ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯОбщество

Детсадовец, а ты стал патриотом?!

Министр образования заявил, что проект «Орлята России» должен быть распространен и на детские сады. Что ждет малышей

Детсадовец, а ты стал патриотом?!

Петр Саруханов / «Новая газета»

Как родился — так и начинать

Программа «Орлята России», как указывает сайт «Движения первых», «разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание».

Вступают в программу целыми классами. Желания детей и родителей для этого не требуется:

сначала в программе регистрируется учитель, он подает заявку на участие и загружает согласие на обработку персональных данных. После этого в программе уже регистрируются дети и родители (их участие тоже предусмотрено). У каждого участника есть свой личный кабинет.

У «Орлят» семь так называемых треков, то есть направлений деятельности: Хранитель Истории, Эрудит, Мастер, Эколог, Лидер, Спортсмен и Доброволец. Для каждого из треков готовы методические разработки, дети под руководством учителя проходят эти треки и получают соответствующие звания: Орленок-Лидер, Орленок-Спортсмен и прочее.

5 декабря на заседании Наблюдательного совета Российского движения детей и молодежи Сергей Кравцов сказал:

«Очень важно, что у нас в проекте «Орлята России» ребята принимают участие всем классом. Их сопровождают учитель начальных классов, советник по воспитанию, старшеклассник-наставник, и уже с начальной школы мы видим, как формируются команды в хорошем смысле заряженных, инициативных, увлекающихся школьников. На сегодняшний день, а у нас этот проект идет три года, 100 тысяч школьных команд, а это более 2,5 миллиона детей из всех регионов. Мы предлагаем, уважаемый Владимир Владимирович, масштабировать этот проект на дошкольный возраст».

Как именно надо масштабировать проект, Сергей Кравцов не уточнил, разве что добавил, что «и эксперты, и методисты, и ученые» считают, что в детсадах надо проводить «мероприятия по типу «орлят». По словам сенатора Любови Глебовой, президент на это ответил: «как родился — так и начинать надо».

Октябрята — веселые ребята

Казалось бы, ничего особенного в этой инициативе нет: все тот же возврат к педагогическим практикам Советского Союза, на сей раз — к октябрятским. В конце концов, из смутных глубин памяти не выуживается ничего особенно плохого: ну носили звездочки с кудрявым Ильичом, ну создавали «октябрятские звездочки» — кто-то командир, кто-то санитар, кто-то цветовод, кто-то библиотекарь. Кто пятый — не помню. Санитар носит на боку сумочку с крестом и проверяет у всех, помыты ли руки. Библиотекарь смотрит, обернуты ли учебники. Цветовод поливает в классе цветы. Больше ничего также не помню. Разве что правила октябрят (если погуглить, можно найти, что они утверждены прям целым Бюро ЦК ВЛКСМ в 1967 году; так и вижу, как целое Бюро увлеченно рифмует: «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут»). «Октябрята — будущие пионеры». Это единственный хоть сколько-то идеологический постулат в этих правилах. Все остальные — обычные требования быть хорошими детишками:

  • «Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут».

Еще помню, что к нам приходили шефы-пионеры (сейчас их называют «наставниками») с какими-то затеями, а мы их изводили — гонялись за ними по всей школе и пищали мерзкими голосами: шеф-шеф, расскажи сказку!

Орлята. Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Орлята. Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Кажется, ничего особенного больше в этой октябрятской жизни и не было, ну разве что стихи ко всем праздникам учили: была такая форма — «монтаж», когда дети по очереди читают по фрагменту из целого стихотворения. Песни пели. Но тоже какие-то детские: «…это правда, ну чего же тут скрывать, дети очень, очень любят рисовать». Все эти «Орленок, орленок, взлети выше солнца» и «Крейсер Аврора» — это уже потом, в пионерском детстве.

А вот чтобы в детсаду какое-то идеологическое воспитание было (кроме рисунков и стихов к празднику) — этого уж точно не припомню. Максимум — какие-нибудь корявые танки на открытке папе к 23 февраля. Не то теперь.

Орлята гордятся своей Родиной

«Мечтаешь стать героем? Вершить добрые дела и достойные поступки? Не теряй время зря! Решение есть! И оно ближе, чем кажется…» — сразу огорошивает сайт «Орлят России». Ребенок, может, мечтает стать воспитательницей детсада или водителем метропоездов, ничего вершить пока не хочет, но никуда не денется: организуют ячейку в детсаду — так придется: когда страна прикажет быть героем, для детсадовцев исключений нет.

У орлят тоже есть свои правила. Но там ничего не сказано про то, что они весело живут. Главное правило орлят — это «Орлята гордятся своей Родиной». У каждого правила есть пояснение:

«Это значит: уважать прошлое, хранить историческое наследие своего Отечества, знать историю своей страны, родного края и государственные символы России, ценить и беречь свою родную землю, ее богатства, быть верным своей стране, быть готовым ее защищать».

Назвался орленком — полезай в окоп.

Следующие орлятские правила — что-то среднее между правилами октябрят, которым еще разрешается немного мирного детства, и законами пионеров Советского Союза. Если кто забыл, законы были такие:

  • Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
  • Пионер готовится стать комсомольцем.
  • Пионер равняется на героев борьбы и труда.
  • Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
  • Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
  • Пионер дисциплинирован.

А вот правила орлят (короткая версия, без пояснений):

  • Орлята гордятся своей Родиной.
  • Орлята дружно, вместе и сообща делают добрые дела.
  • Орлята уважают старших и заботятся о младших.
  • Орлята всегда стремятся учиться новому.
  • Орлята держат слово.

«Читают и рисуют, играют и поют, весело живут» — это баловство уже не для нынешних орлят. Петь им, правда, еще дозволяется. Но не просто так петь всякие глупости, а в «орлятском кругу» — положив друг другу руки на плечи и покачиваясь, и только если слова знаешь (так прямо и записано в «орлятских традициях»:

«Орлята… уважительно и бережно относятся к песне, знают авторов музыки и слов, не перекрикивают друг друга во время совместного исполнения и не начинают петь, если не знают слов»).

Принудительное братство

У орлят есть и традиция посвящения (трудно сказать, откуда берутся все эти традиции, если самим этим орлятам без году неделя). Ну, скажем, «орлятский круг» — он понятно откуда: из лагеря «Орленок», из советских пионерских лагерей, районных пионерских штабов, сама в таком певала в начале восьмидесятых: «…как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Но это была такая позднесоветская романтика для старших пионеров, а не вот этот вот детсадовский новодел, патриотизм на драной коленке. Да и канул он куда-то в Лету вместе с изгибом гитары желтой, комиссарами в пыльных шлемах и прочими бригантинами. Но сейчас все эти традиции бережно достали из пыльных сундуков, залатали проеденные молью дыры, вписали вместо коммунизма и интернационализма патриотизм и традиционные ценности, отряхнули и вручили детям: гордитесь!

Церемония посвящения — это тоже «традиция», вероятно, берущая начало в церемонии приема в пионеры.

«Церемония посвящения символизирует единство большой орлятской семьи, ценность каждого члена команды Орлят, принятие ответственности за себя, за друзей, за свой класс».

На сайте «Орлят России» есть ссылка на «Методическую видеоинструкцию по организации церемонии приема в Орлята России» — там

Двадцать минут видеозаписи образцового приема.

  • Дети в толстовках с орлятской символикой стоят и молча аплодируют, когда перед ними строем проходят их учителя в таких же толстовках, когда им представляют гостей — кандидатов педагогических наук, начальников краевых управлений и проч.;
  • когда эти гости держат речи, ничуть детям не интересные, в духе обычных первосентябрьских обращений.
  • Дальше — вынос флага России знаменной группой;
  • затем элемент интерактива: большое полотнище флага тянут сквозь детские ряды, все могут прикоснуться;
  • следом — стихи о флаге России, гимн России и подъем флага России…
  • Ведущие церемонии зачитывают правила орлят и говорят: «Если законы ты принимаешь, с нами вместе ты повторяешь: я — орленок, мы — орлята!». Дети повторяют это несколько раз, прикладывая руку к груди на словах «я — орленок». Это заменяет клятву и подпись.
  • Потом детей выстраивают в орлятские круги и вручают каждому значок (круглый беленький, 50 рублей штука на «Озоне») и удостоверение орленка — с именем, фамилией, а также символикой России: флагом, гербом и гимном.

В общем, если рассматривать эту церемонию как инициацию, то это выглядит как посвящение в граждан России, а не в какое-то орлятское братство (братство редко бывает обязательным и возглавляется учителями).

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Наконец — специально для интересующихся, откуда вообще взялись эти орлята с их законами и традициями, — придумана «Легенда об орлятах», и ее включают в типовой сценарий церемонии: мол, жили-были дети, хотели путешествовать, но кругом — реки-горы-буераки, то есть трудно. Тогда обратились они к мудрому орлу: ««Научи нас летать так же высоко и свободно». — «Не бойтесь трудностей, — ответил орел. — Дерзайте, пробуйте и помогайте друг другу!» Так что дети отправились путешествовать, вернулись умудренными и стали называться орлятами.

И ведь никто из тех, кто придумывает, пишет, произносит перед детьми в микрофон эту напыщенную чушь, кто слушает ее, кто тиражирует — никто не сделает хотя бы фейспалм (не говорю уж про сэппуку).

Клянемся!

В некоторых регионах педагоги решили радикально тряхнуть стариной и вспомнили многократное «клянемся» с каких-то всенародных пионерских или комсомольских съездов и слетов. На всенародном учительском ресурсе InfoUrok.ru можно даже обнаружить такой сценарий посвящения в «Орлята России» (цитирую уже самый конец, полным текстом можно насладиться по ссылке):

Каждый: и лидер, и эрудит
Вклад свой внесет, и класс победит!
КЛЯНЕМСЯ!

Себя ощущать для общества нужными,
Стать в результате самыми дружными!
КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ!

И хоть бы кто-нибудь сказал этим педагогам, что не стоит приучать детей к пустым и бессмысленным клятвам (клянусь себя ощущать нужным для общества? Клянемся стать самыми дружными? По сравнению с кем?), что вот и Христос не велел клясться (Матфей, 5:34–37): «Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».

Вот еще вариант клятвы:

«Я, __________, вступая в дружные ряды Орлят России, обещаю быть активным, смелым, инициативным. Чтить и соблюдать законы орлят. Всегда быть примером для других ребят и быть единым целым со своим классом!».

Это типовая клятва, ее можно найти на множестве школьных и региональных ресурсов с отчетами о массовом приеме младшеклассников в «Орлята» (например, тут).

Пожалуйста, не зависайте в попытке осмыслить обещание «быть единым целым со своим классом».

Некоторым счастливчикам на церемонии надевают галстуки в цветах флага России и вручают брендовые мешки для обуви.

Веселый досуг

В «Движении первых» особенно прекрасно то, что каждый шаг и каждый чих, совершенный в рамках движения, должен быть задокументирован, отснят и выложен в школьные соцсети с соответствующими хештегами. Оттуда легко узнать, как весело проводят сегодняшние октябрята-орлята свой внешкольный досуг.

Вот они, к примеру, в Мастерской Деда Мороза собирают сладкие подарки солдатам, пишут им письма, отправляют посылки.

Читайте также

Обучение смерти

«Военный патриотизм» обрушился даже на детсадовцев, учеников младших классов и воспитанников коррекционных учреждений

Вот у них классные часы ко Дню героев Отечества: кому-то рассказывают о битве под Москвой, кто-то совершает экскурсии к «Парте героя», но всем обязательно говорят, что «героями не рождаются, ими становятся, проходя через нелегкие испытания и проявляя в самый трудный час невероятное мужество и самоотверженность, забывая о себе во имя Родины». Эта формулировка встречается во множестве отчетов, так что наверняка взята из общей методички.

Учителям вообще очень удобно впихивать свой класс в «Орлята»: все планы внеклассных занятий готовы, бери да пользуйся. Учителя и не нарадуются. На сайте программы есть отзывы педагогов, они прямо и говорят:

  • «Для педагогов программа разработана поурочно и не требует значительных затрат времени при ее проведении»;
  • «Для учителя программа «Орлята России» — просто клад! Потрясающие методические материалы, педагогические находки, многочисленные приемы…»;
  • «А для меня как для классного руководителя важно, что есть программа с полным методическим сопровождением (разработанные конспекты занятий, вебинары, курсы) и четко выстроенной системой работы на весь период начальной школы»…

Нет, конечно, орлята, как и все нормальные младшеклассники, изучают хохломскую роспись, расписывают пряники, ходят с экскурсиями на производство, клеят бумажные фонарики, пишут письма Деду Морозу и делают ватных снеговиков, но раньше они все это делали неорганизованно, а теперь — в рамках трека «Мастер». Раньше им просто так пятиклассники придумывали викторины, а теперь это называется «наставничество», а викторины и конкурсы «осуществляются в рамках реализации трека «Эрудит»». И, видимо, в рамках трека «Доброволец» малышня собирает собачий корм для приютов (а не только одеяла для участников СВО). Впрочем, степень добровольного участия самих детей, а не родительских денег тут очень неясна.

Вроде бы хорошо, что государство наконец-то обратило внимание на детский досуг, на то, как отчаянно не хватает детям осмысленной деятельности (внешкольной все-таки, а не внеклассной, но уж хоть так). Вроде бы хорошо, что государство предложило хоть и привязанную к школе, но разностороннюю, методически проработанную и при этом бесплатную программу развития для детей.

Что же тут не так? Только то, что все это — для орлят. Для тех, кто дал клятву, надел на шею галстук, повесил на грудь значок и пообещал непременно в будущем пожертвовать жизнью ради Родины.

Только тогда Родина тебе вручит пряник для росписи и цветную бумагу для изготовления фонарика на елку. Но елка тоже не будет просто рождественской или новогодней елкой — она будет «Елкой первых», «Окопной елкой», еще какой-нибудь глубоко патриотической елкой с исполнением желаний детей с «новых территорий».

Самопожертвование и мешок для сменки

Наивно было бы думать, что сейчас, пока «Орлята России» не ворвались в детские сады, дошкольников все это не касается. Касается ровно так же, как и школьников, разве что клятв они пока не дают. Но они точно так же делают открытки для солдат (письма писать пока не научились), точно так же им объясняют, что «Герой — это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Героями не рождаются, ими становятся, а значит — у каждого есть возможность в будущем стать Героем России!».

В детсадах точно так же есть свой общеобязательный календарь воспитательной работы, в котором точно так же, как и в школах, присутствует и День героев Отечества, и День флага России, и День герба России, и День солидарности в борьбе с терроризмом, и День воссоединения Крыма с Отечеством, и даже День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.

Что к этому добавят «Орлята России»? Воспитатели получат методички и какие-то бонусы за реализацию проекта патриотического воспитания. Дети получат те же занятия, только в профиль, плюс простоят несколько лишних часов на торжественных линейках, в которых не поймут ни слова, а только будут испуганно хлопать в ладошки с неподвижными лицами.

Получат «брендированный мерч» — галстуки, значки, синие мешки для сменки. Дадут клятву.

А будут ли они понимать, в чем клянутся, кому клянутся, — не так уж важно. При случае можно будет напомнить: ты, мол, клятву давал — уважать старших и защищать Родину. Очень удобно и в воспитательном смысле: клялся? — вот и не груби Мариванне.

И в практическом: на учет в военкомат можно ставить сразу с рождения, как дворянских недорослей записывали в полки. А дальше — героем. Ты же мечтал «стать героем, вершить добрые дела и благородные поступки»? Тогда — вот.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow