Репортажи · Политика

«Смерть Навального говорит о слабости Кремля и страхе перед любым оппонентом»

На подписании договора о гарантиях безопасности с Украиной президент Франции Макрон многое сказал о России

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Владимир Зеленский и Эмманюэль Макрон. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

В Елисейском дворце подписан 10-летний договор о гарантиях безопасности между Францией и Украиной. Этого события не было бы, «если бы не Россия», так вкратце можно передать смысл послания Эмманюэля Макрона, который еще так недавно вынашивал планы сближения с Путиным. Хотя, конечно, это было уже в другой жизни.

«Поскольку через несколько дней мы вступим в третий год этой ***, которой хотела только Россия, я не могу забыть, дорогой Владимир, наш [телефонный] разговор в ранние часы того гибельного, рокового дня 24 февраля 2022 года», — сказал Макрон, обращаясь к Зеленскому в начале пресс-конференции.

Она проходила в еще один роковой для России день: 16 февраля 2024 года. «Внезапная смерть Алексея Навального, о которой мы узнали сегодня, потрясла всех нас», «она самым трагическим образом напоминает о реальности кремлевского режима и его ужесточении», — сказал Макрон. Что говорил в связи со смертью Навального президент Украины, мне не позволяет передать цензура…

Перед подписанием

Владимир Зеленский прилетел в Париж из Берлина, где только что подписал похожее соглашение по гарантиям безопасности между Украиной и ФРГ. В январе примерно такой же документ был подписан в Киеве с Великобританией.

Так что французско-украинское соглашение стало третьим в целой череде документов, которые еще будут заключены — чтобы гарантировать Украине военную, разведывательную, информационную, кибер-, финансовую, гуманитарную поддержку для ее защиты сейчас и в ближайшие месяцы или годы, а также на случай вторжения в будущем.

Эти двусторонние соглашения Украины с другими странами «выросли» из декларации в ее поддержку, принятой лидерами «Большой семерки» на саммите НАТО в Вильнюсе в июле 2023 года: это был такой способ, не принимая пока страну в альянс, дать ей возможность продержаться до наступления мира. 

По состоянию на сегодня декларацию подписали 25 стран — то есть впереди у Владимира Зеленского как минимум 22 таких подписания.

К счастью для него, не прямо сейчас. 

Из Берлина он прилетел сильно уставшим, в Елисейский дворец вошел в 18.45, а вышел только в 23.15, после чего украинская делегация сразу поехала в аэропорт, чтобы улететь в Мюнхен: уже в девять утра Зеленский должен был выступать на Конференции по безопасности. В Елисейском Макрон и Зеленский (вместе с министрами и советниками) пообщались час сорок (вместо запланированных 40 минут), перед тем как выйти к прессе — подписывать и рассказывать.

Напомню, что подписание планировалось не в Париже, а в Украине, тоже в феврале — такое обещание дал в середине января сам президент Макрон. Но в итоге поездка была перенесена — издание Challenges сообщало, что это было сделано в том числе потому, что понадобилось больше времени для «обеспечения безопасности маршрута президента» — версия, которую в Елисейском опровергали, а в России пропаганда использовала для того, чтобы «иронизировать» (как получалось) по поводу отмены визита.

Президенты Украины и Франции в Елисейском дворце. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Два источника «Новой» подтвердили, что поездка в Одессу и Киев (и, «возможно, в Молдову») действительно планировалась, только не на 13–14, как сообщило Challenges, а на 14–15 февраля, и была на «высокой стадии готовности», но по разным — в том числе внутриполитическим украинским — причинам была перенесена. «Не было никаких проблем с безопасностью», «это не выдерживает критики», — сказал один из советников Макрона на брифинге, посвященном приезду Зеленского. «Я не позднее середины марта буду в вашей стране вместе с президентом и народом Украины. Так что вы можете ожидать меня в ближайшие недели наверняка», — сказал сам Макрон украинской журналистке на пресс-конференции. Источник «Новой» уточнил, что скорее всего это произойдет примерно через две недели.

Но договор решили не откладывать ни на месяц, ни даже на две недели — в первую очередь потому, что на фоне Конгресса США, продолжающего тормозить принятие 61-миллиардного пакета военной помощи Украине, 

нужно было послать еще один сильный сигнал — и Вашингтону, и украинцам, и Кремлю.

