Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение».
Купить журнал можно на «Озоне» с доставкой по СНГ.
Или в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В наше время христианское понимание святости стало частью политтехнологий и политпропаганды. Католическая церковь канонизировала подростка-миллениала, увлекавшегося компьютерными играми, а иерархи РПЦ (по просьбе спецпредставителя Путина Кирилла Дмитриева) воспели «мученический подвиг» убиенного трамписта Чарли Кирка.
Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение».
Купить журнал можно на «Озоне» с доставкой по СНГ.
Или в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
Понтификат американского папы Льва XIV начался совсем недавно, и свою первую канонизацию он совершил в первое воскресенье сентября. В католические святцы внесли имя подростка-миллениала (1991 года рождения) Карло Акутиса, который родился в Лондоне, а умер от лейкемии в Италии в 15-летнем возрасте. Он стал самым «современным» святым католического календаря. Не только потому, что жил уже в XXI веке, но и потому, что его «религиозный подвиг» заключался в веб-дизайне и программировании — Карло создавал сайты, посвященные чудесам святых, получив прозвище Инфлюэнсер Бога. На одной из фресок он изображен с ноутбуком в руках.
В жизнеописании юного святого имеется довольно «смутительная» для верующих деталь: Карло любил видеоигры (в первую очередь Super Mario), а ведь игромания — грех.
Зато распечатанные страницы сайтов, созданных новоявленным святым, теперь почитаются в католической церкви как реликвии.
Виртуальная реальность врывается в литургическую архаику. Более классическая деталь жития: после конфирмации в 12-летнем возрасте Карло взял себе за правило причащаться каждую неделю и часто исповедаться. Под конец своей краткой жизни он решил документировать все евхаристические чудеса по всему миру — то есть необыкновенные случаи в жизни верующих в момент причастия или сразу после него. Но успел не так много.
Мексика. Католики поклоняются мощам святого Карла Акутиса. Фото: Zuma / TASS
Прославления своего сына активно добивалась мать Карло Антония Сальцано, которая по всему миру собирала свидетельства о чудесах по молитвам к ее сыну. И это заставляет провести параллель с русской православной жизнью: жительница Чебаркуля под Челябинском Валентина Крашенинникова много лет проповедует культ своего сына Славика, умершего в 1993 году в 10-летнем возрасте. Книги о праведном Славике Чебаркульском выходили большими тиражами, а ряд «альтернативных» православных структур поддержал его культ. Славик стал заметным персонажем «сонма потаенных святых», у которых нет шансов получить признание официальной РПЦ, но их культ подогревает оппозиционные настроения радикально настроенных клириков и мирян. К этому же «сонму» принадлежат, например, Иван Грозный, Григорий Распутин или убитый в Чечне российский солдат Евгений Родионов.
Католическая церковь славится тщательной регламентацией всех церковных процедур: так, для канонизации нужно, чтобы кандидат совершил два документально подтвержденных чуда. Карло Акутису «профильная» дикастерия Святого престола атрибутировала исцеление студента во Флоренции от инсульта и мальчика в Бразилии — от врожденного порока поджелудочной железы. Забальзамированное и покрытое воском тело Карло теперь доступно для обозрения в одном из храмов Ассизи, а в Лондоне, где его крестили, хранится в качестве святыни прядь его волос.
Тем временем на матушке-Руси происходят еще более странные метаморфозы с переосмыслением святости в медиапространстве. Спецпредставитель президента РФ и гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, играющий ключевую роль в контактах Кремля с администрацией Трампа, сообщил 20 сентября, что провел «очень позитивные обсуждения с Русской православной церковью» на тему «признания духовного вклада Чарли Кирка в христианство» .
Молодой ультраправый активист и трампист Чарли Кирк был убит десятью днями ранее на митинге в мормонском штате Юта, а его похороны в Аризоне с участием Трампа собрали около 200 тысяч человек. По словам Кирилла Дмитриева, итогом обсуждений с РПЦ станет некая важная статья — о вкладе Кирка «в христианские дела».
Статья, мягко говоря, не заставила себя ждать — она появилась в тот же день, 20 сентября, за подписью самого митрополита Тихона (Шевкунова), которого одного время иначе как «духовником Путина» не называли, ну а теперь прочат в патриархи. Стало быть, это именно его теперь в Кремле (ну или рядом с ним) называют Русской православной церковью.
Чарли Кирк. Фото: Zuma / TASS
Тихон написал все как надо, без авторского эгоцентризма и лишней самодеятельности, в которых в последнее время упрекают патриарха Кирилла. Своего рода отчетом перед заказчиками выглядит немедленно опубликованный на сайте митрополита английский перевод статьи. Впечатление от статьи:
один из идеологов путинского консерватизма признает протестанта-консерватора Кирка (он принадлежал к организации «Часовня на Голгофе» — Calvary Chapel) святым мучеником. Он, по словам Тихона, нес проповедь о Царствии Небесном «в самые неподходящие места», обращая ко Христу многих молодых людей.
Чарли Кирк погиб в возрасте 31 года от пули снайпера, сразившей его прямо во время выступления на большом митинге. Трамп, который ценил Кирка, сразу же обвинил в преступлении Демократическую партию, а полиция чуть позже задержала по подозрению в убийстве 22-летнего Тайлера Робинсона — выходца из мормонской семьи, придерживающегося левых взглядов. Сам же мученик Кирк был известен тем, что создал и возглавил семейство праворадикальных организаций, в название которых входит слово Turning («поворот», или в этом контексте — «разворот»). Он не стал получать высшего образования, в 19-летнем возрасте с головой погрузившись в политику. На свои проекты, направленные против левой профессуры и преподавателей, сумел собрать миллионы долларов от доноров Республиканской партии, и к 2019 году все это выросло во всеамериканские движения Turning Point Action и Turning Point Faith (последнее ориентировано на мобилизацию религиозных организаций с правой идеологией), выступающее против отделения церкви от государства.
Подобно большинству трампистов, Кирк увлекался конспирологией, отрицал ковид и глобальное потепление. Во время пандемии отказывался носить маску и обличал демократов в «заговоре против христианства». В феврале 2022-го он назвал СВО приграничным конфликтом и поддержал обвинения против Украины в обстрелах Донбасса. При этом РФ он тоже не идеализировал, называя ее политическую систему клановой диктатурой. О степени радикализма Кирка свидетельствует его приверженность теории «культурного марксизма» (как продолжению нацистской теории культурбольшевизма), сторонники которой считают марксизм порождением еврейского заговора против западной культуры.
«Проповедь» Кирка действительно во многом близка наиболее скандальным заявлениям, несущимся теперь с амвонов РПЦ (правда, больше из уст Андрея Ткачева, нежели Тихона). Например, на молодежной конференции три года назад Кирк настаивал на эксклюзивности «библейской модели» семьи, подразумевающей лидерство мужчины и зависимость от него женщины. Он выступал против абортов, ЛГБТ*, аффирмативной медицины при смене пола, за религиозный контроль над политической жизнью, ну и, в конце концов, дошел до исламофобии, что не должно бы понравиться ревнителям российской версии «традиционных скреп» как нерушимого союза православия и ислама. «Мусульмане, — рассуждал Кирк, — хотят привнести на Запад ценности, которые стремятся дестабилизировать нашу цивилизацию».
Весть о мученичестве Кирка митрополит Тихон называет взрывом сверхновой, благодаря которому православный русский народ открыл в странном американце «неожиданного единомышленника».
Дальше он пишет прямо языком из житий святых:
«Его образ, полный веры, решимости и христианской любви… Убежденное отстаивание евангельской правды и есть любовь в действии… Мученическая смерть Чарли вдохнула новую, многократно умноженную жизнь для служения их (христиан. — А. С.) целям, мыслям, убеждениям».
И кто после этого скажет, что Тихон — не экуменист? По его словам, харизмат из движения Calvary Chapel стал для православных путевождем, живым уроком того, как надо верить и проповедовать «в эпоху постправды, релятивизма и воинствующего либерализма».
Волна «канонизации» Кирка не ограничилось Тихоном — весьма яркую проповедь в честь американского «мученика» опубликовал и Тверской митрополит Амвросий, бывший ректор Санкт-Петербургской духовной академии — альма-матер патриарха Кирилла. Он как раз прославляет стиль общения Кирка со студентами. Если верить Амвросию, главные черты Кирка в этом общении — уважение, любовь, ясность аргументации, сердечность. «Можно только предполагать, — пишет Амвросий, — скольких людей он смог переубедить — в вопросах абортов, смысла семейной жизни, нравственных ориентиров, истинной свободы. Скорее всего, именно потому, что он был эффективным проповедником, его жизнь оборвалась так рано. Но то, что он успел сказать и сделать, продолжает звучать».
Патриарх Кирилл пока молчит — он вне этого дискурса, отстал от поезда. Стратегия «миссионерского прорыва», с которой пришел на патриаршество Кирилл почти 17 лет назад, была во многом либеральной, ориентированной на современные католические идеи и приемы. Идеализация образа и идеологии радикального трамписта, которой по заказу из Кремля взялось заниматься следующее после Кирилла поколение иерархов, — это «контрмиссионерский прорыв», стратегия подчинения государства и общества консервативным «традиционным ценностям», а не адаптация церкви к социально-культурной эволюции светского общества.
Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение». Купить журнал можно в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}