Комментарий · Общество

Космическое зло патриарха Кирилла

Глава РПЦ побаловал читателей двумя оригинальными книгами: военно-политической и педагогической. Разница между ними, впрочем, не слишком велика…

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Книга «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность». Фото: rop.ru

Патриотизм и абсурдизм

Издательский совет РПЦ представил этой осенью две «программные» книги патриарха Кирилла: «За Русь Святую: патриотизм и вера»; «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность».

Первая, как говорится в редакционной аннотации, посвящена «русскому миру», вере и патриотизму, который исходит от церкви. Без РПЦ победы России «над иноземными силами» были бы невозможны, поскольку только она могла «вдохновлять воинов на исторические сражения». Несмотря на успешное исполнение РПЦ этой миссии в течение 1035 лет, сегодня опять «враги России всеми силами пытаются ее разрушить и покорить», а народ снова приходится поднимать на «защиту Родины». В книге вообще очень много парадоксов, отображающих диалектические процессы, протекающие в голове патриарха. С одной стороны, история России — это «история побед», но с другой — «народ может предать и землю, и свою собственную душу».

Книга претендует на роль новой социально-политической программы патриарха, сложившейся под влиянием реалий СВО.

А многочисленные парадоксы и даже легкий налет абсурдизма в книге — не что иное, как тень великого, вселенского Абсурда, которая охватила умы сограждан.

Путин как Первоисточник

Книга издана на высоком полиграфическом уровне и немного напоминает альбом по искусству: цветная печать, лощеная бумага, качественные фотографии, репродукции икон и современной «патриотической живописи» с говорящими символами Z и V среди православных крестов. Программа патриарха изложена не только словами, но и всем видеорядом, прославляющим СВО и представляющим предыдущую историю России как подготовку к этому важнейшему экзистенциальному Событию.

Стилистически главы книги напоминают проповеди Кирилла последних трех лет, но систематизированные по темам и изложенные языком, близким к плакатному. Главы книги вроде бы об одном, но вместе с тем выстраивают некоторую иерархию ценностей: «Русский мир»; «Христианство»; «Следовать тому, к чему предназначил нас Господь»; «Патриотизм»; «Россия никому не желает зла»… Заканчивается сборник-альбом художественно выполненной «Патриаршей молитвой о Святой Руси», за замену слова «победа» на слово «мир» в которой уже «лишена сана» целая когорта священников РПЦ.

Каждую главу книги патриарх начинает с цитаты. Не библейской, не святоотеческой, не из литургических или аскетических текстов. С цитаты Владимира Владимировича Путина. Всего в книге 22 таких цитаты — они выделены цветом и размером, это и источник вероучения, и нравственный камертон. Путин возвещает, а Кирилл комментирует и разъясняет.

Судьбу своей религиозной организации патриарх связал с победой Путина в СВО, выступая на Всемирном русском народном соборе 2023 года. Впрочем, эта связь ощущалась и раньше — в его проповедях и выступлениях. Классическая володинская формула «Нет Путина — нет России» дополнилась гундяевской вставкой — «…И РПЦ тоже». Да что там Россия и РПЦ! Если верить патриарху, без Путина не будет мироздания: напутствуя президента на новый срок, Кирилл пожелал, чтобы его правление закончилось вместе с концом времен.

Фото: rop.ru

В своей проповеди на День народного единства в Успенском соборе Московского Кремля Кирилл вновь выразил «уверенность в непобедимости нашей страны… под руководством нашего православного Президента Владимира Владимировича Путина». Одна из глав книги начинается с соответствующей цитаты Путина: «Православие и Россия неразделимы». Конституция РФ трактует этот вопрос прямо противоположным образом: «Религиозные объединения отделены от государства», которое называется Россия.

Но если допустить, что Конституция не имеет отношения к описанию современной российской реальности, то встанет ребром другой вопрос: как быть с регионами РФ, населенными преимущественно мусульманами или буддистами? Например, на территории Ингушетии имеется всего два православных храма, Чечни — семь, а Калмыкии — 10. Молитвенных зданий других конфессий в этих регионах в десятки раз больше. Академические исследования религиозности в Чеченской Республике (например, это) даже не учитывают наличия там православных — настолько оно статистически ничтожно. 

Если «православие и Россия неразделимы», то регионы, в которых православия не видно, Россией не являются?..

Космические цели

«Идет борьба добра с космическим злом», — пишет Кирилл, развивая тему «метафизической природы СВО», которую он обозначил в марте 2022-го. Всемирный русский народный собор под его руководством принял два года спустя «Наказ», где «метафизика» обретает конкретно географические контуры: «Вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России», а границы «Русского мира» простираются не только за пределами РФ, но и «большой исторической России».

Аппетит приходит во время еды — и уже в октябре этого года на проходившем по благословению патриарха в храме Христа Спасителя съезде Общества содействия русскому историческому развитию «Царьград» знаковый священник РПЦ постулирует: «Не будет нам покоя, пока Россия не установит свой протекторат над всей планетой. Эту миссию на нас возложил Сам Господь».

Собор, возглавляемый патриархом, недавно так переформулировал смысл жизни русских православных людей: «Русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни». Исходя из этого, в книге патриарх формулирует «задачу самую главную». Конечно, это не спасение души, не победа над грехом и смертью и не соединение с Богом. Это — России «выйти победительницей». И решение задачи патриарх предлагает вполне «пастырское» — «Мобилизация всех: воинства, политических сил. И, конечно, Церковь должна быть мобилизована». Осуждая пацифизм, Кирилл отказывается от «мира без справедливости» и прогнозирует, что войны не закончатся никогда. Что-то подобное он говорил в своей проповеди на Прощеное воскресенье: «Прощение без справедливости есть капитуляция и слабость». Если кто-то скажет, что именно так учил Иисус Христос, то мне самому придется уйти в дальний скит.

