Следствие отмечает, что все четверо обвиняемых не имеют отношения непосредственно к пуску ракеты, но руководили перемещением установки «Бук» и были осведомлены о его использовании.
JIT будет запрашивать российскую сторону о предоставлении информации о трех ее гражданах и настаивать на координации в процессе правосудия. Аналогичный запрос уйдет и в Украину, гражданин которой Леонид Харченко присутствует в списке обвиняемых.
Глава JIT и прокурор Нидерландов Фред Вестербеке отметил, что речь не идет об экстрадиции, в связи с тем, что законы как РФ, так и Украины запрещают выдачу своих граждан за рубеж. Генпрокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что Киев сделает все возможное, чтобы разыскать Леонида Харченко и в случае успеха обеспечит видеосвязь с судом в Нидерландах. Приговор суда Луценко также пообещал привести в исполнение на территории Украины.
Суд в Гааге начнется 9 марта 2020 года. К этому времени, по словам Вестербеке, следствие дополнит обвинительный список, в котором появятся и другие имена. «Пока же мы не можем назвать всех, чтобы это не помешало следствию, — сказал голландский прокурор. — Суд состоится, даже если обвиняемые будут отсутствовать на процессе».
О причастности генерал-майора российской армии Сергея Дубинского, возглавлявшего в «ДНР» контрразведку, «Новая газета» сообщала еще в апреле 2017 года, идентифицировав его по голосовым записям. По данным «Новой газеты», Дубинский отвечал за транспортировку установки «Бук» по территории Донбасса и мог координировать ее боевое применение.
В своем докладе следователи JIT фактически подтвердили сведения «Новой», установив, что Дубинский руководил перемещением ЗРК. Кроме прочего, следователи заявили, что до 2015 года Сергей Дубинский находился на службе в российской армии.
Самый известный персонаж обвинения — россиянин Игорь Стрелков-Гиркин.
В день атаки на МН17 он возглавлял в структуре «ДНР» вооруженные силы. Сергей Дубинский был непосредственным подчиненным Стрелкова-Гиркина.
JIT подчеркивает, что Стрелков-Гиркин обладал всей информацией о положении войск сепаратистов и их острой нужде в тяжелом вооружении. Следователи JIT считают, что поставка тяжелого вооружения, и в частности «Бука», могла быть согласована с высокопоставленными чиновниками России.
В подтверждение этого вывода JIT продемонстрировала перехват телефонных переговоров между Стрелковым-Гиркиным и главой Крыма Сергеем Аксеновым (он состоялся 8 июня 2014 года), а также его помощником (в тот же день). В разговоре с помощником Аксенова Стрелков-Гиркин жалуется, что сил сепаратистов недостаточно для сопротивления наступающей украинской армии, и говорит о том, что им нужна помощь России. В частности, в виде техники, вооружений, а также элементов противовоздушной обороны. Стрелков-Гиркин подчеркивает, что обычных систем ПВО малой дальности уже недостаточно. Гиркин уточняет, что вооружение необходимо вместе с персоналом, так как подготовить своих людей у сепаратистов уже нет возможности.
Действительно, в начале июля 2014 года войска «ДНР» и «ЛНР» терпели сплошные поражения от украинской армии, начавшей окружение сепаратистов и вытеснение их от границы с Россией. Таким образом командование ВСУ рассчитывало перекрыть потоки добровольцев, приезжавших из России.
— Если в ближайшее время не будет масштабной помощи, то нас задавят, — говорит Стрелков-Гиркин. — Если не будет решен вопрос с российской помощью, с воздушным прикрытием хотя бы, с поддержкой артиллерии, то не удержать нам юго-восток. Нужна противотанковая артиллерия, нужны танки, нужны нормальные ПВО. ПЗР мы уже не можем обойтись, и все это нужно со специалистами, уже готовыми. Времени готовить [самим] их у нас уже не будет.
В разговоре с Сергеем Аксеновым Стрелков-Гиркин повторяет ту же идею. В ответ глава Крыма сообщает, что уже сформирован «координационный центр», где будет решаться вопрос о предоставлении необходимой военной помощи. «Подробности говорить не хочу по телефону», — замечает Аксенов.
— Понимаю, буду на связи, — говорит Гиркин. — [Надеюсь], ты понимаешь ситуацию?
— Понимаю, Игорь, — говорит Аксенов. — Там готовят документы…
Отметим также, что в первые дни после катастрофы стало широко известно заявление Стрелкова-Гиркина, сделанное им в социальных сетях черед час после гибели МН17: в нем он сообщил об успешной атаке сил «ДНР» на украинский военный самолет («очередной птичкопад»).
Помимо Стрелкова-Гиркина JIT назвала в качестве одного из потенциальных свидетелей по делу МН17 первого главу «ДНР» Александра Бородая.
Во время презентации международные следователи обнародовали перехват разговора между Бородаем и помощником президента РФ по делам непризнанных территорий Владиславом Сурковым.
И, пожалуй, это самый сенсационный документ, предъявленный сегодня.
В разговоре, который состоялся 11 июля 2014 года, речь снова идет о бедственном положении войск «ДНР».
«Привет, это я», — говорит Сурков. «Слышу, слышу», — отвечает Бородай.
Сурков сообщает, что поговорил с «самыми старшими товарищами, старше не бывает, кто там отвечает за военную историю». По его словам, «старшие товарищи» пообещали помочь и осведомлены о том, что сепаратисты испытывают «переломный момент»: «Типа, да, мы знаем, готовим». Однако помощник президента не уверен, когда эта помощь прибудет.
— [Мне ответили]: «Да, мы все понимаем, мы готовим [помощь]». Но я не ручаюсь за качество ответов, хоть они и мои товарищи. Доверять им, готовят они или не готовят…
— Да я все понимаю, — говорит Бородай.
Бородай отвечает, что без помощи России войска сепаратистов продержатся еще неделю. «Да, Саш, примерно так», — говорит Сурков.
В ответ на вопрос «Новой газеты» о том, будет ли следствие запрашивать объяснения у Владислава Суркова относительно его переговров с Бородаем, представители JIT ответили: «Это не комментируем».
Третий фигурант обвинения — гражданин России Олег Пулатов с позывными «Гюрза» и «Халиф» — также немало сообщает о себе в интернете. В частности, из переписки на форумах реконструкторов можно узнать о его участии в битве рядом с Саур-Могилой. На сайте «Одноклассники» Пулатов выкладывал видео битвы, выступая под псевдонимом Святой Сталин. JIT называет Пулатова заместителем Дубинского в структуре контрразведки «ДНР». Как Гиркин и Дубинский, в прошлом Пулатов служил в войсках специального назначения Минобороны РФ, принимал участие в боевых действиях в Чечне.
В день атаки на МН17 Пулатов сопровождал боевую машину и в момент запуска ракеты находился рядом с установкой.
Из открытых источников известно, что Пулатов родился 24 июля 1966 года и имеет узбекские корни. В 1990 году он окончил Военную академию им. Фрунзе в Киеве, информация об этом есть на веб-сайте учебного заведения. Упоминания Олега Пулатова имеются в открытой базе данных судебных решений, где говорится, что он был уволен с военной службы в 2008 году в звании подполковника. Там же указан его домашний адрес в Ульяновске.
По данным «Новой газеты», Пулатов имеет двух взрослых сыновей. В 2014 году старший сын окончил магистратуру МФТИ по теме «Анализ риска аварий нефтепроводной системы», ранее он участвовал в конкурсе Imagine Cup компании Microsoft; по данным «Новой», в последние годы Пулатов-младший работал за рубежом в одной из крупных российских нефтяных госкомпаний. В данный момент полный тезка Пулатова-младшего работает в Нидерландах, в компании гостиничного бронирования Booking.com. Любопытно, что сын другого известного фигуранта дела МН17, генерала ГРУ Олега Иванникова, также работает в IT-индустрии за рубежом — в швейцарском Цюрихе.
Четвертый фигурант обвинения — Леонид Харченко с позывным «Крот» — на данный момент, пожалуй, наименее известен широкой публике. Родился 10 января 1972 года, имеет украинское гражданство. По данным расследования, Харченко находился в подчинении Пулатова и возглавлял одно из подразделений ГРУ «ДНР».
JIT заявляет, что Харченко вместе с Пулатовым сопровождал установку «Бук» в окрестностях города Снежное, откуда был совершен выстрел. В момент выстрела Харченко находился рядом с установкой.
После оглашения обвинений журналисты обратились с вопросом к представителю Малайзии по поводу недавних заявлений премьер-министра страны о недоверии выводам JIT. «Мы придерживаемся нашей позиции о том, что расследование еще не является законченным», — заявил малайзийский прокурор.
Свой вопрос задали и представили российских официальных СМИ, он касался прошлогодней презентации Минобороны РФ, где было объявлено об украинском происхождении ракеты, сбившей боинг. А именно — приняли ли в JIT к сведению эту информацию и как она соотносится с их сегодняшними выводами. Представитель расследования Уилберт Паулисен в ответ подтвердил получение сведений, заявив, что их достоверность проверяют эксперты международной группы.
Во время пресс-конференции следователи обратились к общественности с просьбой помочь в идентификации боевика с позывным «Рязань». Телефонные переговоры между ним и Леонидом Харченко также были продемонстрированы в ходе презентации. На записи «Рязань» сообщает Леониду Харченко о трудностях в перемещении установки «Бук».
Также на пресс-конференции была продемонстрирована переписка между военнослужащим 53-й бригады ПВО РФ и девушкой по имени Анастасия, между которыми велась романтическая переписка. JIT не указывает имени солдата, но имеет, как сообщается, в распоряжении его персональные данные. В разговоре с Анастасией солдат рассказывает девушке о своих сослуживцах из третьего батальона, которые перешли границу с Украиной. В частности, он упоминает офицера 53-й бригады в звании лейтенанта, который отправился с другими в Донбасс. JIT просит лейтенанта (по словам следователей, он получил повышение и является сейчас капитаном) выйти на связь.
Напомним, в начале июня «Новая газета» опубликовала собственное расследование о перемещении военной техники 53-й бригады из Курска к украинской границе. В опубликованных нами несекретных документах подразделений Минобороны РФ шла речь о командировке 170 зенитчиков из Курска, которые прибыли к границе с Украиной 15 июля 2014 года, то есть за два дня до атаки на МН17. По прибытии они получили сухпайки на 5 суток и отправились дальше.
г. Ньювегейн, Нидерланды