Комментарий · Политика

«Один за всех и все за одного»

Репортаж со встреч лидеров и министров Франции, Польши и Германии

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Премьер Польши Дональд Туск и президент Франции Эмманюэль Макрон в Елисейском дворце. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

В Париже и его окрестностях 12 февраля обсуждали «усиление борьбы с российской пропагандой, дезинформацией и кибератаками», способы оказать дополнительную помощь Украине и действия на случай возвращения к власти в США Дональда Трампа. Обсуждение вели: в Елисейском дворце — президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер Польши Дональд Туск; во дворце Ла-Сель-Сен-Клу — министры иностранных дел Веймарского треугольника (Франции, Германии, Польши).

Как поговорили Макрон и Туск

Президент Франции и премьер Польши провели в Елисейском дворце «рабочий обед», но перед этим коротко выступили перед прессой, обрисовав меню переговоров.

Макрон, задавая ход беседе, сразу подчеркнул, повернувшись к Туску: «Это ваш первый визит во Францию после вступления в должность (премьера Польши в декабре 2023 г. — Ред.)… Welcome back!*» И повторил в концовке выступления: «Господин премьер-министр, дорогой Дональд, я хочу здесь еще раз тебе сказать о нашей дружбе и о том, как рад тебя видеть, а также иметь в твоем лице и в лице твоего правительства доверительных проевропейских партнеров, ясных в вопросах безопасности и огромных вызовов, стоящих перед нами».

Вопрос, какой именно вызов является главным, в Европе мало кто задает с 24.02.2022, и Макрон в этот раз тоже начал именно с него: «В первую очередь — Украина. Через несколько дней будет, к сожалению, уже вторая годовщина российской *** в Украине. Я хочу здесь подтвердить нашу поддержку Киева и украинского народа, которая остается твердой и будет долгой. Я знаю и приветствую включенность Польши, находящейся на переднем крае».

Развивая тему, французский главнокомандующий «поприветствовал» «качество операционного сотрудничества» армий Франции и Польши — в рамках НАТО и Европейского союза, а также в деле поддержки украинских вооруженных сил. «Все, что Европа делает для поставок стратегического оборудования и боеприпасов Украине, должно служить усилению европейской промышленной и оборонной базы. Это смысл предложений верховного представителя (по иностранным делам ЕС Жозепа Борреля. — Ю. С.) и Еврокомиссии, над которыми мы будем работать через несколько дней», — продолжил Макрон, отметив, что верна и обратная «максима»: «усиление европейской базы» будет способствовать лучшему «ответу на украинские нужды».

К слову, президент Франции, как сообщило на днях издание Challenges, должен был лично побывать в Одессе и Киеве уже 13 и 14 февраля, чтобы объявить о новой финансовой помощи от Парижа, и — как обещал недавно он сам — подписать двусторонний договор о гарантиях безопасности. Но в итоге визит был перенесен: как сказали в Елисейском дворце, понадобилось еще время для обеспечения безопасности поездки; кроме того, Макрон решил воспользоваться отсрочкой для подготовки «дополнительной помощи».

Завершая обсуждение обороны и безопасности, президент Франции — мимо которого, безусловно, не прошла фраза, брошенная Трампом на предвыборном митинге в Южной Каролине (о намерении «поощрять Россию делать все, что вздумается», с союзниками США, которые «недостаточно» платят в бюджет НАТО. — Ю. С.)в очередной раз повторил о необходимости усиления «единой европейской обороны». (Как отметил тем же вечером на министерском заседании «веймарского формата» глава МИД Франции Стефан Сежурне, Европа «не может каждые четыре года позволить себе роскошь, думая о своей безопасности, зависеть от выборов в другой стране»; «нужен второй полис страхования жизни: не взамен НАТО, не против НАТО, а в дополнение»).

Премьер Польши Дональд Туск и президент Франции Эмманюэль Макрон во время пресс-конференции. Фото: AP / TASS

Дональд Туск, ответив Макрону «сердечной благодарностью за приглашение» и отметив давнюю историю «доверительных и дружеских отношений» Франции и Польши, подчеркнул, что сегодня близость позиций Парижа и Варшавы «особенно важна» и что «нет другой альтернативы для Евросоюза, кроме НАТО».

Укрепляя свою мысль о необходимости сохранения западного единства, а также солидарности с украинским народом, премьер-министр Польши решил вспомнить о «Трех мушкетерах»: «Один за всех, все за одного». Это очень хорошая цитата для сегодняшних обстоятельств. Это идея, которая лежит в основе Европейского союза и НАТО. И это слова, которые очень хорошо демонстрируют солидарность, ставшую основой современной Европы и главной ценностью современной Польши, моих сограждан» (принявших с 24.02.2022 миллионы украинских беженцев. — Ю. С.).

Впрочем, в конце выступления польский премьер отметил, что они вместе с Макроном вынуждены будут обсудить и одно исключение из правила солидарности с украинским народом. Всему виной — недовольство фермеров, протестовавших в январе во многих странах Европы. «Я думаю, что я — один из самых проукраинских политиков в Европе, и поляки тоже очень проукраински настроены, но нам нужно также брать в расчет продовольственную безопасность Европы», — пояснил Туск.

Перед тем как удалиться на переговоры по этому и другим вопросам (включая совместные проекты в атомной энергетике), польский лидер решил поблагодарить Эмманюэля Макрона за его «полную вовлеченность в конфликт между Россией и Украиной» (январское решение о выделении Украине 50 млрд евро на четыре года тоже было принято «под большим влиянием» Макрона, заверил французский дипломатический источник. — Ю. С.). «Мы здесь говорим не только о моральном измерении и моральных обязательствах, но и о нашей безопасности», — продолжил премьер Польши.

Слушая эти слова, в Варшаве, очевидно, могли вспомнить, как часто в течение нескольких лет до 24.02.2022 в Польше критиковали Макрона за его политику «сближения» с РФ и разговоры о «построении общей европейской архитектуры безопасности». Но Туск, естественно, ничего такого озвучивать не стал. Вместо этого сказал в завершение, что «хотел бы подать знак всему миру, всей Европе, что мы солидарны даже в очень сложной ситуации, и я счастлив, что мы можем придать новую динамику Веймарскому треугольнику. После наших сегодняшних переговоров я поеду в Берлин, а министры иностранных дел встретятся сегодня здесь…».

Как поговорила «веймарская тройка»

Переговоры глав МИДов состоялись в принадлежащем французскому министерству иностранных дел дворце Ла-Сель-Сен-Клу в пригороде Парижа.

Дворец Ла-Сель-Сен-Клу. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Как сказал корреспонденту «Новой» источник в немецком дипломатическом ведомстве, встреча готовилась «достаточно давно», а когда стали обсуждать, какой вопрос сделать «заглавным» для анонсов, сошлись во мнении, что в последние месяцы каждая страна отметила «значительное усиление» пророссийской «пропаганды и дезинформации». На фоне запланированных на июнь европейских выборов (а также нескольких десятков избирательных кампаний в разных странах, включая США) угрозу посчитали первостепенной.

«Помимо попрания основополагающих принципов международного порядка, Россия стремится разрушить европейское единство. <…> 400 миллионов избирателей будут приглашены на участки, чтобы свободно отдать свой голос (на выборах в Европарламент). Россия нарушает демократические дебаты, и мы мобилизованы для защиты наших граждан от информационных манипуляций. Сегодня мы вместе с моими немецкими и польскими коллегами запускаем «Веймарскую программу предупреждения и реагирования на информационные манипуляции и иностранное вмешательство»,рассказал на пресс-конференции во дворце французский министр Сежурне (через пару часов МИД опубликовал заявление об «обнаружении Францией» «состоящей как минимум из 193 сайтов» «пропагандистской сети Portal Kombat, которая распространяет пророссийский контент, пропагандирующий российское вторжение в Украину и очерняющий украинские власти…»).

«Фальшивые сайты буквально наводняют нас дезинформацией… Совсем недавно мы обнаружили в Германии огромную российскую сеть. Аналитики наших стран уже сегодня работают вместе. Мы хотим расширять это сотрудничество. 

Вместе мы не позволим, чтобы доверие людей к нашей демократии было сознательно и систематически подорвано извне», — оптимистично заявила глава МИД Германии Анналена Бербок.

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский все же подчеркнул, что задача — очень нелегкая: в том числе потому, что в крепких демократиях для изменения итога голосования бывает достаточно мелочи: «Чтобы изменять результат выборов, не обязательно убеждать 30%, часто хватает и 3%». И продолжил: «Также имейте в виду <…> Пропаганда и боты Путина (не обязательно) хотят, чтобы мы «любили Россию». Там знают, что русский национализм — это не то благо, на которое есть спрос. Они сеют смятение, опровергают факты и истины, потому что знают, что в мире, где все дезориентированы, тот, кто обладает организованной силой, может иметь большую свободу действий, чем открытая миру и своему обществу демократия… Закрытые системы диктатуры имеют над нами преимущество. Они проникают в наше информационное пространство, в то время как мы (не вмешиваемся) в их пространство. Вот почему так важно сотрудничество демократий в борьбе с дезинформацией».

Министры иностранных дел Веймарского треугольника: Анналена Бербок, Стефан Сежурне и Радослав Сикорский. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Германия, Франция и Польша — «это 200 миллионов европейских граждан, почти половина населения ЕС», вот почему Россия уделяет такое «внимание пропаганде и дезинформации в наших странах», заявил Стефан Сежурне, напомнив, что во Франции этим летом еще пройдут и Олимпийские игры, тоже ставшие «мишенью».

«Я думаю, что (существующий с 1991 г. — Ю. С.) Веймарский треугольник — это очень успешная формула. Германия — это дар Европейского союза. Франция — ядерная держава и (гарант) принципов безопасности… Польша — самая большая страна из десяти, вступивших в Европейский союз двадцать лет назад, и сегодня единственная страна в ЕС, которая является соседом и России, и Украины. Поэтому мы нуждаемся друг в друге <…> Веймарский треугольник сегодня может многое сделать», — заверил Сикорский.

Три страны вместе — это еще и более четверти от европейских военных расходов. О них тоже было сказано. 

«Миллиарды, которые мы вкладываем в Украину, — это миллиарды, которые мы вкладываем в нашу собственную безопасность», — подчеркнула Бербок.

И добавила: «В тот момент, когда люди в Украине спрашивают нас, как мы можем вместе сделать нашу поддержку еще более мощной», «мы понимаем», что это во многом зависит от того, «насколько тесно Франция, Польша и Германия будут взаимодействовать в ближайшие несколько месяцев и, если будет нужно, в будущем. Действовать сообща в военном отношении…».

Что касается НАТО, то союзники, безусловно, обеспокоены опасностью возвращения в Белый дом эксцентричного миллиардера (хоть польский министр и напомнил, что не все так однозначно: ведь именно Трамп поставил Украине «джавелины», которые помогли выстоять в первые месяцы СВО).

Французский министр сказал: «Я, со своей стороны, не оставляю попыток убедить всех лидеров в актуальности нашего альянса, который, кстати, работает на благо всех — в том числе и на благо Соединенных Штатов. Однако важна каждая минута, чтобы подготовить европейцев к шоку от сценария, который был так «прекрасно» описан Дональдом Трампом. И поэтому мы продолжим совместную работу, чтобы проанализировать (возможный) последующий контекст…»

Глава МИД Германии, отвечая на вопрос о Трампе, повторила «мушкетерскую» цитату, за несколько часов до того использованную премьером Польши: «НАТО, это, если хотите — «один за всех, все за одного».

Радослав Сикорский вспомнил, что «после 11 сентября» Польша 10 лет отправляла свою бригаду в Афганистан, и «мы не выставляли счетов Соединенным Штатам». И тем не менее польский дипломат призвал европейцев услышать сигналы из Вашингтона: «Я скоро буду в США… И повторю то, что говорил здесь: мы не должны быть расколоты внутри Североатлантического альянса… У меня (ранее) была встреча с очень высокопоставленным представителем Пентагона, который тепло призвал нас усилить ответственность Европы за нашу собственную безопасность, потому что у Соединенных Штатов есть вызовы по всему миру <…>. Поэтому для Европы серьезное отношение к обороне, к оборонной промышленности — это общий вызов, к которому нас призывали сменявшие друг друга американские президенты».

Министры Радослав Сикорский, Стефан Сежурне и Анналена Бербок. Фото: AP / TASS

Министры в этот вечер не раз повторили, что европейские союзники едины как никогда и призвали к сохранению этого состояния. «Путин делает ставку на раскол Европы, но добивается прямо противоположного, — заверила Бербок: — Мы не только не играем в эту «игру», но и будем продолжать поддерживать Украину [сколько потребуется] — не сравнивая вклад каждого**, а работая вместе».

Через несколько часов после того, как министры завершили пресс-конференцию и пошли еще поговорить (обещали сосредоточиться на политике для Африки.Ю. С.), на мейлы журналистов упала итоговая декларация.

под текст

Цитаты из итоговой декларации

«…Мы, министры иностранных дел Франции, Германии и Польши, подтверждаем нашу решимость придать новый импульс нашему трехстороннему сотрудничеству. <…> Наша следующая встреча министров иностранных дел состоится в Веймаре в начале лета. Мы также выражаем намерение в самое ближайшее время организовать расширенную встречу министров иностранных дел «Веймар + Украина». <…>

Никто не должен сомневаться в нашей силе и решимости защищать каждый квадратный сантиметр территории Североатлантического альянса в соответствии со статьей 5 Североатлантического договора.

<…>

Мы продолжим совместную работу, чтобы помочь Украине продвинуться по пути вступления в ЕС. Мы полностью поддерживаем право Украины выбирать свои собственные меры безопасности. <…> Будущее Украины — в НАТО.

<…>

Мы должны укрепить (независимость ЕС в ключевых сферах.Ю. С.), реализуя и развивая программу действий, принятую нами в Версальской декларации в марте 2022 года <…> — в области обороноспособности, энергетики, здравоохранения, критического сырья, полупроводников, безопасности продуктов питания и цифровых технологий. Крайне важно укрепить нашу устойчивость и европейский оборонный потенциал, а также увеличить производственные мощности европейской оборонной промышленности <…> и мы будем использовать все соответствующие европейские инструменты <…>».

* Под макроновским «С возвращением!» в первую очередь подразумевалось то, что Туск вернулся в кресло премьера Польши, которое уже занимал в 2007–2014 гг. В Париже это возвращение встретили в основном с радостью: закончился долгий период не очень простых дипотношений с консервативным правительством ПиС.

** В январе The Telegraph опубликовала материал, в котором утверждается, что канцлер Шольц «недоволен» подходом Макрона к нескольким вопросам и, среди прочего, критикует его за «недостаточность» вклада Франции в дело поддержки Киева. Во время визита в США на прошлой неделе Шольц — призвавший конгрессменов поскорее проголосовать за 60-миллиардный пакет военной помощи Украине — подчеркнул: ФРГ по сумме поддержки является второй страной в мире после Штатов.