(Таким же сигналом было и «придание новой жизни» Веймарскому треугольнику в минувший понедельник, когда встретились президент Макрон и польский премьер Дуда, а затем министры иностранных дел Франции, Германии и Польши.)

«Мы рады, что пакет прошел через Сенат. Теперь дело за палатой представителей, для нас чрезвычайно важно, чтобы Соединенные Штаты также были «на борту», и [мы надеемся], что наши американские партнеры пойдут по нашим стопам», — сказал источник в Елисейском накануне приезда Владимира Зеленского. И подчеркнул, что в начале февраля Евросоюз («в чем ведущую роль сыграл президент Франции») послал другой очень важный сигнал — принял 50-миллиардный пакет финансовой помощи Украине на четыре года.

Не случайно и подписание договоров о безопасности состоялось в один день в двух ключевых столицах Евросоюза — Берлине и Париже.

Что касается суммы военной поддержки со стороны Франции на этот год, то в Елисейском дворце до самой пресс-конференции отказывались отвечать на вопрос, сколько они смогут дать (на фоне сильно колебавшейся в начале ***** Германии, которая сегодня по объемам стала второй страной после США, обязавшись выделить целых 8 млрд евро военной помощи на 2024 г. Ю. С.), и призывали журналистов не ввязываться в «давно ведущуюся Москвой пропагандистскую войну по разделению стран Европы». Общий посыл военных и дипломатических советников президента Франции был таков: главное — не количество, а качество.

Тем не менее в итоге Макрон хоть и не достиг высоты Шольца, но опередил англичан. Пообещал на пресс-конференции (и это же записано в двустороннем договоре по безопасности) выделить в этом году 3 млрд* — совсем чуть-чуть больше, чем то, что в январе обязался сделать Риши Сунак (2,5 млрд фунтов, или 2,92 млрд евро).

«Между нами [союзниками] существует величайшее единодушие в том, чтобы помогать Украине», — заверил 15 февраля в Брюсселе в конце встречи глав минобороны НАТО министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню.

Он присутствовал и на этих последних переговорах двух делегаций перед подписанием. И если сам документ, который согласовывался в Париже и Киеве с октября, уже был готов, то оставались вопросы, требующие срочного решения, в первую очередь — в плане военной поддержки. Президенты «обсудят ситуацию на фронте, военные, экономические и гуманитарные потребности Украины, а также переговоры о вступлении Украины в Европейский союз, которым Франция оказывает полную поддержку», — подчеркнули в Елисейском перед встречей.

Подписание и пресс-конференция

Подписание прошло быстро и с улыбками: Зеленский устало пошутил при обмене папками, попридержав свою («Это — мое, это — ваше») и вызвав смех Макрона. После этого уже никто не шутил и не смеялся.

«Сегодня через вас мы в первую очередь хотим выразить наше восхищение всем украинским народом, и прежде всего нашу решимость продолжать поддерживать Украину в долгосрочной перспективе. В этом же заключается смысл двустороннего соглашения о безопасности, которое мы только что подписали», — сказал Макрон, обращаясь к Зеленскому.

Вслед за тем французский президент сказал слова, которые, наверное, будет тяжело услышать всем, кто еще верит в какое-то нормальное будущее России, — особенно тяжело в день гибели Алексея Навального.

«Нам объясняли, что у России есть определенное будущее, — сказал Макрон, который, собственно, до 24.02.2022 был в числе самых активных «объясняльщиков»

— Но многие молодые россияне предпочли свободу *** и оказались в Белграде, Тбилиси, Стамбуле или Париже. Россия потеряла свои таланты. Она предпочитает финансировать <…> ***, а не базовые услуги своему собственному населению или субсидировать цены на яйца для малообеспеченных граждан».

