Комментарий · Общество

Рано вы обрядовались

Ватикан и духовный центр православия одновременно, но очень по-разному прямо сейчас выясняют, как современная церковь должна относиться к меньшинствам. Обзор концепций

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Две бумаги

Два центра христианского мира — католический и православный — приняли в конце уходящего года два очень разных документа по деликатному вопросу, ставшему вдруг особенно актуальным для христиан.

18 декабря ватиканская Дикастерия (или Конгрегация) доктрины веры (до начала ХХ века известная как Святая инквизиция) издала сенсационный документ об условиях благословения однополых пар. А через пару дней Священный синод Элладской православной церкви (Афинская архиепископия, или государственная церковь Греции) издал энциклику, объясняющую неприемлемость однополой семьи с точки зрения прав детей.

Объемный ватиканский документ, названный «Запрос доверия», — это руководство для клириков о том, как проявлять «пастырскую близость» мирянам, состоящим в не узаконенных церковью отношениях. Речь идет не только об однополых парах, но и о любых внебрачных союзах, объединенных термином «нестандартные ситуации».

Текст пытается найти баланс между «твердым и неизменным» учением церкви о браке как вечном союзе одного мужчины с одной женщиной и современными реалиями, в первую очередь — западным брачным правом. Руководство составлено в ответ на запрос группы кардиналов, которые в июле обратились к папе с просьбой наконец сформулировать внятный ответ на новые правовые и социокультурные реалии.

Главная идея авторов (Дикастерию сейчас возглавляет соотечественник Франциска — аргентинский кардинал Виктор Мануэль Фернандес) сводится к тому, что помимо «ритуальных», литургических благословений в церковной практике существуют и неформальные, «спонтанные». Проще говоря, 

никакого особого обряда (тем более, не дай бог, приравненного к таинству брака) для «нестандартных» союзов быть не может, а вот вне каких-либо формальных обрядов клирики смогут благословлять «нестандартных» «без официального подтверждения их статуса».

На этом Ватикан хочет поставить точку в вопросе, уже много лет раздирающем католический мир на либеральный и консервативный, предупреждая: «Не следует ожидать никакого дальнейшего ответа о возможных способах регулирования деталей или практических аспектов благословений такого типа». Но ощущение недосказанности все же остается…

Предыдущий документ на эту тему Дикастерия выпустила в феврале 2021 года, он касался запрета на венчание ЛГБТ-пар. Теперь католическое «гендерное богословие» сделало следующий шаг: не благословляя сам образ жизни ЛГБТ-людей, церковь готова благословить их как детей Божиих, которых любит Господь, желающий их спасения. Сама жизнь, которую имеют люди, является благословением Божиим. И как, видя такое высокое благословение, церковь может отказывать в благословениях более низкого порядка? Полный отказ в благословении ЛГБТ-людям, на котором настаивают консерваторы, «может затмить безусловную силу Божией любви, составляющую основу жеста благословения», говорится в документе. Более того, «исчерпывающий моральный анализ не должен быть предварительным условием для дарования благословения», 

ведь церковь всегда благословляла грешников, но не на совершение греха, а на очищение и преображение по образу Христа.

Дикастерия даже намекает, что само по себе обращение ЛГБТ-людей за благословением означает некое раскаяние: «Тот, кто просит благословения у Церкви, признает последнее таинством спасения, которое предлагает Бог». Результатом этого движения души и ответа на него церкви должно стать «обогащение, исцеление и возвышение действием Святого Духа всего истинного, доброго и человечески ценного в их жизни и в их отношениях».

Во избежание скандалов Дикастерия запрещает преподавать такие благословения «одновременно с церемониями гражданского союза и даже в связи с ними» или допускать, чтобы какие-либо признаки (одежда, жесты или слова) в момент благословения напоминали о свадьбе. Наконец, в заключение вновь подчеркивается, что благословения «нестандартных» пар не содержат «намерения узаконить что-либо», а являются «призыванием Святого Духа, чтобы ценности Евангелия могли воплощаться в большей мере».

Между прочим, в самом Евангелии гомосексуальные отношения отдельно не выделяются (там осуждается «блуд» без конкретизации); неприятие их консервативными христианами основано на словах апостола Павла и на заповеди Ветхого Завета, а также на традиционном толковании сюжета о Содоме и Гоморре.

Православная греческая церковь в свежей энциклике ничего не говорит о благословении гомосексуалов. Оставляя за государством право регистрировать какие угодно союзы (в Греции однополые гражданские союзы узаконены в 2015 году), Афинский синод требует не допустить разрешения однополым парам усыновлять/удочерять детей. «Однополое воспитание», говорится в энциклике, «не удовлетворяет права детей иметь как отца, так и мать» и формирует у детей некие искаженные представления. «Дети, — рассуждают греческие митрополиты, — не являются ни домашними животными для тех, кто хочет чувствовать себя опекуном, ни «аксессуарами», которые узаконивают или делают социально приемлемым однополое сожительство». Афинский синод даже ссылается на решение Европейского суда по правам человека, 

трактуя понятие «подходящая семейная среда для взросления ребенка», которую обязано обеспечить государство, в том смысле, что ребенок должен получать как отцовское, так и материнское воспитание, а не какое-либо одно.

