Эти два города основаны в одно время и по одному сценарию — колонистами из Европы на землях туземцев. Нью-Йорк отмечает четырехвековой юбилей несобранно, растянуто и скромно, будто нехотя, а Красноярску, что помладше на четыре года, праздновать в 2028-м предписано ударно и с размахом. Минувшим летом город начали готовить. Как водится, меняют к торжествам поклеванные птицами бордюры и загаженную ими же тротуарную плитку, вырубают прижившиеся деревья и сокращают парковочные места. Вероятно, чтоб жизнь медом не казалась.
После пожара 1773 года, когда уцелело лишь тридцать домов, сержант геодезии Моисеев придал Красноярску линейную планировку — петербургского военного образца (а Манхэттену, историческому ядру Нью-Йорка, генплан с квадратно-гнездовой застройкой дали куда позже, только в 1811-м), и движение в компактном — на речной террасе — историческом центре Красноярска впоследствии организовали как марксистско-ленинское: по улице Маркса одностороннее направо, по Ленина — налево. Маркса теперь разрыта, и давно: ищут метро. К юбилею и перпендикулярные Марксу–Ленину улицы перекопали, причем разом. Так исторический центр Красноярска оказался парализован. Людям пришлось ходить пешком, перепрыгивая траншеи и меся грязь.
Но всё не зря. Когда в конце августа в многолюдном месте на Каратанова — самой первой улице на Стрелке (месте встречи Качи с Енисеем, откуда город четыре века назад и начался), рядом с рестораном «Перцы» и бизнес-центром «Метрополь», где сидят краевые министерства, из ковша экскаватора вместе с землей посыпались человеческие черепа и кости, работы останавливают. Собирается толпа, вызывает полицию. Эксперты: скелеты — не криминальные, не из 90-х и даже не из 37-го. Хотя всех присутствовавших, конечно, поражает прекрасное состояние зубов — они все в черепах на месте, все ровные, здоровые. Как из учебников для дантистов. Фоном тут светится уличная реклама о «лечении первого кариеса всего за две тысячи».
Понятно: в этом месте копали не впервые. Здесь прокладывали трубы, здесь же электрические кабели, здесь закапывали пучки интернет-кабелей уже в нулевые годы.