27 сентября Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект о повышении пенсионного возраста. При этом второе чтение прошло всего за сутки до этого, и вместе с самим законопроектом рассматривались еще и поправки к реформе, предложенные Владимиром Путиным в ходе телевизионного обращения. Президентские поправки были приняты единогласно, при этом против самого законопроекта во втором чтении голосовали 59 депутатов (подавляющее большинство — от КПРФ). В третьем чтении против проголосовали уже 83 парламентария, но по сравнению с первым чтением недовольных стало меньше. Принятию документа противятся еще и ЛДПР с «СР». Учитывая, что социологи отмечают снижение протестных настроений в связи с пенсионной реформой, можно сказать, что план Кремля по успокоению недовольного населения работает, пускай и не слишком гладко.
Тем не менее недовольство пенсионной реформой стало для властей ударом. В «Единой России», которая из-за реформы потерпела поражение во вторых турах губернаторских выборов, признали это открыто. Теперь законопроект принимали максимально быстро и невзирая на последствия: в трех чтениях за считанные дни был одобрен законопроект об уголовном наказании за увольнение людей предпенсионного возраста (большинство экспертов уверены, что работать он не будет), да и второе чтение всей реформы длилось существенно меньше часа. Парламентарии предпочли не обращать внимания ни на миллион подписей противников новых законов (их передали сторонники левопопулистского, но обычно лояльного власти движения «Суть времени»), ни протесты, продолжающиеся два месяца, ни на перформанс депутатов Валерия Рашкина и Дениса Парфенова. Коммунисты пришли в майках с перечеркнутыми цифрами 65 и 63, но потом все-таки проголосовали за президентские поправки. Ничего странного тут нет, объясняет Рашкин «Новой»: это был протест еще против первой версии закона.
«По регламенту во второе чтение можно вносить поправки, чтобы хоть как-то улучшить этот дерьмовый, грязный, ненужный России закон. Это как вам голову рукой захватили, перекрыли кислород, и ты сразу умер. Либо можно оставить хоть немножко воздуха, чтобы народ хоть чуть-чуть вздохнул, но потом победил. Мы как депутаты дали во втором чтении свои поправки. Мы за наши поправки и проголосовали. Но окончательно за концепцию проекта во втором чтении мы проголосовали против», — говорит Рашкин.
Стремление «Единой России», несмотря на все удары по ней самой, как можно быстрее провести пенсионную реформу через три чтения вполне объяснимо, пожимает плечами политтехнолог Виталий Шкляров. «Гарант выступил и сказал, что это хорошо. Как же Госдума не будет это принимать в первом, во втором — да в любом чтении. У нас же все принимается лишь с расчетом на то, что рейтинг президента должен быть непоколебим. И в данном случае не было сомнений, кого бросать под колеса», — говорит он в беседе с «Новой». Конечно, история с пенсионным возрастом дала трещину во властной вертикали, но система очень быстро учится на своих ошибках, считает политтехнолог, поэтому в дальнейшем вероятна ее регенерация.
Другой вопрос, что сейчас никакой рациональности в методах, которые власть применяет для продавливания реформы, просто нет — речь идет во многом о рефлекторных движениях. На приход Рашкина и Парфенова в футболках спикер Госдумы Вячеслав Володин отреагировал неудачным пассажем, что «у нас зарплата намного выше, чем у тех, кто нас избирал», так что «пиджак можно купить и галстук тоже». На победу КПРФ и ЛДПР в регионах на выборах, к которой они сами были не очень готовы, власть, по некоторым данным, хочет ответить наказанием партий, которые де-факто «перешли в несистемную оппозицию». Валерий Рашкин, правда, считает, что это фейк. «Если даже предположить, что планировались наказания, то отсутствие контактов власти с компартией только добавит авторитета компартии, и завтра больше половины населения будет за нее голосовать, — уверен депутат. — Но в Кремле же понимают, что наши предложения, наш конструктив направлен на рост авторитета того, кому это предлагается, то есть президента. Так что контакты все равно неизбежны».
Документ, принятый во втором чтении, тоже нельзя назвать рациональным. «Пенсионная система — это вообще самое сложное, что есть в экономике, ее человек десять во всей стране понимают полностью. А здесь решили, что в других странах повысили возраст — и нам надо значит [любым путем]. Но технократические методы в экономике не работают», — говорит экономист Олег Буклемишев. Попытка сломать общество через колено вкупе с отсутствием компромисса — как с обычными людьми, так и с экспертами — неизбежно приведет к тому, что нужно будет документ снова переделывать. «Мы видим, как под влиянием сиюминутных фискальных соображений совершается грубейшая ошибка. Нельзя принимать такие документы в спешке — особенно когда документ затрагивает практически все сферы человеческой жизни. Это решение еще ударит — и ударит больно».
Расчет власти, видимо, как раз и строится на том, что это будет потом — как-нибудь разберемся, а пока — и так сойдет: главное — смогли сэкономить. В конце концов, благодаря налоговым маневрам и пенсионному возрасту бюджет впервые за последние годы стал профицитным — чем не тактическая победа? Ничем не победа, констатируют экономисты. «Тут и праздновать особо нечего. Эти действия — какой-то шизофренический ход на фоне нарастающего напряжения со стороны общества и кучи нерешенных проблем в разных сферах экономики. Кроме того, нужно смотреть, на что мы экономим деньги: те расходы, на которые мы сейчас собираем с такими ухищрениями, могут оказаться не столь продуктивными, как нам сейчас кажется», — заключает Буклемишев.
Принятый законопроект ударит в первую очередь по бедным: до сегодняшнего дня миллионам россиян удавалось выползать из нищеты, продолжая работать первые годы после выхода на пенсию.