В условиях, когда на Запад смотреть должно быть противно и небезопасно, не только кремлевские обитатели, но и обычные россияне обращают свое внимание на Восток. А там — не только прощенный «Талибан», Китай и посылающий саперов Ким Чен Ын. Ближайший дружественный регион — это Центральная Азия. Пять бывших советских республик, которые почти 35 лет живут своей жизнью и за это время превратились не только в полноценных политических игроков, но и в серьезную объединенную структуру, где, впрочем, один на другого похож очень условно. При этом в России Центральная Азия воспринимается в основном через призму стереотипов. Мигранты, «Восток — дело тонкое», «мы их всему научили» — пожалуй, базовый набор. А дальше про каждую страну отдельно: у кого-то смешной диктатор во главе (уже несколько лет как нет), у кого-то — постоянные революции (уже несколько лет как нет — и, вероятно, еще долго не будет).
Такой подход не только неправилен и обиден. Он еще и политически недальновиден — поскольку другие страны на регион смотрят весьма пристально и пытаются находить там пространство для своих и экономических, и политических интересов. Влияние Китая в регионе очевидно, но туда активно заходит и Европа, много точек соприкосновения находит Турция, да и США всячески обхаживают всю ЦА и каждую страну в отдельности — вплоть до огромных саммитов C5+1 в Вашингтоне.
Поэтому Центральную Азию пора открывать заново. Некоторые базовые вещи, от которых можно потом отталкиваться в своем знании о регионе, «Новая» попросила объяснить многолетнего эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова. Это так называемые стыдные вопросы: вроде бы все всё об этом понимают, но никто никогда не интересовался правильным ответом.