Соломенский районный суд Киева пересек вечером 14 июля негласную красную линию в отношениях украинского государства с крупнейшей религиозной организацией страны — Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). Хотя иерархи этой церкви неоднократно подозревались в преступлениях, связанных с нелояльностью украинским властям в условиях военного положения, им назначали мягкие меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей. Наместник Киево-Печерской лавры (по версии УПЦ МП) митрополит Павел (Лебидь) стал первым в истории независимой Украины архиереем, которого отправили в СИЗО — пока до 14 августа.
Впрочем, суд предложил ему альтернативный вариант — внесение залога на сумму примерно 33 миллиона гривен (более 900 тысяч долларов). Примерно в такую сумму оценивается загородный особняк Павла под Киевом, где с 1 апреля он отбывал домашний арест.
Вообще же Павел, известный принадлежащими ему роскошным автопарком (прозвище Лебидя в украинских СМИ — Паша Мерседес), гостинично-ресторанным бизнесом в лавре и дорогими особняками, считается богатейшим архиереем Украины — реальным церковным олигархом.
Загадки биографии
Бывший депутат от «Партии регионов» Януковича, Павел еще в 2014 году выбрал путь конфронтации с новой украинской властью. Его действия и заявления были настолько шокирующими, что власть просто терялась, и Павел укреплялся во мнении, что такая тактика верна. Он считал власть слабой и неэффективной, верил в свои связи с Москвой и украинскими олигархами. Не стеснялся признаваться в захвате государственного имущества: «Мы просто отбирали здания, и я этого не скрываю». Кроме того, 36 объектов на территории Киево-Печерской лавры (памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО!) Павел построил без согласований с властями, иногда ценой сноса ветхих старинных зданий. Сейчас следствие сосредоточено на «политических» преступлениях Павла — оправдании агрессии, отрицании территориальной целостности Украины, разжигании межрелигиозной вражды.
Но по мере возвращения украинскому государству объектов Киево-Печерской лавры (этот процесс идет с марта) непременно встанет вопрос о хозяйственных преступлениях, совершавшихся там за 30 лет наместничества Павла.
Главная загадка биографии 62-летнего иерарха — как в 1994 году в возрасте 31 года, будучи настоятелем сельского храма в Волынской области, минуя все промежуточные карьерные ступеньки и в обход влиятельных киевских архимандритов, он смог стать наместником самого крупного, богатого и значимого монастыря Украины.
Ключ к этой загадке может скрываться в истории с исчезнувшим иконостасом древнего Успенского храма села Низкиничи, где тогда еще священник Петр (это его мирское имя) Лебидь и был настоятелем. Предполагается, что иконостас создал знаменитый мастер украинского барокко Иов Концелевич. Лебидь демонтировал иконостас под предлогом ремонта храма, а когда в начале 90-х контроль над памятниками со стороны государства ослаб, а черный рынок антиквариата расцвел, заменил на новодел. Если предположить, что работы Иова Концелевича попали на черный рынок, то вырученных от них средств вполне могло бы хватить на приобретение должности наместника лавры. Хоть это и предположение, от артефакта следов не нашли, а вот карьера Лебидя пошла на вертикальный взлет.
В лучшие времена ежедневная выручка лавры и десятков ее предприятий достигала миллиона гривен . Наместник Павел быстро стал епископом, архиепископом, митрополитом, постоянным членом синода УПЦ МП, был приглашен патриархом Кириллом в Межсоборное присутствие РПЦ в Москве и награжден лично Путиным орденом Дружбы.
Он поверил в свою земную неприкосновенность, ссылаясь на то, что его особенно любит Божия Матерь, а все его враги быстро умирают — такова магическая сила знаменитого «Павлова проклятия».
Но что-то пошло не так.
Домашний арест
29 июня Павел нарушил режим домашнего ареста, который он отбывал в особняке площадью 580 кв. м в селе Воронков под Киевом, и внезапно появился в Киево-Печерской лавре, где общался с десятками людей, в том числе со свидетелем по своему делу. Под домашний арест его отправили 1 апреля на срок до 1 июля, но Павел решил пойти на обострение в отчаянной попытке мобилизовать народ и «защитить» Киево-Печерскую лавру от постепенного возвращения государству. Еще в январе национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» на фоне скандала с исполнением в одном из храмов лавры песни во славу России разорвал договор о безвозмездном пользовании имуществом лавры с монастырем УПЦ МП, но монастырь пытается сопротивляться.
Нельзя сказать, чтобы Павел совсем никого не мобилизовал, но «защищать» корпуса лавры приходит примерно та же группа активистов, которая дежурила и у Соломенского суда во время заседания 14 июля, — несколько десятков пожилых прихожанок, около десятка монахов и несколько семинаристов.
Создается впечатление, что большинство лаврских монахов заняло выжидательную позицию, а предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий (Березовский) и вовсе добровольно покинул обитель, благословив отдать без боя свою лаврскую резиденцию, и поселился в тихом женском монастыре Феофания.
Он не стал выступать с какими-либо заявлениями по поводу помещения Павла под стражу.
