СюжетыПолитика

Возвращение Митрохина

Выборы в 43-м округе пройдут с участием кандидата от «Яблока»

Этот материал вышел в номере № 90 от 16 августа 2019
Читать
Возвращение Митрохина
Фото: Влад Докшин / «Новая»

Предвыборная кампания в Мосгордуму продолжается, несмотря на то, что главные события, связанные с ней, переместились в московские суды. По словам главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, в ЦИК сделали все, чтобы «вытянуть» кандидатов, но те недотянули — и сейчас им целесообразнее обращаться в суд. Правда, пока визит туда помог только «яблочнику» Сергею Митрохину. Забракованные подписи Митрохина проверялись судьей вручную несколько часов — в результате его фамилию вернут в избирательные бюллетени. Однако такой метод проверки, как утверждают эксперты, остается на усмотрение судьи и ничего не гарантирует другим кандидатам.

Члена «Яблока» Сергея Митрохина все-таки зарегистрировали кандидатом в депутаты, хотя на суде против были и окружная комиссия, и Мосгоризбирком. Напомним всю цепочку событий: сначала Митрохину отказывает в регистрации окружная избирательная комиссия (ОИК) № 43, затем ее решение отменяет Мосгоризбирком, решив, что Митрохина все-таки надо регистрировать, и снова направляет подписи в ОИК, но ОИК второй раз отказывает. Тогда Митрохину пришлось обратиться в предпоследнюю инстанцию — Мосгорсуд (дальше только Верховный суд). И тот неожиданно оказывается «самым адекватным»:

— Заседание суда было наиболее прозрачным из всех этапов проверки подписей, — рассказывает Митрохин «Новой». — Все забракованные подписи проверялись судьей, прокурором в моем присутствии. Судья выслушивал аргументы, почему надо принимать или не принимать подпись. Ничего подобного на предыдущих этапах не было.

Митрохин рассказывает, что во время суда представители Мосгоризбиркома неожиданно поменяли свою позицию и присоединились к окружной избирательной комиссии, поддержав повторный отказ в регистрации.

«Если бы Навальный настаивал, я бы, может, пошел по другому округу»

«Если бы Навальный настаивал, я бы, может, пошел по другому округу»

Сергей Митрохин — о борьбе за 43-й избирательный округ, Федермессер и Соболь

Сначала суд изучил подписи в рамках предварительной беседы — на это ушло 4 часа. Затем, во время самого судебного заседания, судья Михаил Казаков читал тома с подписными листами и рассматривал претензии по каждой подписи — на это ушло еще 3 часа. Митрохин рассказывает, что многие его подписи оказались «недействительными» из-за того, что ОИК вбивала с неточностями данные избирателей, перепечатывая их с подписных листов («Новая» писала о подобных неточностях на примере подписных листов других кандидатов — пример: у Дмитрия Гудкова избиратель «Марина» была исправлена на «Мирину», а женские отчества были изменены на мужские). «Очевидно, что фамилию ввели с искажением», — рассказывает Митрохин. Подобные ошибки окружных избиркомов были у многих кандидатов — и кандидатам, чтобы доказать существование человека, приходилось записывать видео и собирать письменные заявления, где люди подтверждали, что они есть и свои подписи оставляли, —

но ни комиссии, ни ЦИК такие доказательства не устраивали.

Как произошло на суде у Митрохина? «Просто сверили с подписным листом, где фамилия была верно написана от руки», — отвечает кандидат от «Яблока».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

При этом подобного подхода к проверке подписей в суде не было у другого кандидата — Ивана Жданова. Судья Наталья Севастьянова признала решение окружной комиссии отказать в регистрации Жданову законным. В случае Жданова суд решил, что эксперт-почерковед знает лучше, что подписи избирателей недействительны, — судья отказалась рассматривать письменные заявления граждан. Юлии Галяминой Мосгорсуд также отказал в регистрации.

Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц считает случай Митрохина «исключением из правил»:

— У суда есть такое право — исследовать доказательства. На мой взгляд, вполне нормально, что суд пытается лично проверить обоснованность доводов и избирательной комиссии, и заявителя. Но это происходит на усмотрение суда, то есть он не обязан так делать. Это решение принимает судья — только если он считает, что, чтобы установить истину, надо своими глазами во всем убедиться. Другое дело, бывает, что суд соглашается сделать проверку, но его выводы направлены не в пользу кандидата.

Митрохин говорит, что понимает: в отношении других кандидатов суд мог поступить иначе.

Сниматься с выборов в знак протеста член «Яблока» не собирается: «Проделан огромный труд огромного количества людей — моей команды. Люди, которые ставили подписи [за мое выдвижение], обязали меня участвовать в выборах, я не могу их подвести».

Любовь Соболь, которая также выдвигалась по 43-му округу, заявила, что если Митрохин дойдет до 8 сентября (теоретически окружная комиссия еще может обжаловать решение Мосгорсуда) и останется единственным сильным кандидатом в округе — голосовать надо будет за него: «Это стратегия «умного голосования», рационального выбора».

Чтобы обсудить последние события вокруг выборов в Мосгордуму, председатель ЦИК Элла Памфилова в конце прошлой недели предложила провести расширенное заседание Научно-экспертного совета при ЦИК: «С учетом того, что много вранья, что вроде бы все по закону, а вроде бы и нет, мы в среду предлагаем провести расширенное открытое заседание ЦИК, пригласить всех тех, кто пишет на эту тему (московских выборов), кто хоть сколько-то в этом разбирается, и аргументированно провести диалог».

Заседание отменили в последний момент. Григорий Мельконьянц сообщил, что его перенесли на период после выборов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow