Спецоперация под Рождество
Нынешнее Рождество выдалось у патриарха Кирилла ярким и, вероятно, с его точки зрения, успешным. Буквально накануне праздника он не только ликвидировал «главный оплот» православной интеллигенции в Москве, уволив, запретив в служении и предав церковному суду о. Алексия Уминского , но и сумел забрать из научно-реставрационного центра имени Грабаря «Троицу» Андрея Рублева.
Решение о передаче этой общенациональной святыни РПЦ, противоречащее федеральному закону «О музейном фонде Российской Федерации», президент подписал еще в мае прошлого года. Несмотря на протесты научной и культурной общественности, икону ненадолго привозили в храм Христа Спасителя и в Троице-Сергиеву лавру, что вполне предсказуемо нанесло раритету такой ущерб, после которого требуется длительная и кропотливая реставрация. Доски, на которых написана икона (их три), обветшали за 600 лет, красочный слой осыпается более чем на 150 участках, а трещины между досками расширяются.
После прошлогоднего «эксперимента» Министерство культуры поспешило заверить , что икона остается в музейном фонде, в собрании Третьяковской галереи, а РПЦ передается лишь «во временное пользование» — «всего» на 49 лет. После возвращения святыни на реставрацию, в июле прошлого года, стороны вроде как договорились о том, что она продлится год, — и научно-культурная общественность более-менее успокоилась.