«Великие мира сего» одиноки»
— Марина, вы не только известный психолог, но и председатель попечительского совета детского хосписа «Дом с маяком» и глава попечительского совета этого же фонда, который занимается в том числе помощью беженцам. Кроме того, вы известный коуч. Честно сказать, не все знают, чем обычный психолог отличается от коуча. Можете объяснить?
— Я скажу, что я под этим понимаю. Когда приходят люди с проблемами, то для меня очень важно, чтобы человек посмотрел и увидел реальность. Вот что на самом деле происходит. Не то, что все не так, все плохо, вот одна проблема, не знаю, что делать. И как только человек видит реальность, то, что на самом деле, вот эту картину мира, то… Как сказал великий Фромм: «Каждый знает решение своей проблемы, мы, каждый, знаем решение своей проблемы, но не всегда знаем, что мы это знаем».
Поэтому моя задача, чтобы как раз в разговоре с человеком, при внимательном слушании он не только увидел реальную картину мира, но и понял, что выбор есть там, где до этого казалось, что выбора нет. И начал уже думать о том, что делать в этой ситуации. И вот это очень важно — от какого-то, ну, может быть, сиюминутного или, наоборот, долгого бессилия важно прийти к пониманию, что вот он, выбор, и уже делать его на основании собственных ценностей, на основании собственных представлений. И здесь диалог как никогда нужен.
Например, «великие мира сего» — они одиноки на этой вершине, на которой они сейчас находятся, потому что вокруг них — зависимое окружение. Это их сотрудники, это члены их семьи, это их друзья. Вот все, что вокруг, — зависимо от них, от их власти, от их денег, от того статуса, который они имеют. И вот здесь очень важно, что был кто-то мог говорить с ними именно в режиме диалога, обсуждать все вопросы, не имея никакой заинтересованности.
Представляете вот эту жизнь в полной изоляции от внешнего мира?
—Да.
— Машина, офис, спецлифт… Очень многие, вначале не все, а потом практически все начинают говорить то, что этот человек хочет слышать. И вот диалог с другим независимым человеком, именно диалог субъектный, очень важен. Я считаю, что очень важно, чтобы каждый человек имел возможность такого диалога, особенно те, кто наделены властью.