Фото: Natacha Pisarenko/Associated Press / East News

Никто не должен быть несчастен?

Между прочим, именно с проблемы дискриминации ЛГБТ-людей в вопросе об усыновлении/удочерении начинал проповедь своего «гендерного богословия» лет пятнадцать назад папа Франциск, тогда еще аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо. В нашумевшем фильме американского режиссера российского происхождения Евгения Афинеевского «Франциск» звучат такие слова понтифика: «Гомосексуалы имеют право на семью. Они дети Божьи… Никто не должен быть из-за этого несчастен». Автор фильма поясняет, что будущий папа говорил это в контексте обсуждения в Аргентине законопроекта об усыновлении гомосексуалами детей.

Уже взойдя на римский престол, Франциск несколько раз скандализировал консервативных католиков тем, что просил прощения у ЛГБТ-людей, целовал им руки, а недавно пригласил на обед в Ватикан целый автобус трансгендеров. Как отмечала «Новая», комментируя столь нестандартные поступки папы, в западном христианстве возобладала точка зрения, согласно которой

сексуальная ориентация обусловлена биологически, поэтому греховной является не она, а незаконные сексуальные отношения («блуд») или греховные страсти на этой почве.

Ряд протестантских церквей (в основном лютеранской или англиканской традиций) пришли к официальному уравниванию гетеро- и гомосексуальных браков, ну а в православии все по-восточному сложно (об этом — ниже).

По благословению Франциска почти три года назад Дикастерия доктрины веры, возглавляемая испанским кардиналом Луисом Ладария, издала первый осторожный документ против дискриминации гомосексуалов в католической церкви. Дикастерия призвала тогда епископов и священников оказывать помощь людям, проявляющим гомосексуальную ориентацию, «для понимания и полного выполнения ими Божьей воли в своей жизни». Самих ЛГБТ-католиков Ватикан призвал «придерживаться своего крещенского призыва» отвергнуть грех и устремиться к святости.

В то время Дикастерия еще не была готова разделить «литургические» и «внелитургические» благословения, поэтому объясняла, что церковь благословляет «только те реальности, которые сами по себе призваны служить» Божьему замыслу о человеке, в данном случае — только классический брак. В 2021 году Ватикан допускал лишь «благословения, данные отдельным лицам с гомосексуальными наклонностями, которые проявляют волю жить в верности раскрытым планам Бога, предложенным церковным учением», то есть — при невозможности вступить в гетеросексуальный брак — целомудренно.

Эпицентром борьбы за права таких людей в католической церкви стали епархии Северной и Центральной Европы — Германии, Нидерландов, Австрии и отчасти Франции. Их не устраивают «средневековые» подходы, поэтому полулегально в этих епархиях стали практиковать благословение однополых пар.

В сентябре прошлого года епископы Фламандии утвердили «литургическую» церемонию такого благословения, а в марте нынешнего года подобное решение приняли епископы Германии. Берлинский архиепископ даже опубликовал на своем официальном сайте список священников, к которым рекомендуется обращаться за совершением подобной церемонии. Новый документ ватиканской Дикастерии является шагом навстречу этим тенденциям. Американский священник-иезуит Джеймс Мартин противопоставляет документы 2021 и 2023 годов, отмечая большую основательность и проработанность последнего. «Сегодня — с некоторыми ограничениями — я могу совершить публичное благословение однополой пары. Вчера я не мог», — констатирует священник. 

Радикальное смягчение позиции Ватикана говорит о том, что там реально опасались раскола церкви в результате консолидированного протеста немецких епископов.

Ожидаемо католический мир разделился в своей реакции на новый документ. Позитивно его восприняли епископы Австрии, Германии и Франции — например, председатель конференции католических епископов Австрии архиепископ Франц Лакнер заявил, что священник больше не может отказать гомосексуальной паре в благословении. Французский архиепископ Эрве Жиро в интервью «Ля Круа» поделился личным опытом благословения ЛГБТ-пар и отметил, что решение Ватикана «основано на чудесном понимании благословения — в соответствии с Евангелием и образом Христа». А в заявлении конференции католических епископов США, чья паства более консервативна, звучат уже нотки самооправдания: «Учение Церкви о браке не изменилось, и декларация подтверждает это, одновременно прилагая усилия для сопровождения людей путем предоставления пастырских благословений, потому что каждый из нас нуждается в Божьей исцеляющей любви и милости». В подобном духе выдержано заявление конференции католических епископов латинского обряда в Украине, которая настаивает, что не может быть благословения на жизнь во грехе — «без призыва отказаться от греховной жизни гомосексуальных пар благословение может выглядеть как одобрение».

