ИнтервьюПолитика

Что сказала «Щука» про «Барракуду»

Причины отказа Австралии от французских подлодок в пользу американских

Этот материал вышел в номере № 107 от 24 сентября 2021
Читать

Вечером, 22 сентября, по просьбе президента США состоялся телефонный разговор Байдена с президентом Франции Макроном, в ходе которого были предприняты первые шаги в попытке урегулировать ситуацию между странами в связи с разрывом сделки по строительству подлодок для Австралии в пользу США. Беспрецедентный кризис между союзниками по НАТО разразился на прошлой неделе, когда стало известно, что Австралия отказалась от строительства на верфи в Аделаиде дизельных океанских подводных лодок, созданных на основе программы «Барракуда» по проекту и при участии судостроителей Франции на сумму 66 млрд долларов.

Новая французская атомная подводная лодка «Сюффрен» класса «Барракуда» во время ее официальной презентации. Фото: Eliot Blondet / ABACAPRESS.COM / ТАСС

Новая французская атомная подводная лодка «Сюффрен» класса «Барракуда» во время ее официальной презентации. Фото: Eliot Blondet / ABACAPRESS.COM / ТАСС

Одновременно было объявлено о создании нового трехстороннего военного союза AUKUS, как считают иностранные обозреватели — против Китая. При этом никакой серьезной активности южнее Вьетнама китайский флот не демонстрирует. Такие воинственные изменения в оборонной политике Австралии тем более удивительны, что Китай является ее главным внешнеторговым партнером, на его рынки уходит 40% австралийского экспорта (в США — 5,3%, в Великобританию — 4,16%), и с каждым годом его доля увеличивается. Официально Австралия решила строить с помощью США и Великобритании собственные ядерные многоцелевые подлодки. Считается, что все было решено между Байденом и премьером Великобритании Джонсоном на июньском саммите G7 в Англии, где присутствовал ничего не подозревавший Макрон. Французские и европейские политики сделали ряд крайне резких заявлений в адрес Вашингтона. Франция временно отозвала послов из Австралии и США. Среди политиков имели место разговоры о ее выходе из военной организации НАТО.

«Новая» поговорила о французском проекте «Барракуда», подоплеке конфликта и особенностях ситуации с военной точки зрения с командиром одной из наших атомных многоцелевых подлодок проекта 971 «Щука» (фамилия командира и запись интервью имеются в редакции).

Почему австралийцы отказались от дизельных подлодок в пользу атомных?

— Этот поступок не получится истолковать исключительно с военной точки зрения. Тут важную роль сыграли также политические и экономические соображения. Разумеется, и сами французские лодки прилично дешевле, и запчасти для них дешевле и доступнее на рынке. Они проще в обслуживании, для них легче подготовить персонал.

Однако американцы дают под совместный проект австралийских ядерных лодок огромный кредит под маленький процент. Вот и начнут они строить свою австралийскую атомную промышленность: собственную военную радиоэлектронику, развивать материаловедение, металловедение, физику атомного реактора, химию, биологию. Это будет рывок в науке, который впоследствии принесет немалые деньги.

Но в Аделаиде до сих пор строились только дизельные подлодки чужих проектов, своих никогда не было.

—Да, строили субмарины Collins по шведскому проекту.

И нареканий на качество их изготовления было немало.

— Действительно, проблемы были. Но теперь зайдут американцы со своими банками, корпорациями и технологиями. И двадцать лет австралийцы будут только учиться. Например, для того чтобы переподготовить командира атомной подлодки с дизельной по нашей морской практике, нужно около шести лет. А по их практике — пятнадцать.

Но ведь в Австралии нет промышленной базы для такого строительства, ВПК не развит.

— Вот в этом и соблазн: создать за американские кредиты свой современный ВПК. Лодочные реакторы привезут из США, конечно. Но контрольные береговые станции, перезарядка реакторов и много чего еще будет делаться в Австралии. Запчасти ведь дорого возить, будут стремиться локализовать производство. Все будет как с автомобилями: строили вроде бы французы, а через десять лет, глядишь, — уже наши.

