Новый Толковый словарь государственного языка Российской Федерации прочитали и обсудили уже, кажется, все, чего со словарями обычно не бывает. Дело в том, что при ближайшем рассмотрении выяснилось, что он не новый, не толковый и даже, в общем-то, не словарь.
Его подготовил Санкт-Петербургский государственный университет, на сайте которого можно ознакомиться с электронной версией словаря — неполной и опубликованной «для экспертного обсуждения».
Внимание к словарю привлекли две вещи: нецензурная часть лексикона и идеологическое наполнение толкований. Широкую общественность взволновало (и не в первый раз) удлинение перечня корней, слова с которыми относятся к нецензурной брани: раньше таких корней было четыре, теперь — 14. «Ругательную» тему поспешил снять РКН, в очередной раз разъяснив, что многострадальное слово на букву Ж обсценной лексикой все еще не является.
Что касается второго камня преткновения, то СМИ подробно разобрали суть идеологических изменений в словаре. Выглядит это действительно мрачновато, хотя и ожидаемо.
Новых трактовок не так уж и много; если не знать, о чем речь, разницы и не заметишь. Но если бы это был просто обновленный словарь, вряд ли бы он вызвал такой интерес, и авторы его прямо в предисловии обозначают ключевую задачу: «Настоящий Нормативный толковый словарь содержит специальные определения ключевым понятиям, которые <…> составляют основу традиционных ценностей народов России». Кроме того, составители сообщают, что «определения традиционных духовно-нравственных ценностей были согласованы с правовым управлением Русской православной церкви», а «работа по подготовке этих формулировок велась с активным участием и под контролем» Минюста.
Таким образом, новый словарь сразу выводится из научной плоскости. Такой подход заранее анонсировался: о том, что новый словарь будет служить не лингвистическим, а идеологическим целям, еще в марте нынешнего года предупреждал министр юстиции Константин Чуйченко. «Само понятие государственного языка относится к числу правовых, а не лингвистических категорий», — отмечали в СПбГУ.