Трудно стало работать в школе. Вот, к примеру, читаем с 8-м классом «Божественную комедию». А там Данте в седьмой круг ада заключил содомитов — вместе с богохульниками и лихоимцами. Упоминать их в классе — это уже пропаганда или еще нет? Вроде нет, они же в аду?
А в 9-м классе Гамлет выходит с первым монологом и честно заявляет: «О, если бы предвечный не занес в грехи самоубийство!» Пропаганда? А бедная Лиза с ее … (вычеркнуто), а Маяковский, Есенин и Цветаева с их … (Роскомнадзор)?
Но это ладно, с этим мы уже сколько лет живем. Но тут вдруг одна девочка на уроке говорит, что ее любимый герой — Фандорин. А ссылаться на «иноагентов» теперь — этическая ошибка, согласно последним документам, регламентирующим проведение ЕГЭ по русскому языку. Можно школьнице Фандорина любить? И другим про это рассказывать?
Некоторые коллеги уже дают детям учить списки «иноагентов», которых ни в коем случае нельзя упоминать в своих сочинениях. Все это похоже на описанный насмешницей Тэффи во «Всемирной истории, обработанной «Сатириконом»», эпизод с Геростратом, который сжег храм Артемиды из честолюбия. Греки решили подвергнуть его имя забвению: «Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды». Греки так хорошо знали этот наказ, что можно было любого из них ночью разбудить и спросить: «Кого ты должен забыть?» И он не задумываясь ответил бы: «Безумного Герострата». Так справедливо был наказан преступный честолюбец».
Сама Тэффи, слава богу, не «иноагент», а вот песню на ее стихи «К мысу радости, к скалам печали ли…» в исполнении Гребенщикова* уже нельзя включить детям в дополнение к разговору о первой русской эмиграции. Да и вообще — может, не надо и об эмиграции? Параллелей многовато. И на стихи Иннокентия Анненского — «Среди миров, в мерцании светил…» — в этом исполнении тоже нельзя. Говорить о литературных аллюзиях в творчестве Оксимирона* — тоже. Жаль, детям интересно было. Кстати, мои ученики раньше любили поговорить и про Глуховского*, не забыть бы им сказать, чтобы перестали. И не потому, что надо выполнять все распоряжения сверху, как бы мы к ним ни относились, а потому, что