Насколько весь цикл атомной лодки — строительство, эксплуатация, утилизация — дороже, чем у дизельной, от которой отказались?

— Примерно в десять раз. При средней цене дизельных около 300 млн евро за атомоход придется выложить более двух миллиардов.

При качественном и грамотно организованном обслуживании эксплуатация атомной лодки обойдется не намного дороже. А вот утилизация — реальная головная боль.

У нас в таких случаях говорят: «Хочешь разорить страну — подари ей крейсер». Эта фраза родилась еще на царском флоте.

Многоцелевые атомные лодки всегда взаимодействуют с большим надводным флотом. Австралии придется его построить?

— Нет, Австралия может взаимодействовать с Японией, у которой просто великолепный флот, с американскими моряками. У США для этого достаточное количество баз на западном побережье. Для атомных подлодок в большей степени важна морская авиация и специальная спутниковая группировка. Все это австралийцам будет предоставлено. Ну и про Великобританию, третьего члена нового военного союза, не надо забывать.

Ранее считалось, что австралийские подлодки должны встретить противника на рубеже Большого барьерного рифа. Это была оборонительная концепция.

— Да, теперь все рубежи для них выдвигаются далеко в океан — как минимум на дальность пуска крылатых ракет. С точки зрения стратегии гораздо важнее понять, зачем вообще Австралии такие военно-морские средства? У нее же врагов нет! Страну втянули в новый военный союз как давнего военно-политического партнера Англии. Теоретически там может появиться и Канада, это тоже тихоокеанская страна.

У Франции, которая заслуженно считается океанской морской державой, пять многоцелевых атомных подлодок. У Австралии будет восемь. Какие возможности она теперь получит?

— Их зоной действия станет тихоокеанский регион, в котором они будут противостоять Китаю, Индии и России. Пусть вас не обманывает цифра «восемь». С учетом неизбежного обслуживания в базе, текущего ремонта и обучения персонала на боевом дежурстве будет две.

Французы им, конечно, не соперники будут, у них только пятая лодка в строй вошла, и по плану других нет. Но ведь и военного противостояния у Франции ни с кем нет. Французы не строят планов против Китая или Индии.

Эммануэль Макрон во время презентации подводной лодки «Сюффрен» класса «Барракуда». Фото: Ludovic MARIN / Pool / ABACAPRESS.COM

Эммануэль Макрон во время презентации подводной лодки «Сюффрен» класса «Барракуда». Фото: Ludovic MARIN / Pool / ABACAPRESS.COM

Когда еще собирались обновлять флот дизельными лодками, на конкурсе были объявлены условия, по которым они должны оперировать в районе Персидского залива.

— А теперь все изменилось. На атомной лодке длительность использования зависит только от количества продовольствия на борту. Они смогут подходить и к китайским базам, и к нашим. Хоть на Камчатку.

То есть через десять лет мир увидит новую глобальную военно-морскую державу?

— Знаете, это сегодняшние расчеты. Технологии так быстро изменяют облик оружия и флотов, что через десять лет штабы могут обнаружить, что не в ту сторону развивали военно-морские силы. По моему мнению, уже сегодня небольшие дизельные подлодки, особенно с воздухонезависимыми двигателями, способны составить конкуренцию атомоходам, и уже составляют ее в своей ближней морской зоне.

Следующее поколение ДПЛ разрыв между ними может сократить еще сильнее. Взгляните на новейшие японские дизельные подлодки с литий-ионными батареями «Сорю». Не исключено, что в близком будущем дешевле будет содержать не менее эффективные лодки на новых типах аккумуляторов.

Но все равно ключевым остается вопрос: зачем это все Австралии? Ну какая она, в силу своего географического положения на краю света, морская держава? Тут интересны детали. Контракт с французами был заключен совсем недавно. Значит, это решение сиюминутное.

Австралии выгоден этот разрыв контракта. Они начнут развивать свою ядерную энергетику и вовсе не только военную. Они вынуждены будут параллельно развить множество совершенно новых для них видов промышленности.

Все, что нужно для этого, есть в подводной лодке. Кроме того, австралийцы войдут в американские научные и промышленные ноу-хау. Уже и не так важно, построят они восемь или две лодки.

