— Базовый вопрос: что изучает современный фольклор?
— Слова, тексты, изображения, действия, которые влияют на поведение людей, в том числе эмоциональное. Они транслируются, видоизменяются. И самое важное здесь — именно трансмиссия. Исследователи даже придумали термин «прилипчивость» для определенных жанров фольклора, которые таким образом запоминаются.
Скажем, происходит что-то необычное, что связано со мной либо с миром вокруг меня. Эта стратегическая информация упаковывается в форму фольклорного текста. Помните, мем про котиков? Торговки продают рыбу, рядом сидят коты, и несколько надписей таких в пузырях: «Рыбов продОете?» — «Нет, показываем». — «КрОсивые». И дальше это транслируется на все аспекты человеческой жизни, которые тревожат. «Зарплату выдОете?» — «Нет, только показываем». — «КрОсиво», «Льготы даете?» — «Да нет, показываем». — «КрОсивые».
— Лубок?
— Практически да. Эта картинка похожа на лубочные картинки XIX века, но в целом мем даже не нуждается в подписи, это мгновенно считываемая эмоциональная реакция, которая и встраивается в нашу действительность. Мем часто оторван от контекста. Например, «упоротый лис» — известное чучело Адель Морзе. Оно встраивается, например, в картинку с бездомными и брошенными собаками — и привлекает внимание к определенной социальной проблеме. Мем похож на китайское полотенце, которое в сжатом виде — маленький шарик, а попадает в воду и становится большим, люди им вытираются и радуются. А дальше высыхает, и до новой «воды» китайское полотенце хранит в себе весь спектр эмоций, которые потом раскрываются с новой силой.