Комментарий · Политика

США возвращаются, «министр Нет» и «муж курицы»

На 76-й Генассамблее ООН идет «Неделя на высоком уровне». Выступают лидеры стран

Александр Панов , собкор «Новой», Вашингтон
Коронавирусные ограничения в рассадке делегаций. Фото: Mary Altaffer-Pool / Getty Images

Пандемия коронавируса и климатические изменения стали главными темами общеполитической дискуссии на 76-й Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке. В центре внимания оказались речи лидеров США и КНР.

Как всегда, в кулуарах проходят двусторонние и многосторонние переговоры. Часть встреч — с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и главами Quad («четверки», куда кроме США входят Индия, Австралия и Япония) — президент Байден перенес в вашингтонский Белый дом.

«Неделя на высоком уровне», или, как ее образно назвали американцы согласно своим реалиям, «дипломатический Супербоул (кубок по американскому футболу)», стартовала во вторник, 21 сентября, а завершится в понедельник, 27 сентября. 109 мировых лидеров обратятся к Генеральной ассамблее лично или с видеопосланиями.

В штаб-квартире ООН открыт мобильный пункт, где каждый желающий может привиться вакциной «Джонсон и Джонсон». От постоянных сотрудников Организации Объединенных Наций потребовали обязательной вакцинации от COVID-19. Дошло до анекдотической ситуации. Президент Бразилии Жаир Болсонару, по традиции выступивший первым (Бразилия открывает общее заседание начиная с 1950 г.), объявил, что не делал себе прививок. По санитарным правилам, действующим в Нью-Йорке, без справки о вакцинации 

президент-антиваксер не мог быть допущен в здешние рестораны и был вынужден перекусывать пиццей прямо на улице, вместе с другими членами бразильской делегации.

Президент Болсонару вынужден был есть на улице как антиваксер. Фото: Reuters

В прошлом году дискуссия на Генассамблее шла в основном «по удаленке» — в формате видеоконференции, а в зал допускалось всего по два человека от каждой делегации. В этом году допустили по четыре человека. Часть переговоров проводилась в смешанном формате: реально и виртуально.

Владимир Путин не приехал и не стал записывать обращение, как это сделали президент Китая Си Цзиньпин и Ирана Ибрагим Раиси. Вместо него не в первый раз Россию на Генассамблее представлял министр иностранных дел Сергей Лавров.

Дебаты сопровождались докладом Генсека ООН Антониу Гутерриша «Наша общая повестка дня» — она ставит перед международным сообществом задачи на ближайшие 25 лет. На этой сессии главы государств и правительств говорили о борьбе с тремя К:

  • коронавирусом,
  • климатическими рисками и
  • конфликтными ситуациями.

Впервые со времен Барака Обамы США вновь говорят о глобальном сотрудничестве, без которого не ответить на глобальные вызовы. Новые идеи и новые подходы — этого ждут от нынешней сессии.

«Появиться, выслушать и повести за собой»

Джозеф Байден впервые выступил перед Генассамблеей в роли президента. Необходимая вводная: за последний месяц внешней политике США были нанесены серьезные удары. Сначала хаос, вызванный уходом из Афганистана, в сочетании с быстрым захватом страны талибами*.

Белому дому пришлось признать катастрофический авиаудар в Афганистане, в результате которого погибли только мирные жители, включая детей.

Выступление Джо Байдена. Фото: Reuters

Новый американо-австралийско-британский пакт AUKUS спровоцировал конфликт в отношениях с Парижем, когда существующий контракт на производство флота из 12 французских подводных лодок для Австралии был отменен в пользу сделки, заключенной между тремя англоязычными странами и дающей Австралии ядерные военные технологии.

А еще — инфляция и пандемия, на южной границе — очередной кризис с беженцами, в Конгрессе никак не согласуют программу развития инфраструктуры, стимулирования экономики и повышения налогов для корпораций и богачей, общая цена реформ — 4 триллиона долларов. В итоге 

рейтинг Байдена упал за месяц на 6 пунктов — до 43 процентов.

«Среди избранных президентов со времен Второй мировой войны только Дональд Трамп имел более низкий рейтинг одобрения работы, чем Байден, в аналогичный период их президентства», — отмечают социологи из службы Гэллапа.

В своем обращении Джо Байден отметил, что Америка «вернулась за стол переговоров на международных форумах», Вашингтон вновь присоединился к Парижскому соглашению по климату и Всемирной организации здравоохранения, что является отменой решений Трампа, и стремится снова занять место в Совете по правам человека ООН в следующем году.

От COVID-19 в мире погибли 4,5 миллиона человек, в США — 670 тысяч, Байден назвал это глобальной трагедией и пообещал, что к 160 миллионам доз американских вакцин, отправленных в 100 стран, будет добавлено еще 500 миллионов доз вакцины Pfizer. Всего администрация стремится передать другим странам 1,1 миллиарда вакцин. «Иными словами, на каждую прививку, которую мы сделали в Америке на сегодняшний день, мы обязались сделать три остальному миру», — отметил Байден. Цель уже в будущем году — вакцинировать не менее 70 процентов населения в каждой стране.

Президент обещал 100 миллионов долларов для поддержки малоразвитых стран в борьбе с изменением климата в развивающихся странах. План Байдена предусматривает сокращение вредных выбросов на 50% к 2030 году. Правда, чтобы выполнить обязательства по климату, президенту США потребуется поддержка Конгресса, где у «зеленого плана» хватает скептиков и противников, особенно в лице законодателей из «угледобывающих» штатов. Саммит по климату пройдет через шесть недель в шотландском Глазго.

Помимо коронавируса и климата, Байден говорил о необходимости защищать права человека в мире и противостоять авторитаризму. Конкурировать, но не вступать в конфронтацию. «Мы не стремимся к новой холодной войне или миру, разделенному на жесткие блоки», — заявил Байден. В своем обращении он вообще ни разу не произнес слова «Китай» или «Россия», но было понятно, к кому обращался американский президент, когда говорил о киберугрозах, о свободе судоходства, о диктате сильных государств слабым. 

«Будущее будет принадлежать тем, кто дает своему народу возможность дышать свободно, а не тем, кто пытается задушить свой народ железной рукой», — отметил президент США.

Байден назвал неприемлемым угнетение расовых, этнических и религиозных меньшинств в китайской провинции Синьцзян, на севере Эфиопии или где-либо еще в мире. Он также упомянул Чечню и Камерун — как места, где нарушаются права ЛГБТ-сообщества, что немедленно вызвало реакцию Рамзана Кадырова («У нас нет петухов, у нас только куриные мужья»).

Белый дом хочет увеличить вдвое прием беженцев: с 62,5 тысячи в 2021 финансовом году до 125 тысяч в 2022 финансовом году, здесь тоже нужна поддержка Конгресса.

Специальный посланник президента США по вопросам климата Джон Керри провел встречу с министрами стран Средней Азии, бывших республик Союза, в формате C5 + 1, на которой Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Кыргызстан и Казахстан взяли на себя обязательства по борьбе с изменениями климата.

Администрация Байдена отменила запреты на поездки в Америку времен Трампа, наложенные примерно на 33 страны, включая государства — члены ЕС, и позволит вакцинированным путешественникам отовсюду въезжать в Соединенные Штаты начиная с ноября.

И наконец, по инициативе Байдена состоялся телефонный разговор с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Президенты договорились встретиться в Европе в конце октября, чтобы «достичь взаимопонимания». Сообщено, что посол Франции вернется в Вашингтон на следующей неделе. Подлодки — это далеко не первый случай, когда Париж и Вашингтон ссорятся. Вспомним критику войны в Ираке президентом Шираком и «французскую картошку», моментально переименованную обиженными американцами в «картофель свободы». В отличие от Трампа, Байден, похоже, готов, если нужно, и звонить, и мириться. От лозунга «Америка превыше всего» к формуле «Строить лучший мир снова вместе». Или как выразился госсекретарь Энтони Блинкен: «Мы считаем, что это важно, когда Соединенные Штаты появляются [на международной арене], слушают [мнения других стран] и ведут [за собой]; это дает нам уникальную платформу, чтобы объединить других для решения великих проблем нашего времени». Слово «вести», «лидерствовать» — ключевое.

Китай говорит. Удаленно. Фото: Reuters

Китайская платформа

Как говорят дипломаты, «на полях» Генассамблеи прошло множество переговоров, из которых выделяются виртуальный саммит по COVID-19 и встреча G-20 на уровне глав внешнеполитических ведомств по Афганистану (тоже по видеосвязи), а также заседание министров пяти постоянных членов Совета Безопасности, посвященное Ирану и Афганистану (китайский министр участвовал в ней виртуально). После речи Байдена участники форума ООН и мировая пресса ждали выступления лидера Китая — в записи.


Главная позитивная новость — Си Цзиньпин заявил, что Китай прекратит финансирование угольных энергетических проектов за рубежом.

Генеральный секретарь Антониу Гутерриш, который открыто выражал беспокойство по поводу ожесточенного соперничества между Китаем и США, сказал, что его воодушевили «лидеры двух крупнейших экономик мира в отношении их приверженности делу борьбы с изменением климата». Заявление китайского лидера стало неожиданным шагом, отмечают американские СМИ, призванным поднять авторитет его страны в общих усилиях по сдерживанию выбросов парниковых газов. Китай производит самую большую долю выбросов — как крупнейший производитель угля внутри страны и крупнейший инвестор угольных электростанций за рубежом. Глава КНР ничего не сказал об угольных электростанциях Китая внутри страны, никаких новых заявлений о планах по сокращению выбросов к 2030 году, кроме повторения обещания достичь пика выбросов до конца этого десятилетия. США и партнеры ставят другую цель: рост глобальной температуры не должен увеличиться больше чем на 1,5 градуса по Цельсию, при превышении мир столкнется с гораздо большей вероятностью разрушительных климатических последствий.

Новый президент Ирана, входящий в американские санкционные списки, выступил на Генеральной ассамблее с резким осуждением США, назвав американскую мощь в мире «неуместным злом». «Сегодня мир не заботит «Америка прежде всего» или «Америка вернулась», — сказал Ибрагим Раиси в записанном обращении. Это было его первое выступление перед мировым сообществом, в котором он назвал американские санкции «новым способом войны США с другими странами». Раиси ничего не сказал о застопорившихся переговорах, направленных на спасение ядерного соглашения 2015 года, от которого Трамп отказался в 2018 году, а Байден пытается восстановить. Представитель министерства иностранных дел Ирана заявил, что переговоры в Вене, направленные на возрождение соглашения, после приостановки на несколько месяцев «скоро возобновятся».

В целом тон на глобальное сотрудничество, заданный Генсеком ООН, президентом США, британским премьером, на этой сессии пока превалирует. Когда материал уже был отправлен в редакцию, с трибуны ООН должен был выступить Сергей Лавров, которого издание Foreign Policy назвало «Министром Нет», видимо, по аналогии, а может быть, позабыв, что в годы холодной войны «Мистером Нет» американцы называли Андрея Андреевича Громыко. История повторяется — как обычно, на новом витке.

P.S.

«Новая» продолжает следить за выступлениями лидеров стран в ходе «Недели на высоком уровне».

* организация признана террористической и запрещена в России.