Вслед за тем бывший «лоббист» России на международной арене напомнил, чего добился Кремль своими действиями последних лет: «Россия с 90-х годов вращалась вокруг различных международных форматов. Она потеряла это место и свой авторитет на международной арене. Она потеряла их, потому что ее больше туда не приглашают. Она потеряла их, потому что Украина присоединится к Европейскому союзу и, я надеюсь, также к НАТО. Она проиграла стратегически, она, для которой доступ к морям так важен, — подтолкнула Финляндию и Швецию к вступлению в НАТО, тем самым превратив Балтийское море в море, в котором сегодня преобладают союзники…»

Подписание прошло быстро и с улыбками. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Затем Макрон еще раз сказал о Навальном (в первый раз он сделал это сразу после известия о его смерти — через соцсети). Президент Франции подчеркнул: Россия «проигрывает в стратегическом плане» еще и потому, что «отправила свободные умы в ГУЛАГ, приговорив их к смертной казни, как господина Навального, чьей памяти и приверженности я поклоняюсь». Продолжил: «Я думаю сегодня вечером о его жене, о его семье. О нем, кто отрицал упадок мужества, от которого нас так справедливо предостерегал Солженицын. Да, смерть господина Навального говорит о слабости Кремля и страхе перед любым оппонентом».

Французский президент потом еще раз вспомнил об Алексее, отвечая на уточняющий вопрос журналистки AFP Валери Лёру («Какой сигнал в этом для Европы, для Запада? <…>»).

Владимир Зеленский отвечал вторым, его ответ здесь привести мы не можем. Макрон сказал: «Внезапная смерть Алексея Навального, о которой мы узнали сегодня, потрясла всех нас, я только что упомянул об этом в своем выступлении, и она самым трагическим образом напоминает о реальности кремлевского режима и его ужесточении. <…> В последние месяцы он еще больше ужесточил позицию в отношении оппонентов, а также ассоциаций, НПО, фондов. Я думаю, например, о «Мемориале»***, который на протяжении всех последних лет, даже в самые трудные времена, всегда мог работать и который сегодня находится в самой опасной ситуации».

Чуть позже Макрон вспомнил и Олега Орлова**, которого сейчас судят в Москве, и Владимира Кара-Мурзу-младшего**: «…Это трагическое событие только усилит нашу мобилизацию в отношении судьбы политических заключенных. И я также думаю обо всех тех, кто сегодня все еще подвергается риску. Я думаю в особенности о Владимире Кара-Мурзе, здоровье которого и без того ухудшилось после двух попыток отравления в 2015 и 2017 годах, и неуклонно ухудшается с момента его заключения в апреле 2023 года из-за отсутствия медицинской помощи. Я также думаю и о многих других оппозиционерах, заключенных в тюрьму за свои убеждения и мужество… 

Я думаю о господине Олеге Орлове, которому грозит три года тюремного заключения за разоблачение *** российского режима…»

Отвечая на вопрос о вероятности «российского наступления» на какую-то еще страну, Макрон сказал, что не хотел бы говорить слова, которые «вызывали бы беспокойство или подпитывали сценарии»: «Но я буду с вами откровенен. <…> Кремлевский режим усилил свою агрессию против нашей страны в плане дезинформации и в киберпространстве. И это формы конфликтности. И поэтому абсолютно очевидно, что необходим европейский рывок — со стороны наших союзников, наших партнеров, международного сообщества… Если мы видим, что начинается новый этап, мы должны иметь ясность, чтобы [тоже] начать новый этап стратегического и оперативного мышления».

Таким образом, французский президент, ужесточивший свою риторику (и действия) по отношению к Кремлю сначала сразу после 24.02.2022, затем — в январе 2023-го (первым отправив в Украину танки), а затем в январе 2024-го (создав в Париже совместно с американцами «артиллеристскую коалицию»), фактически официально объявил о новой фазе противостояния. Потому что, по его мнению, «Россия вступила в новую фазу» — как во внешней «политике», так и внутри страны, где «за несколько недель до проведения выборов установилась форма безнаказанности», — сказал Макрон, вызвав некоторое недоумение среди журналистов пула Елисейского дворца.

«Какой новый этап?!», «Он как с Луны свалился и не следил за тем, что в последние годы в России вообще происходит…» — переговаривались коллеги, покидая зал Елисейского дворца после пресс-конференции. Ниоткуда умный Макрон, конечно, не свалился. Просто снова вынужден заходить все дальше — хотя кто-кто, а он уж точно всегда хочет избежать любой конфликтности. С любым «партнером», в любом зале, на любой площадке.

Сегодня название этого зала, приданное ему сто с лишним лет назад — Праздничный — уж совсем никак не вязалось с настроением, которое вызывали обсуждавшиеся в нем в этот день тяжелейшие вопросы, в том числе, и новая трагедия, масштабы которой Россия в большинстве своем, возможно, по-настоящему еще осознает когда-нибудь «потом».

P.S.

Президент Украины на пресс-конференции поблагодарил Макрона «за то, что наши договоренности всегда работают и всегда вдохновляют», отметив, что подписано «амбициозное соглашение по безопасности, не обо всех деталях которого можем сегодня открыто говорить».

Подписанный 9-страничный договор состоит из четырех параграфов: 

  • I. ВВЕДЕНИЕ. 
  • II. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ.
  • III. СОТРУДНИЧЕСТВО В СЛУЧАЕ БУДУЩЕЙ ВООРУЖЕННОЙ АГРЕССИИ. 
  • IV. СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОЕННОЙ И ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Стороны договора («французский участник» и «украинский участник») «решили укреплять свое двустороннее сотрудничество в области безопасности на долгосрочной основе». Макрон на конференции отметил, что хоть договор и заключен на 10 лет, но «будет оставаться в силе до тех пор, пока Украина не вступит в НАТО».

«Французский участник будет поддерживать усилия Украины по интеграции своей оборонной промышленности в структуры обороны и безопасности НАТО и ЕС, — говорится в документе: — Французский участник будет способствовать укреплению военного потенциала, устойчивости и экономической стабильности Украины, чтобы предотвратить любую будущую агрессию».

Франция также обязуется помочь Украине «присоединиться к коллективным инструментам борьбы с иностранным вмешательством и манипулированием информацией». Предусмотрено и «сотрудничество в области кибербезопасности», «сотрудничество в области разведки и контрразведки», «защита критически важной инфраструктуры», «сотрудничество в области борьбы с организованной преступностью».

«В случае будущей вооруженной агрессии России против Украины, по запросу любого из Участников, Участники проведут консультации в течение 24 часов для определения мер, необходимых для противодействия или сдерживания агрессии. В этих обстоятельствах <…> французский Участник предоставит Украине быструю и устойчивую помощь в области безопасности, современную военную технику во всех областях, по мере необходимости, а также экономическую помощь; он возложит расходы, в частности экономические, на Россию и будет консультироваться с Украиной относительно ее потребностей в реализации ее права на самооборону, закрепленного в статье 51 Устава ООН», — говорится в параграфе III.

А в самом обширном, четвертом параграфе сказано: «Участники будут совместно работать над созданием устойчивых сил, способных защищать Украину сегодня <…>, посредством постоянного предоставления помощи в области безопасности и современного военного оборудования в наземной, воздушной, морской, космической и кибернетической сферах, уделяя первоочередное внимание, помимо прочего, противовоздушной обороне, артиллерии, возможности нанесения ударов большой дальности, бронетехнике, возможностям военно-воздушных сил и другим важным возможностям».

Париж также обязуется помочь Киеву в «создании будущих современных сил обороны, которые будут все более совместимы с НАТО и будут вносить свой вклад в силы НАТО», что «включает в себя развитие современного оборонного сектора в Украине». Владимир Зеленский на пресс-конференции подчеркнул «важность начала сотрудничества» между Украиной и Францией в сфере оборонного производства, которая «предусматривает локализацию и совместное изготовление оружия», а также передачу украинской стороне «отдельных инновационных технологий». «Подробно обсудили совместное производство дронов и РЭБ. Это чрезвычайно весомо», — отметил он. Упомянул и о дне сегодняшнем: «…я благодарен Франции и господину президенту за всю ту чрезвычайно меткую и сильную военную помощь, которую мы получаем. Сегодня — еще один оборонительный пакет. Именно такой, какой нужен. Снаряды для артиллерии, пушки — эффективные системы «Цезарь», дополнительное усиление ПВО. <…> Франция действительно помогает. Спасибо».

Источник в Елисейском сказал перед встречей: «Я повторю то, что президент (Макрон) всегда говорил: Россия делает ставку на долгосрочную перспективу, на нашу усталость, делает ставку на те или иные выборы <…>, но наша решимость покажет, что Россия ошибается, думая, что время на ее стороне».

* При этом в 2022 году Франция выделила помощи на 1,7 млрд, а в 2023-м — на 2,1 млрд — заявили в Елисейском.

** Внесены в реестр «иноагентов».

*** Признан «иноагентом» и ликвидирован.