Поводами для предъявления первого подозрения Павлу еще в апреле 2023 года стали его ругань с амвона в адрес автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), которую он назвал группой безбожников, бесами и самосвятами, и обвинения руководства Украины в гибели миллионов людей (то есть признание Украины виновницей СВО). СБУ также опубликовала телефонные разговоры Павла, где он радовался приходу российский войск в Херсон, рассуждал об американских биолабораториях в Украине и предлагал отдать Закарпатье Польше и Венгрии . В конце июня наместник лавры дал очередное интервью, где ставил под сомнение суверенитет Украины и отрицал причастность России к войне в Донбассе в 2014 году. На данном этапе Павла подозревают по двум статьям Уголовного кодекса Украины: «Нарушение равенства граждан в зависимости от их религиозных убеждений» (ст. 161) и «Оправдание, признание правомерной либо отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины» (ст. 436-2). Ему грозит до 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Митрополит Павел в суде. Киев. Апрель 2023 года. Фото: AP
Судебное решение митрополит прокомментировал в своем стиле. С одной стороны, пафосно говорил, что страдает за Христа и за веру, и в этом есть высшая Божья воля. С другой — утверждал, что судья признавалась (кому? — А. С.) в оказанном на нее давлении, а залог в 33 миллиона предложил уплатить за него прокурору.
Слезно обратился к маме, что ей не должно быть стыдно за своего мученика-сына, но тут же принялся угрожать прокурору и следователям, совершая ритуальные движения руками, которые, по мнению Павла, несут болезни и смерть силой имени Божия и креста.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Некоторые из стоявших рядом юных иподиаконов Павла почему-то мило улыбались.
Главный аргумент стороны защиты, высказанный адвокатом Чеканом, сводится к тому, что Павла в принципе невозможно отправить в СИЗО, поскольку у него диабет I типа…
Киев против УПЦ
Правительство Украины ввело санкции против 17 должностных лиц УПЦ МП и запретило въезд в страну почти 250 клирикам РПЦ. Приостановлено гражданство 19 клириков УПЦ МП, депортированы в Россию два иерарха, имеющих российское гражданство. Под домашним арестом сейчас находятся митрополиты Тульчинский Ионафан и Черкасский Феодосий, которые проповедовали с амвона «русский мир». Вплоть до ноября прошлого года его главным (можно сказать, официальным) центром в Украине была Киево-Печерская лавра. Сейчас положение в лавре запутанное и противоречивое:
в соответствии с решениями судов после разрыва договоров о пользовании имуществом Министерство культуры постепенно опечатывает ее корпуса, но не трогает живущих в лавре монахов УПЦ МП.
Они по-прежнему занимают свои кельи и служат в храмах на территории Нижней лавры, доступ куда открыт с 9 до 18 часов. Продолжают работать Киевские духовные школы, хотя предстоятель УПЦ МП и работники администрации митрополии лавру покинули. Российские спецслужбы и СМИ распространяют слухи о готовящемся вывозе за границу лаврских святынь, включая мощи киево-печерских святых, но Украина официально опровергает эти слухи. Два иерарха УПЦ МП — митрополит Климент (Вечеря) и архиепископ Сильвестр (Стойчев) — ведут переговоры с правительством Украины о формате отделения УПЦ МП от РПЦ, который позволил бы сохранить присутствие в лавре. Номинальное наместничество в лавре митрополита Павла мешает этим переговорам, но его увольнение после помещения в СИЗО руководство УПЦ МП считает «потерей лица».
Митрополит Павел являлся, пожалуй, единственным участником этого конфликта, кто был готов пойти на обострение и ускорить развитие событий, но, очевидно, не рассчитал свои силы.
Митрополит Павел во время службы в честь Рождества Христова. Фото: УПЦ МП
«Божий суд залогов не предусматривает»
Украинский миллиардер российского происхождения Вадим Новинский, ставший также клириком УПЦ МП, считался до недавнего времени главным спонсором/меценатом этой церкви.
В решении Соломенского суда подчеркивается, что залог за Павла может внести любое лицо, не только он сам. Взоры украинской православной общественности закономерно обратились к отцу Вадиму, недавно покинувшему Украину и объявившемуся в Швейцарии. И он откликнулся — правда, в таком духе, что Павлу не стоит ждать от него помощи.
«Божий суд, — сказал Новинский, — не предусматривает залогов, а суд истории часто превращает в прах даже могущественных монархов и диктаторов».
Проблема, которая вылилась в нынешние «гонения» на митрополита Павла и Киево-Печерскую лавру, назревала в Украине десятилетиями. Она связана с системной коррупцией, когда церковные олигархи, подкупая власть, могли жить вне правового поля, а Московская патриархия вслед за Кремлем полагала, что Украину «можно просто купить». Но на Майдане выяснилось, что Украина состоит не только из коррупции, что далеко не все в этом мире можно купить и не все можно взять силой оружия.
Митрополит Павел несет крест не только за себя, но и за Виктора Януковича, частью системы которого он оставался все последние годы.
P.S.
Днем 15 июля патриарх Кирилл опубликовал воззвание ко всем, от кого это зависит, оказать любую посильную помощь митрополиту Павлу — «человеку, находящемуся в преклонных годах», которому СИЗО «грозит серьезным ухудшением здоровья и может привести к смерти».
Глава РПЦ молчал, когда лишали свободы пожилых российских верующих — в основном свидетелей Иеговы (религиозные организации свидетелей Иеговы признаны экстремистскими и запрещены в РФ). В нынешнем геополитическом контексте призыв Кирилла, если на него откликнутся российские власти, означает предложение обмена верного Москве митрополита на украинских военнопленных — такая практика уже применялась в отношении донбасских священников, поддержавших российскую армию, а затем вновь оказавшихся на подконтрольных Украине территориях. С другой стороны, в Москве могут опасаться слишком широкого применения Украиной такой практики в дальнейшем.
Может, в судьбу Павла теперь вмешается папа Римский Франциск, который усердно ищет свою «точку входа» в украино-российский переговорный процесс?
Резиденция уже опечатана
Выселение «московской» церкви из Киево-Печерской лавры продолжается, но власти дают шанс структурам Московского патриархата на новую идентичность
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68