Мое мнение: австралийцы не станут реально воевать с китайцами, если до того дойдет. Себе дороже. Вообще, реальная готовность ведущих стран к войне с современной мотивированной армией для меня неясна.

Когда бываю в Европе, вижу, что длительная историческая пауза после холодной войны, когда и сама армия воспринимается обществом и военными просто как некий статусный атрибут, расслабила личный состав. 

Итак, вы предполагаете, что к грядущей сделке ведет интерес Австралии к развитию своей промышленности и интерес США к обретению сильного союзника на море для военного противостояния с Китаем.

— Да, и это свежее решение. Думаю, оно принято уже при нынешней администрации: Трамп деньги экономил. А сейчас американцам предстоит потратить на перевооружение подводного флота Австралии несметные суммы. Политическое оправдание для внутреннего употребления может быть таким: да, в Афганистане вышло не очень, но у нас и враги другие — Китай и Россия, и вот мы к борьбе с ними подтянули Австралию. Но, повторюсь, никто не представляет, как Австралия будет воевать в реальности. В том числе и ее союзники.

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон. Фото: ЕРА

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон. Фото: ЕРА

Индия нашу ядерную подлодку арендовала. Никто в другую страну такую технологию еще не передавал, ведь это высшие приоритеты государственной безопасности. Не будет ли утечек?

— Мы подробностей контракта не знаем, там вопросы безопасности должны быть прописаны. Но утечки, конечно, будут. В первую очередь, утечки в саму Австралию.

Я убежден, что для страны это реальный шанс продвинуться из страны второго десятка в первый. Возможно быстрое развитие самых современных отраслей за чужие деньги, раз уж США решились их потратить ради своих политических целей. Роль администрации Байдена мне кажется несомненной.

Хотя пока я не уверен, что этот совместный проект США, Великобритании и Австралии приобретет жизненные формы. До сей поры это лишь намерения. По факту они всего лишь «кинули» французов по достоверно не установленной причине.

Читайте также

AUKUS — особое англосаксонское содружество

Что стоит за созданием соглашения о совместном оборонном сотрудничестве США, Великобритании и Австралии

Все может быть даже еще проще, французов ведь предупреждали: не затягивайте проектирование, не увеличивайте цену! Франция страстно желала этого контракта. При отсутствии необходимых специальных судостроительных мощностей в Австралии она рассчитывала совершить рывок и в своем судостроении тоже.

Однако их проект совершенно «сырой». Наконец, Австралия и ее консультанты из Великобритании поняли, что от контракта надо отказываться любым способом, пока неустойка невелика. Конкретный товар — проекты, проработки — в основном отсутствует.

Австралийцы пожаловались старшим партнерам в Великобритании, те подтянули американцев. Результат — их совместное заявление о строительстве атомоходов. Франция в гневе,

весь мир удивляется: а зачем Австралии атомные лодки, как их содержать, если она не может справиться даже с содержанием дизельных подлодок?

Ответ прост: это все слова, но контракта с Францией больше нет. Схлынет волна возмущений, и может быть принято взвешенное, более экономное решение — например, купить лодки у Южной Кореи, ФРГ или Японии.

То есть это мог быть способ отказать французам, когда они уже начали тратить деньги по договору?

— Это не исключено. По-всякому жизнь поворачивается. Помните историю с французскими «Мистралями»? Ведь они нам отказали в поставке в самый последний момент, множество наших моряков уже прошли обучение на французской технике, получили все необходимые сертификаты. Так вот, сегодня они чрезвычайно востребованы как специалисты, а ведь были обучены бесплатно. Два экипажа обучены французами на оценку «отлично»!

Востребованы на флоте?

— И на флоте, и на гражданке, и в военной промышленности. Вот что значит грамотно организованное международное сотрудничество!

Читайте также

Казалось бы, при чем здесь «Мистрали»?

Австралия отменила контракт на поставку двенадцати подлодок из Франции, чтобы купить их у США. Стоимость вопроса: 56 миллиардов евро и дипломатический скандал

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow