Статья 243.4, которая появилась в УК в апреле 2020 года, довольно пространна, и не каждый взрослый осилит ее диспозицию в один присест: «Уничтожение либо повреждение расположенных на территории РФ или за ее пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России…» По части 2 (группа лиц) кощунникам светит хорошо если штраф до 5 млн рублей, а то и до 5 лет лишения свободы.
Сегодня государство готово простить маньяка и даже каннибала, «искупившего вину кровью» (в толковании Дмитрия Пескова), но не покушения — будь то словами или действиями — на «традиционные ценности».
Вечный огонь на символических могилах венчает их пирамиду: закидать его снежками в Заполярье — то же самое, что сжечь Коран в Чечне. Поэтому, читая сообщение из Норильска, мы уже дописываем — кто с испугом, а кто и с энтузиазмом — в своем воображении продолжение истории: по ходатайству следствия суд отправил родителей в СИЗО, а сами недоросли как очевидно неисправимые остаток детства проведут в специнтернате.
На самом деле Бастрыкин, находясь в сознании, дать указания о возбуждении уголовного дела, конечно, не мог. Он немало чудит, направо и налево возбуждая дела против лиц, вовсе не находящихся под юрисдикцией РФ, но все же он не один год рассказывал студентам, что первым условием состава преступления является субъект. Субъект должен быть вменяем, то есть кроме психического здоровья достичь возраста 16 лет (по некоторым преступлениям — 14 лет, но ст. 243.4 в этом перечне нет). В принципе дело тут может быть возбуждено «по факту», то есть в отношении «не установленных лиц», — но, не считая пиара, никакого смысла в этом нет, а смеху среди юристов будет много.
Откуда же взялось сообщение ТАСС, которое на следующий день в части указания Бастрыкина с его сайта исчезло? Проведя собственного следствие, устанавливаем: эта информация сохранилась на сайте группы любителей СК Sledcomru во «ВКонтакте», откуда ее, по-видимому, некритично позаимствовало ТАСС.
Объяснений тому несколько. Судя по сайту СК, не говоря уже о группе во «ВКонтакте»,
Бастрыкин ежедневно раздает такое количество поручений «проверить» и «возбудить», что мог что-то и подмахнуть не глядя.
В свою очередь, Красноярское и Норильское подразделения СК поспешили с гордостью отчитаться «о выполнении», отсюда это и попало на сайт Sledcomru. Тогда тут просто ошибка, вызванная своего рода «культом личности» Бастрыкина в рамках СК.
Эта «ближняя» и простая версия не исключает другой, расширенной и влекущей куда более серьезные следствия. В теории уголовного права и криминологии известен принцип экономии репрессии, то есть ограничения частоты и интенсивности ее применения в целях исправления заблудших и предупреждения аналогичных преступлений. Однако в сфере «патриотизма» аппарат насилия принципу экономии противопоставляет принцип показательности репрессии: ее подчеркнутой, до степени кошмара, интенсивности и частоты.
В сфере традиционных ценностей «правоохранительные органы» и суды функционируют как органы пропаганды — под знаком создания образа врага и запугивания.
Если с юридической точки зрения это явная накладка и казус, то с точки зрения пропаганды тут никакой ошибки нет.
Между тем в тот же день, 24 ноября, на саратовских новостных сайтах появилось сообщение, что установлены личности 14-летних подростков, жаривших хлеб на вечном огне в городе Энгельсе (фактически район Саратова). Видеозапись, сделанная одним из любителей тостов, появилась в сети 22 ноября. Саратовские сайты сообщают: «Сотрудники полиции провели с подростками профилактическую беседу. Родители будут привлечены к административной ответственности. Административные материалы направят в комиссию по делам несовершеннолетних».
Тут СК тоже встрял: его саратовское подразделение зачем-то «проводит проверку», но об уголовном деле, слава богу, речь не идет. Однако вечный огонь как символ как будто притягивает тех, кто склонен к подростковому протесту. Это реакция на навязывание подросткам навязших им в зубах «традиционных ценностей». Все-таки принцип экономии репрессии был более целесообразен — если хотите, с педагогической точки зрения.