За тремя зайцами
Весной 2022 года хозяева РФ-экономики оказались перед необходимостью решить сложную задачу — своего рода трилемму.
- С одной стороны, им было необходимо развернуть производство «металлических изделий, без учета машин и оборудования» (так, как это официально называет Росстат) — для этого требовалось сосредоточить в соответствующих отраслях максимум ресурсов, труда и капитала. Взять эти ресурсы было можно только в «потребительской экономике».
- С другой стороны, правительство не хотело рисковать потребительской экономикой, а точнее — «потребительской витриной»: для россиян главный маркер экономических проблем — это не столько высокие цены, сколько пустые прилавки. Кроме того, правительство с самого начала сделало ставку на щедрую оплату для всех, кто придет наниматься к нему на службу: едва ли не первым экономическим решением политического руководства было решение об экстремальных, по российским меркам, «выплатах» для семей военнослужащих. Но такие выплаты должны быть подкреплены «товарами», чтобы рост зарплат оборачивался ростом реального потребления — а с производством потребительских товаров в России были проблемы и до 2022 года.
- С третьей стороны, правительство искало ответ на вопрос — как сделать так, чтобы стремительно растущие расходы «на выполнение задач» не обернулись неподъемным грузом для бюджета.
Начальство хорошо помнит опыт СССР —