Перед выборами в Мосгордуму и выборами губернатора Санкт-Петербурга широко рекламируется «умное голосование» — за того, кто имеет больше всего шансов победить кандидата от «Единой России». Но это — не «умное голосование». Помните одно из следствий из законов Мэрфи? «Любая сложная задача имеет простое, легкое для понимания неправильное решение». Полезно напомнить, что точно такими же — простыми, внешне привлекательными, но категорически неверными по результатам, — были две более ранние, предложенные теми же инициаторами и столь же разрекламированные стратегии: «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России» в 2011 году и «Бойкотируй выборы президента» в 2018 году.
от редакции
Накануне выборов 8 сентября «Новая» начинает дискуссию о перспективах оппозиционной мобилизации избирателей и, в частности, о работе системы «умного голосования», предложенного Алексеем Навальным, в рамках которой избирателю предлагается на каждых выборах и в любом округе проголосовать за кандидата, имеющего шансы победить представителя власти — вне зависимости от идеологических взглядов и программы такого кандидата. Первый текст представляет собой критику такой платформы, в ближайших номерах газеты — аргументы сторонников «умного голосования».
Нет сомнения: то, что устроено властями на выборах Мосгордумы, где подавляющее большинство оппозиционных кандидатов не допущены к выборам, — издевательство над избирательными правами граждан.
Точно такое же издевательство устроено и на выборах губернатора Петербурга, к которым кроме присланного Кремлем временного градоначальника Александра Беглова допущены только те, кто договорился со Смольным о прохождении «муниципального фильтра» и не представляют для Беглова никакой опасности.
Как вести себя избирателю?
«Регистрируйтесь на нашем сайте, и ближе к выборам мы вам скажем, за кого голосовать», — сообщают организаторы «умного голосования». Они оценят — кто имеет больше шансов победить «единоросса», того и надо поддержать, кто бы он ни был. Коммунист, сталинист, жириновец — неважно. При этом, как заявляет один из организаторов процесса Леонид Волков, поскольку на выборах в МГД «выбирать не из кого, мы наберем в список «Умного голосования» буквально всякий сброд».
И повторяет: «Будет пара приличных людей, но в основном — сброд. Но это тоже сломает игру «Единой России», Путина, Собянина»…
Хотите «сброд» в депутаты? Я — не хочу. И другим не советую.
Скриншот с сайта vote2019.appspot.com
В Петербурге «умное голосование» пропагандируется через лозунг «За любого, кроме Беглова», чтобы не позволить протащить Беглова в первом туре выборов.
Однако, это — не «умное голосование», а совсем наоборот.
Определение оптимального поведения на выборах — непростая задача.
Ответ на нее зависит, в том числе от правил выборов — а они на разных выборах разные. Уже поэтому, кстати, нет и не может быть никакой единственно верной для всех выборов «однолинейной» стратегии в виде «умного голосования», которая никакие особенности выборов не учитывает, а предлагает поддержать «меньшее зло».
Правила выборов в Мосгордуму (п. 13 ст. 76 Избирательного кодекса Москвы) таковы: выборы проходят в один тур, и побеждает тот кандидат, который набирает больше голосов, чем остальные.
Это означает, что бессмысленно не приходить на выборы — вы вообще ни на что не повлияете.
Можно сделать бюллетень недействительным — но это не повлияет на результат выборов в МГД. Единственное, для чего это важно: если предлагается выбор из заведомо неприемлемых вариантов, ни один из которых не устраивает, то большое количество недействительных бюллетеней (они считаются отдельно) — показатель несогласия с таким способом отбора кандидатов.
Значит, надо голосовать — но за кого?
За того из кандидатов, кто может выиграть у «единоросса»?
Это однажды уже было. На выборах Госдумы 2011 года, когда нас призывали голосовать «за любую партию, кроме партии жуликов и воров».
Что мы получили потом, помните?
Мы получили в Госдуме огромное количество коммунистов и «эсеров», которые очень быстро стали неотличимы от депутатов «Единой России» и ЛДПР.
И все эти четыре оттенка серого в составе «бешеного принтера» голосовали за «закон Димы Яковлева», за закон об НКО — «иностранных агентах», за «пакет Яровой», за ужесточение наказаний за публичные акции, за присоединение Крыма…
Да, пару раз Сергей Миронов щеголял белой ленточкой на думских заседаниях — но затем вместе со всей своей фракцией (при редчайших исключениях) привычно влился в пропутинские ряды. И не произошло никакого «слома игры «Единой России».
Если последовать такому же совету на выборах в Мосгордуму и посмотреть, кто зарегистрирован кандидатами в округах, — немедленно станет ясно, к чему приведет «умное голосование»: к поддержке кандидатов от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» или «Коммунистов России». А потом в МГД они все сольются в общий провластный хор — потому что придерживаются, как говорит мой коллега и друг Лев Шлосберг, тех же ценностей, что и Путин.
Потому что они точно так же за политические репрессии и против «оранжевой заразы» (о чем только что вещал Геннадий Зюганов), за войну в Украине и Сирии.
Они точно так же будут твердить о «державности» и «скрепах», поддерживать «антисанкции» и клеймить «американских кукловодов» и требовать, как Сергей Миронов, «расследовать вмешательство Запада в протестные акции».
Кстати, только что в Госдуме создали комиссию по борьбе с иностранным вмешательством во внутренние дела России — после акций протеста против недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Зюганов твердил, что именно с таких акций начал разваливаться Советский Союз, а Жириновский — что «в последнее время усиливается пропаганда Запада», и цель этого — «повторить то, что произошло в Киеве, Тбилиси и так далее».
Кандидатов от этих партий предлагается теперь провести в МГД, только чтобы «единороссы» не прошли? За это сидят Егор Жуков, Константин Котов, Валерий Костенок и другие узники московского протеста?
Посмотрите на округ 37 в МГД, где не допустили до выборов Елену Русакову из «Яблока». Кто там остался для «умного голосования»? Три кандидата. Коммунист Губенко, до сих пор благодарный Сталину за «наведение порядка», «эсер» Романович, который по уверениям собственных коллег, слил список «СР» в угоду мэрии, и жириновец Максимов. Выбирай. «Ломай игру «Единой России» (которая своего кандидата вообще не выставила, освободив округ для Губенко)…
Ну сколько раз еще надо наступить на грабли «меньшего зла», чтобы понять, что оно всегда оборачивается большим?
Что касается выборов губернатора Петербурга, то здесь правила — другие. И соответственно, другая стратегия.
Эти выборы проводятся в два тура, и для победы в первом туре надо набрать более 50% от общего числа участников голосования.
Число участников голосования — это число всех, кто опустил в урну бюллетень: неважно, действительный он или недействительный.
Раз так — для приближения второго тура годится стратегия «недействительный бюллетень»: это уменьшает процент голосов, который получат все кандидаты. Это законный и логичный выбор поведения для всех, кто не хочет выбирать между Бегловым и его спарринг-партнерами.
Голосовать вообще надо не «против», а «за».
Не для того, чтобы не прошел «чужой», а для того, чтобы поддержать «своего».
Не за того, у кого больше шансов выиграть у «единоросса», а за того, кто близок по убеждениям и на кого можно будет рассчитывать.
Есть у демократического избирателя такие кандидаты на выборах в МГД?
Есть. Евгений Бунимович и Сергей Митрохин, Максим Круглов, Дарья Беседина, Роман Юнеман. Возможно, и в других округах есть кандидаты, за которых можно голосовать. Не потому, что кто-то указал на них, как на фаворитов, а потому, что они не подведут.
Наконец, напомним, что во время президентских выборов 2018 года инициаторы «умного голосования» призывали совсем к другому.
Они не призывали поддержать оппонентов Путина, чтобы «сломать игру Кремля». Они призывали к бойкоту выборов. И это повысило результат Путина (не пришли на выборы, откликнувшись на этот призыв, именно те, кто мог бы поддержать его конкурентов). И показало Путину, что демократического избирателя нет и с ним можно не считаться.
Пенсионная реформа и повышение налогов, беспредел на выборах МГД и приравнивание мирного протеста к «массовым беспорядкам», избиения граждан на улицах Москвы и преследование Фонда борьбы с коррупцией — неизбежные следствия этой тактики.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»