Том хрестоматийного «Онегина» в переработке художника Синего Карандаша выглядит солидно, как и подобает русской классике — 512 страниц. Но «проглатываются» они на раз, и большую часть времени у вас займет чтение вступительных заметок Льва Оборина, Андрея Черкасова и самого автора перфоманса, из которых вы узнаете, в частности, что такое «блэкаут-поэзия».
Это прием на стыке литературы и живописи. Блэкаут в жизни — массовое отключение электричества. В искусстве это название хорошо отражает суть художественного приема: мастер «отключает» часть текста путем его закрашивания.
Неполадками в сетях занимаются электрики. Писатель в случае блэкаута действует и разрушительно, и созидательно одновременно. Он ломает стереотипное восприятие текста, но сразу же предлагает читателю иное прочтение, которое складывается из тех строк, которые он оставляет. Но при этом вычеркнутое тоже остается, как отмечает Синий Карандаш, «на равных правах».
Объемы такого закрашивания разные, различаются и методики: например, из-под краски может проступать текст. В «Онегине» Синий Карандаш пошел по более жесткому пути, употребив густую черную краску, различить слова под которой невозможно. Сам он объясняет это так: «Проглядывающий текст работает на расширение количества версий, количества смыслов, которые блэкаут может вытянуть из текста. И если есть что-то полупрозрачное, то тебе хочется туда заглянуть: ты оказываешься по ту сторону и уже читаешь не блэкаут, а все вместе, и пушкинский текст тоже, — и это очень сильно размывает восприятие. Здесь, помимо акцента на традиции цензуры, мне хотелось еще и сфокусировать внимание на получившейся интерпретации текста» (цитата по статье Егора Михайлова в «Афише Daily»).