Фото: rop.ru

Православно-исламская вера Святой Руси

Среди противоречий патриарших книг отдельное место занимает тема отношений с исламом. Иллюстрацией к главе «Русский мир — это прежде всего общность святынь» служит, естественно, изображение патриарха (со свитой), который шествует около мечети, увенчанной полумесяцем. Содержательная сторона святынь, видимо, для «русского мира» значения не имеет, главное — чтобы они были «традиционными». В этом смысле загадочная Традиция, определяемая политическим руководством страны, выше, чем конкретные христианство, ислам, иудаизм и буддизм со всеми их вероучительными и этическими несовместимостями. Место религий в классическом смысле этого слова в РФ заняла так называемая «гражданская религия», прототипом которой был советский госатеизм.

Согласно академическому определению, «гражданская религия» — это культ «базовых ценностей, лежащих в основе развития общества. Ценности эти не божественные, а человеческие, но принимаются они как нечто сакральное. Исторически действующим субъектом гражданской религии выступает нация».

Через эту призму можно понять довольно неожиданные на первый взгляд высказывания патриарха о том, что ислам ближе РПЦ, чем западное христианство. «И ислам, и православие, — говорит он, — принадлежат к одной восточной группе. Восток оказался менее восприимчивым к новациям». Но Кирилл не был бы «диалектиком», если бы не поспешил оговорить в своей книге: «В основе русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в Киевской купели крещения». Как все это логически согласовать? 

Киев необходимо разрушить (так призывают российские госканалы), потому что он нам слишком дорог — там исток православной веры, которая создала «Русский мир», к которому принадлежат и те, кто не принял православную веру и не имеет к этому истоку никакого отношения.

Конфессиональная принадлежность (да и вера в Бога вообще) не играет теперь, если верить патриарху, решающей роли для спасения души — для того, чтобы попасть в Царство небесное. Еще 25 сентября 2022 года, когда началась частичная мобилизация, он пообещал рай автоматом всем погибшим на СВО. В книге же так попытался раскрыть содержание вечной жизни, подредактировав Евангелие: «Сия есть жизнь вечная — и ты идешь на подвиг, отдаешь свою физическую жизнь, но помни: ты не погибнешь, ты не умрешь» (в первоисточнике эти слова звучат так: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3)).

Протестуя против «деидеологизации» российской школы в своей книге «Церковь и школа», Кирилл также называет «нашей духовной традицией» православие и ислам. «Как же мы можем вне этой системы нравственных и духовных координат воспитывать наших детей?» — недоумевает он. К сожалению, автор ограничивается такими обтекаемыми декларациями, а было бы реально интересно посмотреть на единую «систему координат», созданную им из православия и ислама.

Например, первое считает богоборцами всех, отрицающих Троицу (единство трех Лиц Божества), а второй называет учение о Троице многобожием. Первое провозглашает строгую моногамию, а второй допускает наличие нескольких жен. Для православия чрезвычайно важно иконопочитание, которое возведено в догмат, а для ислама это — идолопоклонство. И т.д., и т.п.

Конечно, цивилизованный человек призван быть политкорректным, толерантным и уважать все религии, но нивелировать объективные и принципиальные различия между ними — антинаучно и безответственно. Заметим к тому же, что патриарх стирает эти отличия не ради политкорректности или толерантности, а ради конструирования «особой цивилизации» России, Святой Руси, где доминирует православно-исламский тандем, противостоящий греховно-еретическому Западу.

Фото: rop.ru

Ересь «евгеники»

В области собственно педагогики оригинальная идея патриарха звучит так: необходимо сочетать образование с воспитанием, от детского сада и до аспирантуры. Нечто подобное было в СССР и остается, скажем, в Северной Корее, где политзанятия и групповые ритуалы присутствуют на всех стадиях учебного и научного процессов. Такое сочетание — атрибут тоталитарной системы. «Образование само по себе нравственно безразлично», а значит, по мысли Кирилла, лишено смысла.

Яркий современный богослов, изгнанный усилиями того же Кирилла из Московской духовной академии и МГУ, а затем и из России, диакон Андрей Кураев* усматривает явную богословскую ересь уже в самом названии патриаршей книжки: «Воспитание + образование = личность». Такое учение, по мнению богослова, оправдывает разного рода «евгенику» и прочие бесчеловечные практики по отношению к «неправильно» воспитанным и «недостаточно» образованным людям. «Любая конкретная наполненность человеческой жизни [те же воспитание и образование] может изменяться и разрушаться, а личность — нет, — отмечает Кураев. — Может меняться, обогащаться или обедняться качественная характеристика, качественное наполнение личного бытия. Но ипостась [личность] как «самостоянье» исчезнуть не может… Если всерьез принять определение человека как «разумного» существа — то для психически больных людей не окажется места в жизни».

Фото: rop.ru

…Тираж новых патриарших книг скромно не указан издателем. Педагогический сборник продается поштучно, за 700 руб., а военно-патриотический — только пачками, по 5 штук в каждой и по цене 1800 руб. за упаковку. Мелкооптовый формат намекает на желательного потенциального покупателя (добровольно-принудительного) — епархии, приходы, учебные заведения и воинские части. На массовую аудиторию книжкам рассчитывать не приходится — не столько из-за их идеологической направленности, сколько из-за довольно тяжелого канцелярита, которым они написаны. И это в какой-то мере утешает.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».