В предыдущей части «Новая газета» рассказала о самом чудовищном преступлении, совершённом за восемь лет вооружённого конфликта на востоке Украины: о катастрофе пассажирского лайнера MH17, произошедшей 17 июля 2014 года. Одним выстрелом были убиты 298 человек.
По версии международного следствия, самолёт был уничтожен снарядом, выпущенным из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, подконтрольной «ДНР». Российская сторона пытается доказать, что выстрел произвели бойцы украинских вооружённых формирований.
Каковы аргументы обвинения и самих подсудимых?
Действующие лица
Суд по делу MH17 стартовал в марте 2020 года в Гааге, в судебном комплексе Схипхол — неподалёку от аэропорта, из которого и вылетел MH17. Международная следственная группа решила, что разбирательство должно проходить в Нидерландах и по нидерландским законам, т.к. большинство погибших (192 из 298 пассажиров) — граждане этой страны.
Россия в 2019 году предлагала перенести процесс на свою территорию, но это предложение было отклонено, ведь РФ вообще не является стороной по делу, хоть и активно пытается доказать, что в массовом убийстве виновны украинцы.
Заинтересованность России понятна: трое из четверых обвиняемых — её граждане. Это:
- бывший «министр обороны» «ДНР» и полковник запаса ФСБ Игорь Стрелков (настоящая фамилия — Гиркин);
- офицер Главного разведуправления Вооружённых сил РФ в отставке Сергей Дубинский (позывной «Хмурый»);
- подполковник запаса ВДВ Олег Пулатов («Гюрза»).
Игорь Гиркин (Стрелков), его подчиненные Сергей Дубинский (Хмурый), Олег Пулатов (Гюрза) и Леонид Харченко (Крот). скриншот из презентации следствия, представленной суду
Есть среди обвиняемых и гражданин Украины — командир разведуправления ГРУ «ДНР» Леонид Харченко (позывной «Крот»).
Из всех четверых взаимодействовать с судом — через адвокатов — согласился только Пулатов. Остальные на вызовы в суд не отреагировали никак. Сейчас они объявлены в международный розыск.
Важно отметить:
следствие считает, что все четверо обвиняемых не имеют отношения непосредственно к пуску ракеты, но они руководили перемещением «Бука» и были осведомлены о его использовании.
Так, Сергей Дубинский, по версии следствия, отвечал за транспортировку «Бука» по территории Донбасса и мог координировать его применение. Пулатов и Харченко тоже сопровождали зенитно-ракетный комплекс и в момент запуска ракеты могли находиться рядом с ним. Что касается Стрелкова, то на нём, как на командующем войсками сепаратистов, лежит общая ответственность. Да и «Бук», по версии следствия, был доставлен в «ДНР» с территории России по просьбе Стрелкова.
Доказательства обвинения
В распоряжении международной следственной группы оказались записи телефонных переговоров Игоря Стрелкова с главой Крыма Сергеем Аксёновым, а также разговора первого главы «ДНР» Александра Бородая с помощником президента РФ по делам непризнанных территорий Владиславом Сурковым.
«Если в ближайшее время не будет масштабной помощи, то нас задавят, — говорит в начале июля 2014 года Стрелков Аксёнову.
— Если не будет решён вопрос с российской помощью, с воздушным прикрытием, хотя бы с поддержкой артиллерии, то не удержать нам юго-восток. Нужна противотанковая артиллерия, нужны танки, нужны нормальные ПВО. ПЗР [переносными зенитно-ракетными комплексами] мы уже не можем обойтись».
Аксёнов обещает помочь и говорит, что сформирован некий координационный центр, который «готовит документы».
Сурков также обещает сепаратистам помощь, одобренную «самыми старшими товарищами, отвечающими за военную историю».
И в середине июля у сепаратистов действительно появляется «Бук».
Однако официальная версия Следственного комитета России, также озвученная в Гааге, — другая: якобы пассажирский лайнер был сбит украинским штурмовиком Су-25. Её, однако, опроверг один из ключевых свидетелей обвинения, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич. Проанализировав все озвученные версии трагедии, он пришёл к выводу, что уничтожить пассажирский лайнер могли только из ЗРК.
«Профессиональные авиаторы ни разу не соврали. Они не могли понять, как штурмовик может сбить «Боинг», который летит на 150 километров быстрее и, соответственно, выше практического и боевого потолка самолёта.
Су-25 может подниматься выше, но это не значит, что на этой высоте он может воевать. Более того, для того чтобы атаковать воздушную цель, допустим, из пушки, должно быть специальное прицельное оборудование, которого у Су-25 нет», — объяснял Лукашевич в интервью «Новой газете».
Отвечая на аргумент о ЗРК, подсудимый Пулатов сделал, вероятно, фатальную ошибку: заявил, что никакого зенитно-ракетного комплекса «Бук» у сепаратистов не было.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Однако в материалах дела есть фотография, на которой запечатлена транспортировка «Бука» по территории «ДНР». Кроме того, о наличии этого ЗРК заявил в суде и бывший сепаратист под позывным «Леший» (которого — это важно — ни в чём не обвиняют, то есть речь не идёт о сделке со следствием). «Леший» говорит, что участвовал в сопровождении «Бука» из Снежного после рокового выстрела по «Боингу».
Транспортировка «Бука». Скриншот из материалов уголовного дела
Более того, «Бук» в разговорах упоминали в июле 2014 года и сами фигуранты дела. Из телефонного разговора Леонида Харченко с человеком с позывным «Рязань»:
«— Там боец потерялся с этой … установки. Свой экипаж … [потерял].
— С какой установки?
— С «Бука».
— С «Бука»? А где он, … [блин]?
— Вот, на блокпосту стоит.
— Бери его сюда, … [блин], и вези, я его буду около Снежного ждать».
В числе других доказательств обвинения — исследования спутниковых снимков, изображения места катастрофы и останков, а также материалы бортовых самописцев и транспортировки частей самолёта.
Позиция защиты
Поскольку из четырёх подсудимых участвовать в процессе согласился только Пулатов, то говорить можно лишь о стратегии его адвокатов. А она сводится к необходимости дополнительных проверок двух альтернативных версий: уничтожения «Боинга» украинским «Буком» и атакой украинского военного самолёта.
Для перепроверки этих версий защита в июне 2020 года предложила допросить более сотни свидетелей и экспертов.
Суд, нужно сказать, с доводами защиты частично согласился, разрешив адвокатам и представителям российского оборонного концерна «Алмаз-Антей» лично осмотреть обломки «Боинга» и приобщив к делу доклад «Алмаз-Антея», специалисты которого пришли к выводу, что самолёт был сбит украинским «Буком».
Пошёл судья Хендрик Стейнхейс навстречу защите и в другом: удовлетворил ходатайство о допросе в качестве свидетеля гражданина России Сергея Мучкаева, который летом 2014 года командовал базирующейся в Курске 53-й зенитной ракетной бригадой ВС РФ. Оттуда, по версии следствия, был доставлен в Донбасс «Бук», из которого сбит малайзийский «Боинг». 2 апреля 2021 года суд направил в компетентные органы РФ запрос о правовой взаимопомощи. 10 августа российские власти проинформировали о том, что «принимаются меры в отношении возможности выполнить этот запрос». Но прошло время, и судья не получил никакого ответа. 27 сентября он вновь отправил запрос в Министерство юстиции РФ. Ответа не было.
Сам Олег Пулатов передал через адвокатов обращение к суду, в котором заявил, что никак не участвовал в подготовке, охране, транспортировке и маскировке «Бука», не отдавал приказы о запуске ракеты, поразившей самолёт. И вообще не знает, как и зачем он был сбит. Знает только, что самолёт разбился, видел его обломки.
Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»
Другие фигуранты дела судебное разбирательство никак не комментируют. Игорь Стрелков в беседе с журналистами заявил лишь коротко:
«Ополчение «Боинг» не сбивало». Эту фразу, к слову, суд в Гааге также учёл в качестве позиции обвиняемого.
В декабре 2021 года прокуратура запросила для всех четырёх обвиняемых пожизненное лишение свободы. Адвокат Будевейн ван Эйк в ответной речи заявил: «Ни один свидетель не мог свидетельствовать о роли, позиции или предполагаемой причастности нашего клиента к обвинениям. Тем не менее обвинение считало, что даже с таким небольшим объёмом доказательств его причастности он должен быть привлечён к ответственности, и [представители прокуратуры] требовали для него самого сурового приговора».
Для оглашения вердикта в Гаагском суде зарезервированы три даты: 22 сентября, 17 ноября и 15 декабря 2022 года.
Что думают о процессе близкие жертв катастрофы:
- «Они лгут, мы знаем, что они лгут». На слушаниях по делу МН17 говорят родственники и друзья погибших.
- «Гордая нация должна уметь принимать свои ошибки и падения». Письмо семей жертв крушения малайзийского «Боинга» президенту России Владимиру Путину.
- «Чёрт возьми, да ведь должно быть просто стыдно!» Почему трагедия малайзийского «Боинга» будет преследовать Россию (подкаст).
Кто ещё может многое знать об уничтожении лайнера:
- «Цепной «Бес»». Полевой командир Игорь Безлер выиграл суд у Bellingcat (Признан нежелательной организацией, деятельность которой запрещена в РФ. — Ред.). Издание написало о его причастности к крушению «Боинга».
- «Мужик с трудом держался на ногах». Новые подробности спецоперации украинских спецслужб по поимке Владимира Цемаха, очевидно, главного свидетеля по делу МН17.
А также:
- Пока подсудимые отмалчиваются или отрицают свою вину, их сдают бывшие товарищи. Спецкор «Новой» Павел Каныгин нашёл сослуживца генерала Дубинского, которого считают ответственным за перевозку «Бука», сбившего «Боинг» MH17.
- Кто такой подсудимый Леонид «Крот» Харченко.
- Видеоэксплейнер «Всё о сбитом "Боинге"»: Загадка спутниковых снимков, переговоры военных и ложь властей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68