Англичанин Ричард Джонсон, побывавший в России в ХVI веке, написал в числе прочего о кулинарных вкусах сибирских самоедов: те ели мясо оленей и рыб, иногда — друг друга. Чтобы угостить заезжих купцов, убивали одного из своих детей. Об этом же у итальянского путешественника Карпини, за 300 лет до Джонсона. Европейцы, очевидно, клеветали на сибиряков: антропофаги бы давно съели друг друга. Древние китайские натуралисты понимали нас куда лучше. В их каталогах среди народов мрачной Сибири значатся некие Безутробные — у них отсутствовали в животе кишки, поэтому съеденная пища не переваривалась, проскакивала и выходила наружу. Люди низших каст поедали отходы вышестоящих, в конце этой цепочки находились псы.
Об этом антиэстетичном наблюдении — в музеях Красноярского края: Игарки, Туруханска, Норильска, Северо-Енисейского, об этом — в томах и на сайте красноярского «Мемориала» (это общество — один из учредителей «Международного Мемориала»*). Артефакты сохранены, документы оцифрованы, каждый может ознакомиться даже сегодня, это не запрещено. Скажем, в 40-х годах прошлого века опыт Безутробных реализовали в Краслаге: в трудовых лагерях под Решотами кормили вареными зернами пшеницы, дистрофия и глубокий авитаминоз не позволяли переваривать пищу, вышедшие зерна промывали, сушили и заново пускали в еду.
В некотором роде мы и сегодня пережевываем давно пережеванное, «Лета течет вспять»: в Курейке — это на Енисее ниже Туруханска, но выше Игарки, на линии Полярного круга, где отбывал ссылку Сталин (27.03.1914 — 19.12.1916), — в третий раз поставили его статую.