Белорусский анархист Николай Дедок во время судебного заседания рассказал о пытках и избиениях во время задержания в ноябре прошлого года. Его рассказ опубликовала «Медиазона».
По словам Дедка, 11 ноября в квартиру, в которой он жил, вломились семь силовиков: трое в штатском, четверо — в форме. Сопротивления при задержании он не оказывал, но его, несмотря на это, сразу стали избивать, интересуясь, есть ли в квартире камеры видеонаблюдения.
Дедка положили лицом в пол, после чего, как он понял по шагам, силовики провели «осмотр помещения». При попытках пошевелиться его били. Перед обыском один из сотрудников, которого анархист опознал как Тарасика Ивана Александровича, сказал: «Сейчас поедем в гестапо, там ты будешь плакать и ненавидеть себя». Как понял анархист, так силовики называли здание ГУБОПиК в Минске.
Обыск силовики провели в присутствии понятых, в которых анархист узнал своих соседей. «В целом обыск проводился поверхностно, скорее для вида», — сказал Дедок.
Анархист рассказал о пропаже части своих вещей, а также о том, что ему подкинули бутылки с зажигательной смесью. По его словам, в последнюю очередь силовики вместе с ним и с понятыми пошли на кухню:
«Когда я заходил, на столе уже стояла бутылка с желтой жидкостью. Я сказал, что это не мое, и тогда сотрудники начали искать поддержки у понятых, спрашивали, видели ли они, как доставались бутылки. Те сказали, что видели. У понятых также спрашивали, чувствуют ли они запах нефтепродуктов. Они сказали, что чувствуют».
Анархист отметил, что даже в присутствии понятых его угрожали ударить, но те не обращали на это внимания. Когда же понятые не замечали, сотрудник старался нанести анархисту удар исподтишка.
После этого силовики записали видео с Дедком, где он дает признательные показания. Перед записью его сначала ударили, а затем — отправили в кладовку площадью метр на полметра, куда пустили слезоточивый газ. Один из сотрудников подпер дверь собой. Тогда Дедок заявил, что он скажет все, что от него требуется.
В ГУБОПиК в Минске Дедка привезли около 01:30 ночи, по дороге, как сообщил анархист, его не били. Там у него стали требовать пароль от жесткого диска, он сказал им пароль от операционной системы, но, по словам силовиков, он не подходил. Один из сотрудников сказал: «Коля, сейчас будет больно». В другом кабинете Дедка начали избивать. Силовики угрожали применить к нему электрошокер, изнасиловать его дубинкой и говорили, что будут мочиться на него.
«После четырех или пяти избиений я дал им пароль от жесткого диска, записав его на листике бумаги. Но компьютерщик его неправильно ввел [и меня стали бить]. Так как одна рука у меня была отстегнута, я пытался ею укрываться и мне отбили несколько пальцев. Сотрудник в черном поднял мою голову и стал [бить по ней]. И так несколько раз, пока компьютерщик не ввел пароль правильно», —
сказал Дедок. По словам анархиста, «компьютерщик», после получения доступа к его аккаунту, отправил сообщение его девушке со словами, что с Дедком все в порядке. При этом задержанного били и просто так:
«Мне угрожали, что если я не скажу требуемое, то к шести утра будут приходить другие сотрудники ГУБОП и меня будут бить все по очереди. Я опять спросил, за что меня бьют, если я дал требуемую информацию. На что Тарасик ответил: "За то, что ты есть"».
Дедок рассказал, что пытки и избиения продолжались всю ночь. Когда его посадили в машину, чтобы отвезти в ИВС на улице Окрестина, на панели автомобиля было 05:24. «Когда меня привезли в ИВС, они спросили, откуда у меня побои, но сотрудник ГУБОПиК ушел только когда закончился обыск — для свидетельства, что я не жалуюсь», — сказал анархист.
Дедок отметил, что после его задержания угрозы поступали и его близким. «Несмотря на эти угрозы, я настаиваю, что не признаю себя виновным. Моя деятельность носила и будет носить гуманистической и просветительский характер с конечной целью — построение свободного общества», — заявил он.
МВД Беларуси опубликовало видео с анархистом 12 ноября. В милиции утверждали, что тот несколько лет был администратором телеграм-канал «Мiкоlа», «где публично призывал к участию в массовых беспорядках и совершению акций «прямого» действия». На записи Дедок рассказал, что также администрировал каналы «Прамень» и «Дедок», на его были лице видны следы побоев. МВД утверждало, что он сотрудничает со следствием и дает признательные показания.