Молчать в голову ударило
Самые массовые протесты за всю историю Казахстана, после которых в ряде городов республики начались погромы (власть называет их «террористической атакой извне»), запомнились горожанам помимо прочего тотальным отключением интернета, а в нескольких регионах — и связи. Частично это обосновывалось введением режима чрезвычайного положения, при котором связь может блокироваться по усмотрению военных комендатур города. Однако технология отключения интернета даже в этих условиях вызывала вопросы. Помимо блокировки мобильного интернета, с которой сталкивались и другие государства — Россия в Москве и Ингушетии во время протестов, Беларусь во время революции 2020 года, — в Казахстане был выключен и весь проводной интернет: единый провайдер «Казахтелеком» просто нажимал на рубильник и включал его в строго определенные часы. Официальное объяснение заключалось в том, что блокировка сетей нужна для того, чтобы напавшие на Казахстан бандиты не могли координировать между собой свои действия. Но это не объясняет более-менее стабильной работы интернета в стране по утрам (видимо, в это время «боевики» должны спать) и иногда по вечерам. Хотя кое-какое объяснение все же есть: подобные нестыковки — часть функционирования системы «суверенного Казнета» (по аналогии с такой же системой в России). Системы, которая оказалась не очень жизнеспособной.
На этом месте надо вспомнить несколько технологических инноваций, которые в Казахстане внедряли для облегчения своей работы спецслужбы («Новая» писала об этом):
- введение системы СОРМ для контроля над связью и интернет-трафиком в стране;
- обязанность регистрировать не только телефонные номера, но и телефонные аппараты (в результате чего, в частности, нельзя было переставить сим-карту с одного мобильника на другой);
- попытка установки по всей стране обязательного сертификата безопасности в интернете, который, по факту, оказался программой-шпионом, позволяющей перлюстрировать практически весь трафик пользователя (попытка провалилась, хотя из-за этого на некоторые казахстанские сайты до сих пор невозможно зайти из России);
- кроме того, законодательно все казахстанские сайты были объявлены СМИ, а их хостинги должны были быть на территории республики. Это означает, что в случае отключения интернета их функционирование прекращается для всех.
Иными словами, интернет в Казахстане полностью зарегулирован и находится под контролем властей. К тому же, по данным директора некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Михаила Климарева, в республике частично действует система фильтрации трафика — тот самый DPI, который являет собой основу «суверенного Рунета». В данном случае — «суверенного Казнета».