СюжетыОбщество

В «Наказе» патриарха Бога буквально нет

Глава РПЦ завизировал новое учение: ксенофобская идея «русской цивилизации» заменила христианство. Осталось присоединить как можно больше земель и «размножиться» до 600 миллионов

В «Наказе» патриарха Бога буквально нет

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Под впечатлением от теракта в «Крокус Сити Холле» патриарх Кирилл экстренно собрал в храме Христа Спасителя Всемирный русский народный собор. В принятом на соборе документе сформулирован — ни много, ни мало — новый смысл жизни (спойлер: без Бога), выявлен всеобщий сатанизм Запада, предложен закон о «триедином русском народе» и переселение русских из городов в поселки. Лично от себя патриарх еще и вступил в дискуссию с Путиным о русском национализме…

«Священная война» и полемика с Путиным

цитата

Из «Наказа…»

«Специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада. После завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России»,

— говорится в «Наказе» Всемирного русского народного собора, принятом на его экстренном съезде в храме Христа Спасителя 27 марта.

Под документом — подпись возглавлявшего съезд патриарха Кирилла; за него единогласно (как теперь принято в России) проголосовали 488 делегатов съезда, включая примерно 50 архиереев РПЦ.

Описывая особую природу русского народа, которой больше не обладает ни один народ на Земле, патриарх добавил уже лично от себя:

«И пускай никто нас не пугает русским национализмом! Русского национализма в природе не существует, это каждый знает».

Загвоздка, правда, в том, что об этом не знает Владимир Путин. В тот же самый день, выступая на встрече с летчиками в Торжке, он назвал «деструктивными» мысли о превосходстве русского народа и попытался остудить антимигрантскую истерию, разгоняемую пропагандой и РПЦ:

«Нужно относиться к этой составляющей очень по-взрослому, серьезно, не махать руками и болтать языком, а думать, когда произносишь каждое слово».

С трибуны Собора патриарх высказал еще одну претензию к властям: оказывается, Министерство просвещения распорядилось исключить с 2025 г. из образовательного стандарта предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Ну не совсем исключить, а интегрировать его в курс «История нашего края» для учеников 5–7-х классов. Это возмутило Кирилла, который призвал к «предотвращению такого рода волюнтаризма». Он обвинил министерство в подрыве «культурного, духовного и даже политического самосознания нашего народа». А что бывает за подрыв политического самосознания в условиях особого времени?

Патриарх Кирилл на внеочередном съезде Всемирного русского народного собора. Фото: сайт «Марийская митрополия»

Патриарх Кирилл на внеочередном съезде Всемирного русского народного собора. Фото: сайт «Марийская митрополия»

Новый смысл жизни и миссия России

Но вернемся к соборному «Наказу» — своего рода политической программе, которую РПЦ и объединенная вокруг нее общественность предлагают русскому народу и власти РФ. СВО как «священная война» — это «новый этап национально-освободительной борьбы русского народа». Всемирно-историческая миссия РФ как государства сводится к «защите русского мира», границы которого «существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторический России».

Да что там границы! Русская цивилизация и великая русская культура объявляются патриархом и соборянами «высшей ценностью и смыслом жизни».

Это довольно радикальный пересмотр традиционного православного вероучения в сторону языческого национализма. 

Недавно (правда, до начала СВО) издающийся по благословению патриарха и под редакцией его нынешнего пресс-секретаря журнал «Фома» совсем иначе трактовал этот вопрос: «Смысл жизни христианина — в движении к Богу и соединении с Ним. Соединиться с Богом — значит преодолеть ненормальность и ограниченность земного бытия и стать по-настоящему счастливым».

Миссию России «Наказ» сводит к деструкции — правда, «в хорошем смысле»:

цитата

Из «Наказа…»

«<Миссия России> раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии — попытки подчинить человечество единому злому началу».

