророчеством: «Как Антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит». Так передает это пророчество «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная митрополитом Серафимом (Чичаговым; расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 г.).

Копать Канавку начал сам Серафим с послушницами — работы потом растянулись более чем на 20 лет. Постепенно Канавка обросла новыми легендами — о том, что по ней регулярно ходит Божия Матерь, что она по силе заменяет Афон, Киев и Иерусалим вместе взятые.

Праздник Крещения в Дивеево. Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС

Праздник Крещения в Дивеево. Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС

Вера в неприступность Канавки для Антихриста выглядит тем удивительнее, что даже советская безбожная власть смогла эту Канавку не просто переступить, но и полностью уничтожить, частично использовав для канализации.

Современная Святая Канавка, реконструированная учеными из Московского государственного строительного университета, представляет собой инженерное сооружение в виде неглубокого рва и тянущейся вдоль него насыпи, по поверхности которой проложена пешеходная дорожка. Длина сооружения — примерно 800 метров, в плане оно представляет собой неравносторонний четырехугольник.

Поскольку оригинальная Канавка в XIX в. осыпалась и размывалась, современные ученые укрепили ее каркас геосинтетическими материалами, разработанными в Германии, а стенки Канавки покрыли инновационной сеткой «Энкамат», протянув деревянные рейки в качестве распоров между бортами рва.

Путин тоже там ходил — во время внезапного визита в сентябре прошлого года.

Многие легенды, связанные с культом Серафима, опровергались еще до революции. Так, старица Матрона Плещеева перед смертью рассказала, что легенда о ручном медведе, которого якобы кормил преподобный, была выдумана ею вместе с иеромонахом Иоасафом (Тихоновым). Есть версия, что «антихристом, который не перескочит канавку», Серафим называл как раз Иоасафа, попытавшегося после смерти святого «приватизировать» его наследство.

Современный культ Канавки строится больше по языческим, нежели по христианским канонам. Он постоянно обогащается новыми формами манипуляции с листочками или травинками, сорванными на Канавке, и с землицей, которая раздается после завершения обряда обхождения периметра. Эти предметы принято прикладывать к больным местам, а землицей еще и обсыпать дома.

По мнению исследовавшей культ нижегородской ученой Юлии Шеваренковой,

церковно-патриотическая пропаганда представляет Канавку как «пророческий национальный образ будущей России». Это усиливает роль Дивеева как «центра силы» в глазах «национально ориентированных» чиновников.

Бывший профессор Московской духовной академии и Московского государственного университета, ныне признанный «иноагентом» и покинувший Россию о. Андрей Кураев еще в 90-е констатировал, что именно оккультизм, а не православие как таковое стал «новой госрелигией России». Несмотря на присутствие в этой религии внешних атрибутов и образов православия, по сути это чисто магическое, «технократическое» мировоззрение, которое трактует духовный мир и самого Бога как подвиды «тонкой материи», эдакие «торсионные поля», которыми можно управлять, зная правильную технологию. Довольно органичный взгляд для технократов, сформировавшихся в эпоху распада классического атеизма советского образца.

Монахиня во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Монахиня во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

«Великая Дивеевская тайна» в придачу

Дивеевский феномен включает еще один пласт, тревожащий руководство официальной РПЦ. Помещик Николай Мотовилов, близко общавшийся с Серафимом в последний год его земной жизни, передал пророчество преподобного, вошедшее в агиографию как «Великая Дивеевская тайна». По словам святого, более чем через сто лет после его кончины «архиереи русские так онечестивятся, что… главному догмату веры Христовой, Воскресению, и веровать больше уже не будут». Когда нечестие этих архиереев достигнет апогея, Серафим воскреснет, чтобы лично обличить архиереев. На основе этого и подобных преданий недоверие к официальной иерархии, особенно — к патриарху Кириллу, стало фундаментом «дивеевского благочестия».

Пять лет назад ученые и студенты Высшей школы экономики организовали экспедицию в Дивеево, которая искала ответ на вопрос: как удается выживать «неповиновенцам» в условиях современного государства?» Руководитель экспедиции Артемий Позаненко рассказывает, что ученые обнаружили в Дивеево и вокруг него «клондайк вариаций народного православия, идейных расколов внутри него, учений зарождающихся ересей и сект. Споры о религиозных вопросах составляют часть повседневности.

Владимир Путин во время посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС

Владимир Путин во время посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС

На улице [Дивеева] можно услышать дискуссию о том, правильно ли поступил патриарх Кирилл, когда целовался с папой римским. Невозможно избежать разговоров о скором или уже состоявшемся пришествии Антихриста и том, как он порабощает человека с помощью гаджетов».

Большинство «ревнителей благочестия», продавших городские квартиры и бизнесы и переехавших в Дивеевский район еще 20–30 лет назад, разочаровались в РПЦ, перестали посещать ее храмы, устроив в регионе массу тайных и полутайных моленных, собираясь у Канавки, у разного рода святых источников и поклонных крестов. К ним подтянулись священники, либо принадлежащие к разным катакомбным и «альтернативным» юрисдикциям, либо просто «непоминающие», то есть служащие вне каких-либо иерархий.

Дивеевцы рассказывали участникам экспедиции, что в монастыре «все прогнило»; «патриархийные попы ведут нас в ад»; «монахини неправильно крестятся» и даже «Канавку неправильно сделали». По оценкам местных властей, в районе проживает до двух тысяч человек, отказавшихся от документов, удостоверяющих личность, а иногда даже и от денег.

…Конечно, солидные господа из «Дивеевского братства» сохраняют лояльность РПЦ как системному институту, но избежать влияния всей этой «несистемной» эзотерики, сконцентрированной вокруг Дивеева, едва ли возможно.

«Братство» — это не только деловой клуб, но и способ приобщения к «исконному», народному православию со всеми его двоеверием, магией, полуязыческими обрядами — напрямую, в обход патриарха и назначенных им сановников. «Дивеевское благочестие» вызывает ассоциации с предреволюционной распутинщиной, в которую так же были вовлечены многие министры, генералы, промышленники и в какой-то мере сам государь.

Правда, нынешняя распутинщина живет без Распутина — полицейское государство отсекает кандидатов на эту роль на дальних подступах (как это случилось недавно с «пророком» Зосимой, весьма интересовавшимся Дивеевым). «Дивеевское братство», если угодно, это современный коллективный Распутин, и в этой роли оно вполне самодостаточно.

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow