Комментарий · Общество

Хоть святых заноси

В современном мире христианское понимание святости стало частью политтехнологий и политпропаганды. Новые угодники церкви

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В наше время христианское понимание святости стало частью политтехнологий и политпропаганды. Католическая церковь канонизировала подростка-миллениала, увлекавшегося компьютерными играми, а иерархи РПЦ (по просьбе спецпредставителя Путина Кирилла Дмитриева) воспели «мученический подвиг» убиенного трамписта Чарли Кирка.

Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение».

Купить журнал можно на «Озоне» с доставкой по СНГ.

Или в телеграм-магазине «Для дорогих людей».

Инфлюэнсеры Бога

Понтификат американского папы Льва XIV начался совсем недавно, и свою первую канонизацию он совершил в первое воскресенье сентября. В католические святцы внесли имя подростка-миллениала (1991 года рождения) Карло Акутиса, который родился в Лондоне, а умер от лейкемии в Италии в 15-летнем возрасте. Он стал самым «современным» святым католического календаря. Не только потому, что жил уже в XXI веке, но и потому, что его «религиозный подвиг» заключался в веб-дизайне и программировании — Карло создавал сайты, посвященные чудесам святых, получив прозвище Инфлюэнсер Бога. На одной из фресок он изображен с ноутбуком в руках.

В жизнеописании юного святого имеется довольно «смутительная» для верующих деталь: Карло любил видеоигры (в первую очередь Super Mario), а ведь игромания — грех

Зато распечатанные страницы сайтов, созданных новоявленным святым, теперь почитаются в католической церкви как реликвии.

Виртуальная реальность врывается в литургическую архаику. Более классическая деталь жития: после конфирмации в 12-летнем возрасте Карло взял себе за правило причащаться каждую неделю и часто исповедаться. Под конец своей краткой жизни он решил документировать все евхаристические чудеса по всему миру — то есть необыкновенные случаи в жизни верующих в момент причастия или сразу после него. Но успел не так много.

Мексика. Католики поклоняются мощам святого Карла Акутиса. Фото: Zuma / TASS

Прославления своего сына активно добивалась мать Карло Антония Сальцано, которая по всему миру собирала свидетельства о чудесах по молитвам к ее сыну. И это заставляет провести параллель с русской православной жизнью: жительница Чебаркуля под Челябинском Валентина Крашенинникова много лет проповедует культ своего сына Славика, умершего в 1993 году в 10-летнем возрасте. Книги о праведном Славике Чебаркульском выходили большими тиражами, а ряд «альтернативных» православных структур поддержал его культ. Славик стал заметным персонажем «сонма потаенных святых», у которых нет шансов получить признание официальной РПЦ, но их культ подогревает оппозиционные настроения радикально настроенных клириков и мирян. К этому же «сонму» принадлежат, например, Иван Грозный, Григорий Распутин или убитый в Чечне российский солдат Евгений Родионов.

Католическая церковь славится тщательной регламентацией всех церковных процедур: так, для канонизации нужно, чтобы кандидат совершил два документально подтвержденных чуда. Карло Акутису «профильная» дикастерия Святого престола атрибутировала исцеление студента во Флоренции от инсульта и мальчика в Бразилии — от врожденного порока поджелудочной железы. Забальзамированное и покрытое воском тело Карло теперь доступно для обозрения в одном из храмов Ассизи, а в Лондоне, где его крестили, хранится в качестве святыни прядь его волос.

Митрополиты воспевают Кирка

Тем временем на матушке-Руси происходят еще более странные метаморфозы с переосмыслением святости в медиапространстве. Спецпредставитель президента РФ и гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, играющий ключевую роль в контактах Кремля с администрацией Трампа, сообщил 20 сентября, что провел «очень позитивные обсуждения с Русской православной церковью» на тему «признания духовного вклада Чарли Кирка в христианство» .

Молодой ультраправый активист и трампист Чарли Кирк был убит десятью днями ранее на митинге в мормонском штате Юта, а его похороны в Аризоне с участием Трампа собрали около 200 тысяч человек. По словам Кирилла Дмитриева, итогом обсуждений с РПЦ станет некая важная статья — о вкладе Кирка «в христианские дела».

Статья, мягко говоря, не заставила себя ждать — она появилась в тот же день, 20 сентября, за подписью самого митрополита Тихона (Шевкунова), которого одного время иначе как «духовником Путина» не называли, ну а теперь прочат в патриархи. Стало быть, это именно его теперь в Кремле (ну или рядом с ним) называют Русской православной церковью.

Чарли Кирк. Фото: Zuma / TASS

Тихон написал все как надо, без авторского эгоцентризма и лишней самодеятельности, в которых в последнее время упрекают патриарха Кирилла. Своего рода отчетом перед заказчиками выглядит немедленно опубликованный на сайте митрополита английский перевод статьи. Впечатление от статьи: 

один из идеологов путинского консерватизма признает протестанта-консерватора Кирка (он принадлежал к организации «Часовня на Голгофе» — Calvary Chapel) святым мучеником. Он, по словам Тихона, нес проповедь о Царствии Небесном «в самые неподходящие места», обращая ко Христу многих молодых людей.

Чарли Кирк погиб в возрасте 31 года от пули снайпера, сразившей его прямо во время выступления на большом митинге. Трамп, который ценил Кирка, сразу же обвинил в преступлении Демократическую партию, а полиция чуть позже задержала по подозрению в убийстве 22-летнего Тайлера Робинсона — выходца из мормонской семьи, придерживающегося левых взглядов. Сам же мученик Кирк был известен тем, что создал и возглавил семейство праворадикальных организаций, в название которых входит слово Turning («поворот», или в этом контексте — «разворот»). Он не стал получать высшего образования, в 19-летнем возрасте с головой погрузившись в политику. На свои проекты, направленные против левой профессуры и преподавателей, сумел собрать миллионы долларов от доноров Республиканской партии, и к 2019 году все это выросло во всеамериканские движения Turning Point Action и Turning Point Faith (последнее ориентировано на мобилизацию религиозных организаций с правой идеологией), выступающее против отделения церкви от государства.

Подобно большинству трампистов, Кирк увлекался конспирологией, отрицал ковид и глобальное потепление. Во время пандемии отказывался носить маску и обличал демократов в «заговоре против христианства». В феврале 2022-го он назвал СВО приграничным конфликтом и поддержал обвинения против Украины в обстрелах Донбасса. При этом РФ он тоже не идеализировал, называя ее политическую систему клановой диктатурой. О степени радикализма Кирка свидетельствует его приверженность теории «культурного марксизма» (как продолжению нацистской теории культурбольшевизма), сторонники которой считают марксизм порождением еврейского заговора против западной культуры.

РПЦ: смена вектора

«Проповедь» Кирка действительно во многом близка наиболее скандальным заявлениям, несущимся теперь с амвонов РПЦ (правда, больше из уст Андрея Ткачева, нежели Тихона). Например, на молодежной конференции три года назад Кирк настаивал на эксклюзивности «библейской модели» семьи, подразумевающей лидерство мужчины и зависимость от него женщины. Он выступал против абортов, ЛГБТ*, аффирмативной медицины при смене пола, за религиозный контроль над политической жизнью, ну и, в конце концов, дошел до исламофобии, что не должно бы понравиться ревнителям российской версии «традиционных скреп» как нерушимого союза православия и ислама. «Мусульмане, — рассуждал Кирк, — хотят привнести на Запад ценности, которые стремятся дестабилизировать нашу цивилизацию».

Весть о мученичестве Кирка митрополит Тихон называет взрывом сверхновой, благодаря которому православный русский народ открыл в странном американце «неожиданного единомышленника». 

Дальше он пишет прямо языком из житий святых: 

«Его образ, полный веры, решимости и христианской любви… Убежденное отстаивание евангельской правды и есть любовь в действии… Мученическая смерть Чарли вдохнула новую, многократно умноженную жизнь для служения их (христиан.А. С.) целям, мыслям, убеждениям».

И кто после этого скажет, что Тихон — не экуменист? По его словам, харизмат из движения Calvary Chapel стал для православных путевождем, живым уроком того, как надо верить и проповедовать «в эпоху постправды, релятивизма и воинствующего либерализма».

Волна «канонизации» Кирка не ограничилось Тихоном — весьма яркую проповедь в честь американского «мученика» опубликовал и Тверской митрополит Амвросий, бывший ректор Санкт-Петербургской духовной академии — альма-матер патриарха Кирилла. Он как раз прославляет стиль общения Кирка со студентами. Если верить Амвросию, главные черты Кирка в этом общении — уважение, любовь, ясность аргументации, сердечность. «Можно только предполагать, — пишет Амвросий, — скольких людей он смог переубедить — в вопросах абортов, смысла семейной жизни, нравственных ориентиров, истинной свободы. Скорее всего, именно потому, что он был эффективным проповедником, его жизнь оборвалась так рано. Но то, что он успел сказать и сделать, продолжает звучать».

Патриарх Кирилл пока молчит — он вне этого дискурса, отстал от поезда. Стратегия «миссионерского прорыва», с которой пришел на патриаршество Кирилл почти 17 лет назад, была во многом либеральной, ориентированной на современные католические идеи и приемы. Идеализация образа и идеологии радикального трамписта, которой по заказу из Кремля взялось заниматься следующее после Кирилла поколение иерархов, — это «контрмиссионерский прорыв», стратегия подчинения государства и общества консервативным «традиционным ценностям», а не адаптация церкви к социально-культурной эволюции светского общества.

Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение». Купить журнал можно в телеграм-магазине «Для дорогих людей».

* «Международное движение ЛГБТ» признано в РФ экстремистским, его деятельность запрещена.