России прямо приписывается Божественная функция — быть «Удерживающим» мировое зло, о котором пишет апостол Павел в своем 2-м послании к фессалоникийцам.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), начинавший свою ученую карьеру в годы ректорства в академии Кирилла, так обобщает взгляд православного предания на эти слова Павла:

«За фигурой "удерживающего" стоит Сам Бог. Это Бог и никто иной — господин времен и сроков, начала и конца». В этом же месте послания (2 Фес, 2:3-4) апостол Павел пишет и о том, кто претендует на узурпацию Божественной власти: «Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Фото: Википедия

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Фото: Википедия

Стремление «отменить Апокалипсис» и противопоставить «миссию России» пророчествам Христа о Своем втором пришествии выдает в патриархе носителя секулярного политического мировоззрения, а не христианской традиции, которая жила ожиданием этого пришествия.

Христианская Библия завершается такими словами: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Но собору интересны только Россия и русский народ, а не какие-то «универсалии».

цитата

Из «Наказа…»

«Воссоединение русского народа должно стать одной из приоритетных задач внешней политики России. России следует возвратиться к существующей более трех веков доктрине триединства русского народа, согласно которой русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов, являющихся ветвями (субэтносами) одного народа, а понятие «русский» охватывает всех восточных славян — потомков исторической Руси… Доктрина триединства должна получить законодательное закрепление, став неотъемлемой частью российской системы права».

Но если украинцы (на нынешнем языке РПЦ — «малороссы») — неотъемлемая часть русского народа, то чем оправдать военные действия и пафос прокремлевских Z-каналов, где при попустительстве властей этих людей как только презрительно ни называют?

Те же патриарх, епископат и клир РПЦ не выразили за два года ни одного официального соболезнования в связи с гибелью мирных представителей, как теперь выясняется, «малороссийской» части триединого русского народа. Как-то не складывается этот пазл…

Читайте также

Возлюби ближнего, а особенно — его приходы

Как РПЦ поддержала украинцев в конфликте с Румынией, ссылка для «голубого лобби» и гендерно-нейтральный ответ Ватикану. Итоги Священного синода

Катастрофа, переселение и пересмотр наук

И уж совсем сбивает с толку пафосное заявление соборян о «переживаемой нашей страной демографической катастрофе».

Если Россия удерживает от зла весь остальной мир, то почему же не смогла удержать самою себя? Говоря о жестком запрете абортов и насаждении многодетности, собор, со ссылкой на Дмитрия Менделеева, ставит задачу довести население РФ до 600 млн. Как-то неловко будет в этом контексте говорить РПЦ о превосходстве монашеского (безбрачного) пути, который избрали для себя как сам патриарх Кирилл, так и десятки архиереев, прибывших на собор. Интересно, что «отмена монашества» была одним из пунктов революционной программы так называемой «красной церкви» (обновленцев), продвигавшейся ОГПУ в 1920-е.

Другим условием многодетности, по мысли «Наказа», станет грядущее «массовое переселение жителей городов в благоустроенные пригородные поселки» (кажется, подобный эксперимент провел Пол Пот, придя к власти в Кампучии).

Логично было бы сопроводить такие «переселения» возрождением еще одной традиционной ценности — крепостного права, которое отменил либеральный царь Александр II явно под враждебным триединой Руси западным влиянием.

Собор пока не говорит об этом прямо, но в среде консервативного духовенства РПЦ тема обсуждается на полном серьезе.

Привычно раскритиковав миграционную политику властей, соборяне перешли к «решению задачи построения новой социогуманитарной парадигмы». Их план тут прост настолько, что могли бы позавидовать большевики. Раз Запад — это сатанизм, то РФ обязана произвести «пересмотр западных научных теорий и школ на предмет их соответствия суверенному российскому мировоззрению» и «ревизию массива гуманитарных знаний, общепринятых теорий и концепций на основе их корреляции с системой мировоззренческих идей и нравственных ценностей русской цивилизации».

Меня одолевают смутные сомнения, что, например, Фрейд, Кант, Эйнштейн или Фукуяма сильно соответствуют суверенному российскому мировоззрению… Да что тут далеко ходить! Платон с Аристотелем и всякие отцы греко-латинской патристики ему тоже едва ли соответствуют.

100 архиереев и 10 сенаторов

Читая этот мрачный абсурд, резонно задаться вопросом: а кого вообще представляет этот собор?

Об этом гибридном «церковно-общественном институте» подробно рассказывала «Новая», когда в ноябре прошлого года Путин выбрал площадку ВРНС для презентации своей программы на предстоящие шесть лет. По уставу, «членами Собора являются юридические лица — общественные объединения и граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, внесшие вклад» в дело национального возрождения.

Обогретый высочайшим вниманием, ВРНС переживает бурный рост: «За прошедший год количество региональных отделений Собора удвоилось — были открыты 42 новых отделения… На текущий момент отделения ВРНС действуют во всех 89 субъектах Российской Федерации, включая воссоединившиеся с Россией регионы… Являются членами Собора, а также принимают непосредственное участие в его работе более 100 архиереев Русской православной церкви», — отчитался вчера замглавы ВРНС Константин Малофеев.

Константин Малофеев. Фото: сайт «Марийская митрополия»

Константин Малофеев. Фото: сайт «Марийская митрополия»

Любопытно, что в совете собора числятся главы епархий РПЦ в странах ЕС и НАТО: митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) и митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников).

Если Евгений уже покинул Эстонию, то Иннокентий может оказаться в весьма деликатной ситуации из-за агрессивных деклараций Собора.

Помимо архиереев членами ВРНС состоят 17 губернаторов, пять депутатов Госдумы, 10 сенаторов, 10 председателей законодательных собраний субъектов РФ, 45 заместителей губернаторов, а также ряд руководителей кабинетов министров и администраций субъектов РФ, председателей общественных палат, 16 ректоров вузов.

Руководит Собором президиум, в который помимо иерархов и общественников входят Сергей Бабурин, Сергей Глазьев, Валерий Зорькин, Владимир Мединский, Елена Мизулина, Никита Михалков, Дмитрий Рогозин, Сергей Степашин, Юрий Чайка, Сергей Шойгу и Ирина Яровая, а президиум формирует постоянно действующее бюро, где под началом патриарха работают Александр Дугин, Петр Толстой, Леонид Слуцкий и другие лучшие представители русского народа.

Миссия ВРНС, как сказано на его официальном сайте, состоит в «объединении всех русских людей независимо от страны проживания и политических взглядов» (однако русских либералов или людей с антивоенными взглядами что-то на соборе не видно).

Читайте также

РПЦ переводят на удаленку

Три балтийских государства нашли три разных варианта решения «проблемы РПЦ» в своем идейно-информационном пространстве

Вовремя соскочил?

Мало кто из участников собора обратил внимание на загадочное кадровое решение. Многолетний заместитель главы Собора, то есть зампатриарха, православный олигарх Константин Малофеев, подал в отставку со своего высокого поста под тем предлогом, что ему надо сосредоточиться на деятельности вновь создаваемого фонда «Царьград». Ранее многочисленные фонды и бизнес-проекты, которые возглавляет Малофеев, не мешали ему быть «лицом ВРНС».

Столь демонстративное дистанцирование от патриарха — глубоко продуманное решение конфидента митрополита Тихона (Шевкунова) и бывшего соратника Евгения Пригожина по «добровольческому движению» (Малофеев возглавляет высший совет Союза добровольцев Донбасса и в свое время поддерживал призывы к отставке Шойгу). С конца прошлого года в околопатриархийных кругах не утихают разговоры о скором завершении патриаршества Кирилла и о том, что образу «патриарха особого времени» более комплиментарен тот же Тихон, не отягощенный, в отличие от Кирилла, западническим и экуменическим прошлым.

Знак, который посылает Малофеев православной общественности, на фоне попыток патриарха «радикализировать повестку» лишь подогревает такие разговоры…

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow