С точки зрения нового председателя Верховного суда РФ Игоря Краснова, если бы «дело Долиной» не подвернулось само собой, его бы следовало придумать. Решения, принятые по нему нижестоящими судами начиная с марта 2025 года и отмененные Верховным судом, внушают народу мысль: «плохие бояре, а царь хороший» в сфере правосудия.
На последнем этапе специалисты прогнозировали решение Верховного суда в пользу Лурье — такая вероятность возобладала, когда этот суд, выступающий в качестве второй кассационной инстанции, принял жалобу Лурье к рассмотрению, чего после решения 2-го Кассационного суда общей юрисдикции в пользу Долиной он мог и не делать. Сомнения окончательно развеялись, когда в самый день заседания, 16 декабря, Верховный суд сообщил, что оно будет транслироваться в режиме онлайн.
В итоге решения нижестоящих судов отменены, собственником квартиры признана Лурье, требование которой о выселении Долиной может быть отдельно рассмотрено Мосгорсудом.
Мы не будем возвращаться ко всем уже известной фабуле этого дела и подробно останавливаться на окончательном решении, смысл которого сводится к тому, что сделка между Долиной и Лурье признана действительной, квартира перешла в собственность Лурье, а Долина, если ей это удастся, может взыскать деньги с мошенников, которые у нее их выманили. Но нас будет интересовать, каким образом целых три нижестоящие инстанции: Хамовнический, Московский городской (в апелляции) и 2-й Кассационный суд общей юрисдикции, — могли принять решения в пользу Долиной.
Иначе говоря, вопрос стоит так: