Эффект запрета на прокат «Сказки» Александра Сокурова примерно ясен. Так бы ее увидели несколько унылых тысяч фанов и критиков, сейчас же только на ютуб-канале Ксении Собчак у «Сказки» 1,4 млн просмотров, а фильм уже выложен на десятках площадок. Какой будет эффект у карательных мер против книг Бориса Акунина и Дмитрия Быкова*? Если, например, Быков всегда ратовал за свободное скачивание своих книг, и они есть в Сети?
Или это лишь воспитание «потерявшей берега» творческой интеллигенции? И власти нет разницы: речь о голой вечеринке Насти Ивлеевой или об искусстве? И они ждут, что писатели тоже начнут извиняться подобно мальчику с носком на причинном месте? Ну или все прочие напугаются?
«Книг в России не запрещали с советских времен, — написал Акунин. — Писателей не обвиняли в терроризме со времен Большого террора». Положим, не совсем так, но если брать фигуры, события, тиражи только определенного масштаба, то действительно — в декабре 2023-го Россия предприняла качественный скачок. Но назад ли в СССР?
Вместо Акунина — Стариков
В самом крупном в Красноярске книжном — сетевом «Читай-городе» в центре, на Сурикова, — на конец декабря книг Бориса Акунина и Дмитрия Быкова нет в принципе. И большие сомнения в сметенных тиражах: раньше, когда ни зайди, от Быкова и особенно Акунина, лидера продаж, ломились и полки, и выкладки на столах. Сейчас так же много Прилепина (его, впрочем, и раньше хватало). С трудом отыскал один экземпляр Глуховского* — «Рассказы о Родине». Пока не тронуты книги о прошлых репрессиях: есть Солженицын, Евгения Гинзбург, Рыбаков и др. Полно, например, Мураками — еще год назад в книжных и библиотеках его убирали с полок.