Еще не все национальные конференции епископов высказались на эту тему, но самую жесткую позицию на сегодня заняли католические иерархи Казахстана, Малави и Замбии, прямо осудившие ватиканский документ. Окормляющие Астанайскую епархию архиепископ Томаш Пета и епископ Афанасий Шнайдер назвали текст злым и чреватым «разрушительными последствиями». Благословение, рассуждают они, сопровождается призыванием имени Бога, которое оскорбляется, когда соединяется с «объективно греховным союзом». Казахстанские иерархи усмотрели унижение церкви в «пропаганде глобалистской и нечестивой гендерной идеологии» и запретили подчиненным им священником исполнять новое руководство Святого престола.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Православие: между «адельфопоэзисом» и анафемой

Было время, когда нынешний патриарх РПЦ, посвятивший свои лучшие годы экуменическим и православно-католическим контактам, высказывался о проблеме политкорректно. На встрече с генсеком Совета Европы в 2009 году Кирилл утверждал

«Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации. Это личное дело человека… Мы всегда выступали категорически против любых репрессий и дискриминации людей иной сексуальной ориентации».

В молодости Кирилл был ближайшим учеником митрополита Никодима (Ротова), дружившего с папами римскими и разделявшего реформаторские идеи и практики католического мира. Еще недавно (естественно, до начала СВО и связанной с этим международной изоляции РПЦ) патриарх говорил на Всемирном русском народном соборе: «Католическая церковь, несмотря на огромное давление со стороны внешнего мира, сохраняет верность евангельским ценностям». Об этом же говорится в декларации, которую Кирилл подписал вместе с папой Франциском в Гаване в 2016 году.

Конечно, официально православная церковь отвергает гомосексуальные союзы, но в ее древней традиции сохранялись представления о том, что сама по себе ориентация не зависит от сознательного выбора человека. В древнегреческих и древнеславянских требниках (вплоть до 1651 года) публиковался «чин братотворения» («адельфопоэзис»), внешне очень схожий с последованием таинства брака: «Мужчины, желающие вступить в союз, ставились перед аналоем [в центре храма, напротив царских врат], на котором лежали крест и Евангелие. В руки им давались свечи, священник соединял их руки, читались молитвы, Священное Писание. Священник водил их вокруг аналоя с пением церковных [тропарей], причащал Преждеосвященными Дарами. (…)». Некоторые историки предполагают, что обряд использовался для установления побратимских отношений между христианскими княжествами. Священник Павел Флоренский анализирует адельфопоэзис в книге «Столп и утверждение Истины», иллюстрируя с его помощью отличие любви как «агапи» и «фили» от любви как «эроса» (русским словом «любовь» переводятся сразу четыре греческих понятия, имеющих очень разные значения).

В нулевые годы в России полуподпольно предпринимались попытки венчать ЛГБТ-пары по православному обряду. Главным образом, этим занимались «альтернативные» реформаторские течения типа Объединения общин апостольской традиции, о чем снимались телесюжеты. В 2003 году действующий священник РПЦ Владимир Энерт в часовне в центре Нижнего Новгорода тоже совершил подобное и, разумеется, был лишен сана, а часовня была разрушена по приказу епархии.

В настоящее время противники консервативного подхода (они заявили о себе во время Всеправославного собора 2016 года) добиваются, конечно, не венчаний, а диалога и признания проблемы на богословском уровне. В Финляндской православной церкви ЛГБТ-прихожане допускаются до служения в качестве низших клириков (чтецов, певцов). В РПЦ, где от такого обсуждения отказываются, явление приобретает причудливые формы: 

о «голубом лобби» среди епископата говорится открыто, но соответствующие практики имеют статус «тайного предания», инициации с криминальным оттенком, через которую дается старт многим церковным карьерам и выстраиваются корпоративно-иерархические отношения наподобие тюремных.

Сегодня в России криминализована не только ЛГБТ-пропаганда (что бы это ни значило), но и принадлежность к виртуальному «международному движению ЛГБТ»*. Следуя новым правилам, РПЦ критикует католическую церковь за отступление от христианства . В ответ на новый ватиканский документ российские православные СМИ и блоги разразились «пророчествами» о том, что скоро начнется массовый исход консервативных католиков в РПЦ, а в католической церкви останутся только развратники и беспринципные политиканы. Как это напоминает заклинания пропаганды о том, что десятки тысяч морально здоровых американцев и европейцев, дорожащих традиционными семейными узами, уже продают все и направляются в Россию! Органичная часть той же виртуальной «реальности» России, в которой возрождается многодетная семья, наполняются храмы, бурно растет экономика и не осталось безработных…

* Верховным судом РФ признано экстремистской организацией.