СюжетыОбщество

Щит и мощи

Святыни приносят в жертву, иконы «заряжают» на победу, молитва за мир — повод для лишения сана, индульгенции в обмен на «магические» предметы. Обзор «богословия военных действий»

Щит и мощи

Фото: Артем Дергунов / Коммерсантъ

Спецоперация под Рождество

Нынешнее Рождество выдалось у патриарха Кирилла ярким и, вероятно, с его точки зрения, успешным. Буквально накануне праздника он не только ликвидировал «главный оплот» православной интеллигенции в Москве, уволив, запретив в служении и предав церковному суду о. Алексия Уминского , но и сумел забрать из научно-реставрационного центра имени Грабаря «Троицу» Андрея Рублева.

Решение о передаче этой общенациональной святыни РПЦ, противоречащее федеральному закону «О музейном фонде Российской Федерации», президент подписал еще в мае прошлого года. Несмотря на протесты научной и культурной общественности, икону ненадолго привозили в храм Христа Спасителя и в Троице-Сергиеву лавру, что вполне предсказуемо нанесло раритету такой ущерб, после которого требуется длительная и кропотливая реставрация. Доски, на которых написана икона (их три), обветшали за 600 лет, красочный слой осыпается более чем на 150 участках, а трещины между досками расширяются.

После прошлогоднего «эксперимента» Министерство культуры поспешило заверить , что икона остается в музейном фонде, в собрании Третьяковской галереи, а РПЦ передается лишь «во временное пользование» — «всего» на 49 лет. После возвращения святыни на реставрацию, в июле прошлого года, стороны вроде как договорились о том, что она продлится год, — и научно-культурная общественность более-менее успокоилась.

Отец Алексей Уминский с паствой у храма. Фото с сайта храма

Отец Алексей Уминский с паствой у храма. Фото с сайта храма

Рождественское «похищение Троицы» было обставлено гораздо жестче, чем все манипуляции с иконой в прошлом году. Речь сейчас не идет о какой-либо климатической капсуле, обеспечивающей ее сохранность (вроде как ее поручали изготовить корпорации «Росатом»), или об особых условиях транспортировки. В режиме спецоперации, с участием сотрудников силовых структур поздно вечером 5 января икону изъяли из центра, вынесли на мороз, поместили в грузовой фургон и доставили в храм Христа Спасителя, где с нее сняли реставрационные заклейки, укреплявшие слой краски. По рассказам реставраторов, процедура проводилась в спешке, с нарушением всех регламентов.

Затем святыню поместили в обычную витрину, без климат-контроля, рядом с правым клиросом, на котором во время патриарших служб размещают VIP-персон. Вокруг витрины поставили вазы с цветами, повышающими уровень влажности, хотя в храме, который посещают тысячи людей, и так нет устойчивого температурно-влажностного режима.

Патриарх грозит, что в таких смертельно опасных для нее условиях «Троица» пробудет до конца июня, после чего ее ждет еще более тяжелое испытание — транспортировка «на историческое место», в Троице-Сергиеву лавру.

Представители центра Грабаря пребывают в ужасе и не располагают какой-либо информацией о дальнейшем порядке доступа специалистов к святыне и продолжения реставрационных работ.

О том, что происходит с древними иконами, если они оказываются в неблагоприятной климатической среде, свидетельствует история Боголюбской иконы Божией Матери, переданной в начале 1990-х РПЦ Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Вопреки соглашению между музеем и церковью, представители последней не смогли обеспечить температурно-влажностный режим для произведения XII века, которое начало покрываться плесенью. На экстренную реставрацию памятника потом ушло более шести лет, и спасти его удалось только чудом.

Читайте также

Казнь на Рождество

Зачистки в РПЦ: уволен и запрещен в служении отец Алексей Уминский, его приходом поставлен управлять одиозный Андрей Ткачев. Причины официально не объявлены, но все и так понятно…

Игра с божественными энергиями

Настойчивость патриарха Кирилла, который не считается с явной опасностью утраты главного памятника древнерусского искусства, можно объяснить двумя соображениями. При всем желании оба трудно назвать собственно религиозными, тем более христианскими.

Как уже писала «Новая», Кирилл стал добиваться «возвращения Троицы» с опорой на новое «богословие военных действий», принятое РПЦ после начала СВО и отчасти поддержанное военно-политическим руководством России.

Икона «Святая Троица» Андрея Рублева в Храме Христа Спасителя. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Икона «Святая Троица» Андрея Рублева в Храме Христа Спасителя. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

С религиоведческой точки зрения это «богословие» имеет выраженный оккультно-магический характер, а в сознании нынешнего главы РПЦ оно формировалось постепенно. Еще в юности он участвовал в магических сеансах близкой к советским вождям «целительницы» Джуны, в 1980–1990-е начал вставлять в свои проповеди пассажи о «биоэнергетике» и «ауре», а став патриархом, выступил уже с развернутым учением об энергетическом заряде великих святынь, который можно эффективно направлять на достижение военно-политических целей. Опальный богослов Андрей Кураев, признанный властями РФ «иностранным агентом», называет это учение барнаульским и новороссийским догматами (по местам произнесения патриархом соответствующих проповедей).

В сентябре 2015 года в одном из храмов Барнаула Кирилл заявил, что священные предметы являются своего рода аккумуляторами божественной энергии, которую можно направлять на определенные цели. А спустя два года, в сентябре 2017-го, после богослужения в Успенском соборе Новороссийска, Кирилл провозгласил учение о непогрешимости патриарха РПЦ: «Если у кого-то еще остаются сомнения, нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, — оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю!.. Другого пути для нашей Церкви сегодня нет!»

Из этих двух «догматов» вытекает логичный вывод:

патриарх — единственный в РФ субъект, способный правильно перенаправить энергетические потоки величайших святынь на достижение целей, которые он же определяет как правильные.

Так глава РПЦ предлагает себя Кремлю уже не просто в качестве идеологической обслуги или пророка «богословия военных действий», а практически в качестве демиурга, способного — на определенных условиях — повернуть вспять неблагоприятный ход истории.

Ставки в этой игре с божественными энергиями, конечно, очень высоки, но для религиозного лидера, связавшего свою судьбу с политическим режимом и его главным геополитическим проектом, как говорится, терять уже нечего. Не исключено, что патриарх воспринял эти прогнозы как хорошую возможность «реабилитироваться» в глазах президента, который показательно отказался причащаться на рождественской службе в своем храме в Ново-Огареве, что в РПЦ восприняли как тревожный звоночек.

Наконец, нельзя списывать со счетов «аппаратную» сторону действий патриарха. Вторично добившись передачи ему «Троицы», вопреки сопротивлению довольно влиятельных людей и сообществ, он послал элитам сигнал о том, что остается одним из самых влиятельных лидеров страны, а слухи о готовящейся замене его на Тихона (Шевкунова) лишены оснований.

Кстати, «сосланный» недавно в Крым митрополит Тихон, доверительно общавшийся с Путиным многие годы, возглавляет совет РПЦ по культуре, призывавший к бережному отношению к древним святыням и развитию системы церковных древлехранилищ, в которых обеспечивались бы музейные условия хранения памятников старины.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Религиовед и создатель независимого проекта «Религиополис» Михаил Ситников в беседе с «Новой» обратил внимание на еще один, менее очевидный аспект манипуляций с рублевским шедевром. После того как в самом начале ХХ века эта икона была открыта для мировой культуры, она стала «символом духовной ценности Свободы и Мира как синонимов Любви между Лицами Святой Троицы». Священник Павел Флоренский подробно пишет об этом «откровении» рублевской «Троицы» в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия». Такое восприятие образа вызывает раздражение у нынешних идеологов «русского мира», поэтому «миролюбный» образ должен быть принесен в жертву.

Индульгенция через мощи

А как все это «высокое богословие» и вытекающая из него церковная политика проецируются, так сказать, на низовой уровень? Воспринимаются ли они простым церковным народом?

Любопытный ответ на эти вопросы дает история с московским бизнесменом Михаилом Даниловым, владельцем нашумевшего клуба «Мутабор» и еще восьми заведений такого типа. В рождественский сочельник Данилов перед камерой преподнес настоятелю храма Знамения Божией Матери на Шереметьевом дворе (сегодня это двор журфака МГУ, в самом центре Москвы) протоиерею Михаилу Гуляеву частицу мощей святого Николая, к которой прилагался красивый сертификат на латыни. Видео широко разошлось по соцсетям, но первоисточник — телеграм-канал Mash — вскоре его удалил. Показное стремление искупить вину перед отечеством и героями СВО (именно в таких категориях официальная пропаганда комментировала «почти голую» вечеринку в «Мутаборе») поставило владельца клуба в еще более затруднительное положение.

Предприниматель Михаил Данилов. Фото: соцсети

Предприниматель Михаил Данилов. Фото: соцсети

Храм, которому Данилов передал святыню, был выбран не просто так. Он находится на территории, принадлежавшей управлению делами президента РФ, и до недавнего времени свободного доступа в храм не было. В приходе нет других клириков, кроме отца Михаила, который имеет репутацию элитного священника (на его сайте размещены, например, личные приветствия от полпреда президента Игоря Щеголева и губернаторов). Таким образом,

косвенный посыл «согрешившего» бизнесмена читается так: через придворную церковь он посылает сакральный дар высшей власти в надежде, что именем святого Николая та простит его и не занесет в реестр врагов.

Данилов точно уловил связь между идеологией СВО и церковными символами/артефактами, сообщающими ей сакральность.

Атмосфера вокруг «Мутабора» была так разогрета, что действовать пришлось спешно. И получилось то, что называется «поспешишь — людей насмешишь». Данилов заявил, что купил частицу мощей в начале ноября в Ватикане на деньги, полученные в том числе от «грешного» клуба.

