КомментарийПолитика

Допомазались

Краткая история деревенского царя Зосимы и его церкви-империи. Как Кремль испугался «глубинного» православия

Допомазались

Зосима Власов. Фото: соцсети

Вал однотипных публикаций федеральных и региональных СМИ не сулит ничего хорошего православно-апокалиптической общине, именующей себя «Русская православная церковь Царской империи» (РПЦ ЦИ). СМИ стращают, что организация, о которой раньше почти никто не слышал, многочисленна и опасна, и намекают на то, что «принято решение» о ее показательной ликвидации. Чем же и кому опасна эта «царская церковь»?

РПЦ ЦИ — продолжательница пассионарного движения «царебожников», в свое время популярного среди «патриотической элиты», но дезорганизованного после ареста духовного лидера, схиигумена Сергия (Романова).

Да, после начала СВО мобилизационный ресурс праворадикальных патриотических групп должен быть востребован властью. Но есть один нюанс: они (в том числе РПЦ ЦИ) не доверяют Владимиру Путину и всей государственной системе РФ, всяко обзывая. На каком-то этапе «национального возрождения России» «глубинное» православие запрыгнуло «не туда», а власть боится оппозиции справа не меньше, чем леволиберальной. В такой парадигме лидеру РПЦ ЦИ Зосиме Власову предначертан путь, которым пошел Игорь Гиркин-Стрелков.

Однако репрессируя «неправильных» верующих за их убеждения, власть не просто следует традициям воинствующего атеизма, но и, по выражению «пророка СВО» Александра Дугина, выставляет себя как новая религия, непримиримая к любым ересям и вольнодумству.

Разведка боем

В современной России периодически проходят кампании по ликвидации той или иной религиозной традиции. В 2017-м были признаны экстремистскими и запрещены все общины свидетелей Иеговы, ранее под запрет попадали саентологи*, исламское движение «Хизб ут-Тахрир»**, радикальные неоязычники, в наши дни идут судебные процессы над лидером Церкви последнего завета Виссарионом и духовником «царебожников» Сергием (Романовым). Репрессиям против «неправильных» верующих всегда предшествовали информационные кампании, но на их фоне артподготовка*** перед арестом лидеров РПЦ ЦИ выглядит совершенно избыточной: НТВ выпустил два репортажа о «секте» за несколько дней, а РЕН-ТВ — четыре!

Бывший схиигумен Среднеуральского женского монастыря Сергий (Николай Романов) у здания Басманног суда. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Бывший схиигумен Среднеуральского женского монастыря Сергий (Николай Романов) у здания Басманног суда. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

По традициям жанра, на верующих навешивают ярлыки, позаимствованные из советской пропаганды, поэтому вполне относимые и к РПЦ: «странные люди в черном»; «мужчины с бородами и женщины в платках»; «гастролируют в поисках спасения»; «прогнать чужаков»… Новым элементом «антисектантского канона» в России стала тема педофилии. С нее начинались пропагандистские публикации против Истинно-православной церкви, Российской православной автономной церкви, мормонов, кришнаитов, протестантских общин… Если не реагировать на оскорбительные штампы, из репортажа НТВ невозможно понять, чем опасны адепты РПЦ ЦИ: проповедовали свою веру, раздавали религиозные листовки, верят в конец света, отрекаются от всего мирского… После того, как их попросили уехать из села Полховский Майдан, — «собрали вещи и уехали». Из второго репортажа можно узнать, что

в авангарде борьбы с еретиками стоят официальные священники, опасающиеся конкуренции. Из хутора Варваринский «царскую церковь» изгонял ростовский протоиерей Валерий Харитонов, обвинив ее в… проповеди конца света.

Религиозное движение «Церковь последнего завета», основанное Сергеем Торопом, который стал называть себя Виссарионом. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Религиозное движение «Церковь последнего завета», основанное Сергеем Торопом, который стал называть себя Виссарионом. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Дальше — больше: «Вести» превращают лидера РПЦ ЦИ из просто «педофила» в «четырежды судимого за развращение малолетних уроженца Казахстана» (с его судимостями мы разберемся чуть ниже). Но сейчас он виноват не в этом, а в призывах «создать внутри России независимое государство Триединая Русь» (к чему, кстати, призывал и патриарх Кирилл.

РЕН-ТВ обогащает дежурный «антисектантский ряд» образом бывшего адепта, познавшего преступную сущность РПЦ ЦИ. Солидный мужчина по фамилии Барделев так описывает свое пребывание в «секте»: «Мы начали копать, копали много, начали спрашивать людей». Единственное, что накопала группа Барделева, — связь РПЦ ЦИ с «экстремистской организацией Граждане СССР». Последователей Зосимы Барделев описывает с презрением: «Люди неопытные, необразованные, не читавшие ничего, им можно втюхать все что угодно». Зосиму он считает авантюристом-сибаритом, у которого «есть все: создал свою религию, хорошо устроился».

Но местная «Ульяновская правда» рисует совсем другой образ Зосимы: «Свои документы он уничтожил, собственности не имеет, а его местоположение сторонники не раскрывают». «Комсомолка» привычно обнаруживает в РПЦ ЦИ «украинский след», не поясняя, в чем он состоит. Попробуем разобраться.

Покаявшийся разбойник, эсхатологический царь…

Жизненный путь главы РПЦ ЦИ, 41-летнего Леонида Власова (в монашестве Зосима) действительно необычен для православного иерарха, даже «альтернативного». Информацию о его биографии и учении можно почерпнуть на YouTube-канале Зосимы и в соцсетях, где его адепты чрезвычайно активны.

По оценкам исследователей, постоянная интернет-аудитория группы достигла 150 тысяч, при том что «воцерковленных» адептов РПЦ ЦИ не более 10 тысяч. Зосимовцы намного эффективнее пользуются интернет-технологиями, чем «многомиллионная» РПЦ: архаизм их учения парадоксально сочетается с прогрессом технологий по его распространению.

Группа Зосимы действует без госрегистрации, поэтому легальных храмов или молитвенных домов не имеет. В деревнях, где живут адепты, устроено несколько домовых храмов, но основная часть верующих РПЦ ЦИ молится приватно, поддерживая связь со своей церковью через интернет.

Зосима Власов. Фото: соцсети

Зосима Власов. Фото: соцсети

Зосима с подкупающей простотой и множеством деталей рассказывает о своем криминальном прошлом, «до покаяния»: детский дом в Джамбуле, участие в подростковых драках, хулиганство, первая ходка в колонию для несовершеннолетних, сразу после освобождения — «подстава» с несовершеннолетним, за что второй срок — девять лет строгого режима. Свою причастность к педофилии он категорически отрицает, хотя статья была за «действия сексуального характера».

Религиозное обращение произошло у него уже на зоне и сопровождалось голосами и явлениями святых. 

После освобождения поселился в «катакомбной» общине епископа Сергия Агеева в Псковской области, откуда перебрался в общину антиглобалистов-беспаспортников в деревне Луна Тульской области. Именно там к ставшему монахом Зосиме в 2012 году пришла слава: его проповедь, сопровождавшаяся «чудесами и знамениями», привлекала паломников и интересующихся, начались «первые гонения от РПЦ и властей», община ушла «в странствование».

Сергий Агеев. Фото: соцсети

Сергий Агеев. Фото: соцсети

Во время странствования Зосима получил сан епископа, который РПЦ, разумеется, не признает. Цепочка его епископской преемственности через рукоположившего его епископа Севастиана (Сусленко) из Истинно-православной церкви Киевской митрополии (вот он, украинский след!) восходит к грузинскому епископу Николаю (Модебадзе), находившемуся в независимой от РПЦ Русской зарубежной церкви.

Постепенно вокруг Зосимы, обосновавшегося в деревнях Грибовка и Жедяевка Ульяновской области, возникла новая «катакомбная» юрисдикция, объединяющая сегодня более десятка архиереев и около двух десятков священников. Они возвели своего лидера в сан митрополита, а недавно признали его царем-патриархом, помазав на престол. Адепты РПЦ ЦИ, уже «ушедшие из мира» (из городов), живут дисперсно в деревнях ряда поволжских регионов.

Читайте также

По причине «торжества доносов»

Яркий православный публицист о. Андрей Кураев решил покинуть Россию, где ему грозит уголовное дело. Вот что он рассказал «Новой»

В образе Зосимы смешались два архетипа, ключевых для советско-постсоветской и народно-православной культур. Это одновременно «бывалый мужик» с тюремным опытом и «покаявшийся разбойник» из Евангелия или житий святых. Его прототип — преподобный Моисей Мурин (330‒405), который был главарем отряда разбойников и убивал людей, но покаявшись, стал монахом и даже священником в египетском монастыре. В русском эпосе этот тип запечатлелся в образе Кудеяра-атамана, известном с XVI века. К нему же относится Сергий (Романов), которого так горячо защищали «от наветов» подвижники благочестия Вадим и Вика Цыгановы в нашумевшем интервью Дудю (внесен Минюстом РФ в список «иноагентов»). В РПЦ существует почти официальное предание о том, что монашеский постриг освобождает самого великого в прошлом грешника от канонических препятствий для рукоположения.

Преподобный Моисей Мурин. Фото: википедия

Преподобный Моисей Мурин. Фото: википедия

Статус Зосимы — целиком харизматический, неформальный. Он базируется не на правильности рукоположения или «законности» претензий на царский престол. Он живет не во дворце, у него нет свиты и войска, его престол — это идея, а его царства — эсхатологическая мечта о Небесном Иерусалиме.

Пошедшие за ним неофиты воодушевились русским мессианским национализмом, помноженным на популярные апокрифы, откровения и пророчества, циркулирующие в «глубинном» православии и иногда прорывающиеся на лавки официальных храмов и магазинов РПЦ (сборники «Россия перед Вторым пришествием», «Житие блаженной Матроны», «Великая Дивеевская тайна» и т.п.).

У Зосимы был свой личный пророк — некий блаженный отрок Павел, которому являлись ангелы, предсказывающее самодержавное будущее Зосимы. Отрок делился ими… конечно, на YouTube. Это может вызвать улыбку, но так рождается большинство религиозных истин: они зависят не от лабораторных анализов, а от нравственно-волевого решения конкретного человека, признающего или не признающего их достойными веры.

В пользу Зосимы работают апокалиптические страхи, охватывающие Россию: запуганный человек охотнее принимает на веру то, что дает шанс на быстрый выход из окружающего кошмара.

После провозглашения Зосимы царем (его помазание совершалось при нескольких свидетелях одним из епископов РПЦ ЦИ) адепты стали приносить ему присягу, получая в ответ княжеские и дворянские титулы. Для поддержания внутренней мобилизации своей группы Зосима периодически запускает флешмобы в интернете. Сейчас, например, адепты записывают и выкладывают в Сети свои личные «анафематствования Кирилла Гундяева и его помощников».

Что посеешь…

Если абстрагироваться от личности Зосимы и анафем на Кирилла, то учение РПЦ ЦИ — это договаривание до конца нарративов, которые продвигает патриарх РПЦ и его единомышленники. В зависимости от того, кто именно высказывает нарратив, можно либо получить премию президента, либо отправиться за решетку.

Патриарх призывает россиян смело идти на поле боя, обещая всем погибшим на этом поле автоматическое попадание в рай. Схимник Сергий (Романов) спрашивает свою послушницу «Готова ли ты умереть за Россию?» — и получает срок за «склонение к самоубийству».

Сторонники бывшего схимонаха Сергия у Среднеуральского женского монастыря, где был задержан бывший схиигумен Сергий. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Сторонники бывшего схимонаха Сергия у Среднеуральского женского монастыря, где был задержан бывший схиигумен Сергий. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Социальная концепция РПЦ провозглашает: «Если власть принуждает православных верующих… к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». РПЦ ЦИ делает следующий логический шаг: призывает адептов отказаться от документов и не исполнять распоряжений «антихристовой власти». Из слов патриарха Кирилла о неких «могущественных силах, управляющих всем миром», но не способных одолеть Россию, РПЦ ЦИ закономерно выводит свою веру в «жидомасонский заговор».

Зосима и его церковь/империя не призывают к какой-либо вооруженной борьбе или активным гражданским протестам. Их мистическое учение связывает надежды на «спасение России» только с чудесным вмешательством свыше.

Пожалуй, единственная социально значимая форма протеста, которую они признают, — отказ от документов и товаров со штрихкодами. Последовательное исполнение такого отказа формирует специфический образ жизни: переезд из города в деревню, натуральное хозяйство, затворнический образ жизни с минимумом «внешних» контактов.

Но усмотреть в этом прямую угрозу общественной безопасности и государственному строю едва ли получится (если не впадать в паранойю).

…Пророчества о скором конце света, нередко звучавшие в истории христианства, оживляли религиозную веру, которая затухает, «если ничего не происходит». Так было в ранней церкви, в Средние века и в современном протестантизме, где популярность новых общин типа адвентистов основывалась на назначаемых ими датах Второго пришествия. В русской православной традиции такой эсхатологизм накладывается на общинно-монархическую матрицу — и как «знамения скорого конца» появляются «цари из народа». У Зосимы на этом поле есть конкуренты, хотя и менее популярные, — также «помазанные катакомбными иерархами» Юрий Худяков, взявший себе имя Георгий-Михаил, и Александр Минских. Их объединяет неприязнь к РПЦ и, в той или иной степени, к РФ.

Все это современное самозванчество считалось маргинальным и не заслуживающим особого внимания до тех пор, пока его статус не подняла репрессивно-пропагандистская машина власти. 

Идеология РПЦ ЦИ и подобных ей групп далека от ценностей демократии, но именно эти ценности гарантируют право верующих на подобные взгляды. Конституция РФ запрещает создание только таких объединений людей, которые нацелены на насильственное изменение строя.

Российское общество привыкло к преследованиям за веру и воспринимает их довольно равнодушно. В стране построена идейно-политическая модель, при которой религиозные взгляды допустимы лишь в рамках «гражданской религии», когда на первое место ставятся лояльность государству и его главе. Запрет на публичное цитирование 6-й заповеди Декалога («Не убий») или 7-й заповеди блаженств («Блаженны миротворцы»), к которому с пониманием отнеслись «традиционные» (государственнические) конфессии, напомнил, кто в доме хозяин.

Как можно выражать свою веру — теперь будет решать государство, а не сам верующий. РПЦ ЦИ вступает в период гонений не из-за радикальности своей идеологии, которая на 90% созвучна кремлевской, а из-за того, что поставила религиозные принципы выше послушания государству и тем самым вывела себя из «зоны контроля».

* Признаны нежелательной организацией, их деятельность запрещена на территории РФ.

** Признана террористической, деятельность запрещена на территории РФ.

*** Признана экстремистской и террористической, запрещена на территории РФ.

Читайте также

Смысла нет — только смерть

В чем состоит культ гибели, который становится официальной идеологией РФ, кто его основные проповедники и как все это сочетается с православием

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow