Поскольку новости сейчас долго не живут, причем любые, — крестный ход, прошедший в Москве еще 7 сентября, можно было бы уже и забыть. Но в пятницу аналогичное шествие прошло по Невскому в Петербурге. И если пройдет снова в столице или в бывшей столице, или в других малых или больших городах, вы не удивляйтесь. Эпоха задает формат.
Площади, на которые когда-то выходили с белыми лентами и вообще несогласные и недовольные сторонники либеральных идей, целенаправленно и жестко зачищали от всей этой «прозападной публики». Потом зачистки перешли в онлайн и вылились в бесконечные списки «иноагентов», экстремистов и террористов, нежелательных и аффилированных. Сейчас даже с пикетом в метро у пародии на барельеф Сталина постоять спокойно нельзя. А все заявки на согласование публичных акций наталкиваются на запрет — сперва под предлогом бушующего ковида, о котором помнят только в мэриях, или беспилотной угрозы. Но крестному ходу в любой точке страны это не помеха.
Конечно, как это принято у организаторов и участников, численный состав митингующих кажется им гораздо больше реального. Так бывало и у демократов, так получается и у патриотов. С каждом днем пришедших на акцию становилось в отчетах все больше и больше, пока к пятнице патриарх Кирилл не сообщил уже о 400 тысячах, что, конечно, не соответствовало не только объективной реальности, но и физической вместимости маршрута. Реально было раз в восемь меньше. Как и в Петербурге, конечно, не было ни ста двадцати, ни семидесяти тысяч в центре. Но это все равно были тысячи, десятки тысяч. Шествие их было согласовано. И даже негласно приветствовалось. Хотя был нюанс.