  • Но, во-первых, ни Ватикан, ни вообще какие-либо канонические подразделения Римско-католической церкви не только не продают, но даже и не раздают частицы мощей святых. В 2017 году папа Франциск подписал на этот счет довольно строгую инструкцию, нарушение которой ведет к каноническим наказаниям.
  • Во-вторых, канонические нормы Русской православной церкви запрещают принятие пожертвований, связанных с доходами от «греховного» бизнеса, в том числе — от увеселительных учреждений, нарушающих правила целомудрия.

Но сердцевина скандала даже не в этом. Эксперты выяснили, что свою частицу Данилов приобрел не в Ватикане, а у весьма сомнительных дилеров, сотрудничающих с бывшим хранителем реликвий Новарской католической епархии в итальянском Пьемонте субдиаконом Франко Черрути. Именно его подпись стоит под сертификатом о подлинности мощей, который демонстрировал на видео Данилов.

Однако есть важный нюанс: из епархии Черрути ушел в 2015 году, а сертификат выписан в 2018-м. Получается запутанная коллизия, достойная внимания как католической иерархии, так и правоохранительных органов. Если мощи подлинные — значит, Черрути, увольняясь из епархии, присвоил себе реликвии и стал незаконно от имени епархии выписывать на них сертификаты. Если же мощи не подлинные, то мы имеем дело с мошенничеством, которое весьма распространено на черном рынке мощей.

Читайте также

Не король-то голый, или Гибель «богов»

Вечеринка Насти Ивлеевой как нравственное событие-2023

Инфернальный рынок

Этот странный рынок расцвел в нулевые годы, когда вновь открывшиеся на постсоветском пространстве храмы стали соревноваться в «коллекционировании» частиц мощей разных святых, привлекающих верующих. Например, наличие почти в каждом городском и даже в некоторых сельских храмах частиц мощей разных киево-печерских преподобных объясняют тем, что главным центром этого рынка в СНГ стала Киево-Печерская лавра, до 2022 года находившаяся в ведении Московского патриархата.

Сегодня правоохранительные органы Украины подозревают наместника лавры митрополита Павла (Лебидя) в том, что он вывозил святыни из страны. Специальная комиссия Министерства культуры Украины составляет опись поврежденных в лаврских пещерах святых останков.

Среди московских священников репутацию «надежного поставщика мощей» имел «духовник Киркорова» игумен Тимофей (Подобедов), скоропостижно скончавшийся в довольно молодом возрасте два года назад.

Как говорит директор петербургского Центра по изучению православных святынь Михаил Артеев,

большинство христианских реликвий, которые проникали в Россию из-за рубежа в последние десятилетия, являются фальшивыми. В ряде стран — в первую очередь в Греции и Италии — работают целые артели по фальсификации мощей.

«Некий человек, — рассказывает Артеев, — представляясь послушником греческого монастыря, предлагает за 800 долларов, «по дешевке», купить у него мощи святых. Был греческий диакон (позже осужденный судом. — А.С.), который выкапывал кости на кладбище, варил их в мире и продавал — продал в Россию четыре чемодана таких костей, что установило следствие».

Подлинные святыни очень редко попадают в антикварные лавки, а на интернет-аукционах (такие проводятся, например в системе eBay — продаются либо откровенные подделки, либо так называемые реликвии 2-го и 3-го классов, то есть не сами мощи, а соприкасавшиеся с ними предметы.

Церемония инаугурации мэра Москвы Сергея Собянина в концертном зале «Зарядье». Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Церемония инаугурации мэра Москвы Сергея Собянина в концертном зале «Зарядье». Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

«Радио Свобода», признанное властями РФ «иностранным агентом», обнаружило четыре сертификата, подписанных Франко Черрути, на святыни, выставленные для поклонения в храмах РПЦ. Предполагается, что они были куплены на интернет-аукционах российскими предпринимателями, которые указаны на сайтах соответствующих храмов в качестве жертвователей.

Так, в Казанском соборе Санкт-Петербурга хранится фрагмент Пояса Богородицы, переданный туда председателем совета директоров ПАО «Аврора» Вадимом Жимировым. Черрути, который тогда еще был официальным сотрудником Новарской епархии, указал в сертификате, что Пояс происходит не из его епархии, а прямо со Святой горы Афон в Греции.

Московский предприниматель Юрий Евдокимов преподнес в 2018 году Ливенской епархии РПЦ частицу мощей святого Спиридона Тримифунтского с сертификатом того же Черрути. Другие спорные святыни аналогичного происхождения находятся в нескольких храмах Санкт-Петербургской митрополии.

Тема коммерческой фальсификации мощей с их последующим использованием в храмах РПЦ (тоже не без коммерческих целей) заслуживает отдельного большого исследования. Но и того, что уже удалось выяснить, достаточно, чтобы поставить под сомнение современную эксплуатацию святынь в РФ — не в меньшей степени, чем проповеди патриарха Кирилла.

Читайте также

Зачем человеку нужен отец и зачем ему нужен Бог

Рождественская проповедь Андрея Кордочкина для читателей «Новой газеты»

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow